Темой для конфликтов были и остаются сценарии. Здесь сталкиваютя разночтения в их реализации между режиссёрами и, собственно, самими сценаристами. Примеры таких разногласий редко становились достоянием широкой общественности. Думаю многим будет интересно узнать о них сегодня.
1. "Белое солнце пустыни" (1970) - Режиссёр Владимир Мотыль. Сценаристы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков.
По легенде, режиссёр внёс значительные изменения в сценарий уже в процессе съёмок, добавляя в фильм более яркие и драматичные моменты, что вызвало неодобрение у сценаристов. Однако, именно эти изменения в конечном итоге привели к успеху фильма.
Строго говоря, сценаристы были правы. Режиссер должен был следовать сценарию, подписанному киностудией, финансирующей кинокартину.
Кинозритель должен понимать, что за эти изменения режиссер брал еще и деньги. Со сценариста. Со временем это стало нормой. Обычный режиссерский тариф колебался от 25% до 50% гонорара сценариста. Как вы понимаете, эти суммы передавались неофициально.
Идем дальше.
2. "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Режиссер - Леонид Гайдай. Сценарист - Ян Фрид.
Основой сценария была пьеса Михаила Булгакова. Адаптировал ее к условиям Москвы начала 70-х годов сценарист Ян Фрид. Однако, в процессе экранизации Леонид Гайдай внёс множество изменений в творение Булгакова/Фрида. Сюжетные линии, которые у Булгакова только намечались пунктирно, у Фрида были усилены, а в окончательном варианте Гайдая подогнаны под его собственный кинематографический стиль.
3. Андрей Тарковский был известен среди коллег, как режиссер, который переворачивал саму идею сценария с ног на голову.
В случае со сценарием "Соляриса" (1972 год), поляк Станислав Лем попросил вообще убрать свою фамилию из титров картины Тарковского. Хотя сценарий по его роману писал Фридрих Горенштейн, но идея Лема была в поиске счастья в космосе, а не наоборот, как сформулировал ее Андрей Тарковский.
Горенштейн, в свою очередь, не отличался кротостью нрава. Это, в итоге, привело его к эмиграции из СССР. Он уехал еще раньше Тарковского.
4. В "Сталкере" ( 1979 год) Андрей Тарковский творчески переработал братьев Стругацких. Он экранизировал их роман "Пикник на обочине" и существенно изменил первоначальную концепцию произведения.
В книге акцент был сделан на фантастическом аспекте и социологическом подтексте. Это же братья пытались показать в сценарии. Тогда как в фильме "Сталкер" Тарковский фокусируется на философских вопросах, сделав произведение более абстрактным и, в конечном итоге, завуалировано антисоветским.
(Своих имен из титров братья Стругацкие не сняли)
5. "Сибириада" (1979). Режиссёр - Андрей Кончаловский, сценарист Валентин Ежов.
В основе сценария Валентина Ежова лежит продолжительная история о двух семьях, растянутая на несколько поколений. Однако, в процессе работы над картиной Андрей Кончаловский внёс значительные изменения в историю, чтобы усилить тему русской истории и духовности. Это привнесло в кинофильм новый уровень глубины и масштаба, который отличался от первоначального сценария. К счастью, здесь обошлось без серьезного конфликта между Ежовым и Кончаловским.
Однако тарифы маститого режиссера за соавторство в написании сценария остаются тайной. Хотя не думаю, что в отношении Ежова это была сумма в 50% его гонорара. Все-таки сценарист был лауреатом Ленинской премии. Его имя в титрах и связи помогали обходить цензуру.
Впрочем, возможно, кто-то из корреспондентов осмелится задать этот вопрос Андрону Кончаловскому?
Продолжить тему конфликтов в кино между участниками кинопроцесса?
Все мои статьи о кино: