В клубах густого горячего пара движутся обнажённые женские фигуры. Все лавки заняты настолько, что в прямом смысле яблоку негде упасть. Картина «Деревенская баня» написана Александром Герасимовым в период с 1938-го по 1956-й годы.
Мытьё идёт полным ходом. Из шаек и ковшиков на гладкие блестящие тела изливаются потоки воды. Сквозь затуманенный воздух из двух расположенных на дальней стене окон с трудом пробивается тусклый дневной свет.
Позы купальщиц совершенно естественны. Изображённые женщины не позируют, а живут. Подобная непринуждённость возникает лишь тогда, когда за людьми, занятыми каким-то будничным делом, никто пристально не наблюдает. Живописец чутко уловил магию момента и сумел передать её через спокойную уверенность своих героинь.
Масштабная работа не вписалась в общую тональность революционно-исторического наследия художника. По характеру упоительной раскованности она близка сельским сценкам, редко выходящим из-под кисти мастера. Реакция современников на произведение, воспевающее полнокровие жизни и трепетное преклонение перед женским телом, оказалась различной. Пока истинные ценители живописи восхищались рубенсовскими формами крестьянок и почти осязаемой воздушностью композиции, номенклатурные работники от культуры создавали препоны для экспонирования холста в галереях
СССР.