Гонконгский фильм 2002 года от Эндрю Лау и Алана Мака был взят Скорсезе за основу для его оскароносных в нескольких номинациях "Отступников" (включая Лучший фильм).
Пара слов о названиях
Русское название "Двойной рокировки" скорее спойлерит сюжет, а вот оригинальное китайское предполагает некое "безвыходное положение, тупиковый путь, состояние, когда не срединного пути", а официальное англоязычное "Infernal Affairs" отсылает зрителя сразу на две вещи.
Во-первых, созвучные "internal affairs" - это отдел внутренних расследований (что корректно по сюжету), а во-вторых, в прямую переводятся как "Адские дела", говоря о непростой ситуации, в которых оказываются герои.
Русскоязычное название "Отступников" в оригинале "The Departed", тоже скорее проигрывает англоязычному. В английском the departed - это усопшие. Конечно, есть и одно значение to depart - как отступать от традиций, но даже сам фильм Скорсезе начинается цитатой об ушедших в мир иной.
О чем фильм "Двойная рокировка"?
С одной стороны, с детства завербованный криминальным авторитетом Хон Самом (Эрик Цан) юноша по фамилии Лау (Энди Лау) вырос, с успехом закончил полицейскую академию и делает карьеру, а на самом деле работает на Хона.
С другой стороны, не менее талантливый ученик академии (герой Тони Люна Чу Вая - Чан) напоказ с позором отчисляется из учебного заведения и отбывает срок в тюрьме, чтобы правдоподобно внедриться в банду того же Хона.
Двое квазиполицейских сталкиваются.
Чем хорош фильм "Двойная рокировка"?
"Двойная рокировка" хорош, прежде всего, своей тонкостью.
Я правда считаю, что достаточно жестокий полицейско-криминальный боевик-триллер из Гонконга является тонким фильмом.
Почему?
Во-первых, персонажи Энди Лау и Тони Люна живут насыщенной и непростой внутренней жизнью, и фильм за какие-то полтора часа показывает всю палитру их душ.
Во-вторых, отношения героев Энди Лау и Тони Люна с их женщинами не только служат для раскрытия их характеров, но они очень глубоко показывают любовь. Здесь нет места откровенной сексуальности, потому что их взаимоотношения построены не на сексе. Обоим любовь придает сил совершить сложные для них поступки. И насколько тонко показана ветка отношений героя Тони Люна с его дамой сердца, и ее отношение к нему через поступки.
В-третьих, постановочно "Двойная рокировка" великолепна. Это касается не только и не столько брутальных сцен, сколько вниманием к мелочам.
Если будете смотреть или уже посмотрели, обратите свое внимание на сцену в кинотеатре, например. Сколько великолепной геометрии, правдоподобия, ритмичности в кадре. И вишенкой на этом торте выступает маловажное на первый взгляд движение героя Энди Лау - он постукивает очень важной для сюжета папкой с документами по ноге.
В-четвертых - и этот пункт объясняет и первые три - очень крепкий сценарий. Лента компактна по времени, но все затронутые темы раскрыты, все детали сыграли свою роль. Герои прошли свои арки, каждый пережил свое внутреннее преображение.
Весь фильм авторы ставят перед зрителем и героями вопрос: что такое быть собой?
А главный твист в лифте - да и сама сцена крайне эффектная - расставляет все по местам, при этом переворачивая все с ног на голову.
"Двойная рокировка" против "Отступников": что лучше?
Для меня ответ однозначен - "Двойная рокировка".
И не только потому, что это первоисточник.
Мое знакомство с этими лентами началось с "Отступников", и я была под большим впечатлением, главным образом, от сюжета. А затем через несколько лет я посмотрела "Двойную рокировку", и я до сих пор помню свое восхищение и негодование, почему ремейк получил премии и такое признание, когда оригинал настолько великолепен?
После недавнего пересмотра обоих лент - я остаюсь при своем мнении. Косвенно Скорсезе будто бы и сам соглашается с тем, что его фильм карикатура на оригинал, мол, он не знал, что это ремейк, когда согласился на проект, мол, не стал смотреть "Двойную рокировку", пока снимал "Отступников", мол, очень удивился тому, что фильм его так приняли, ведь он такой гротескный и неприятный. В этом есть много кокетства.
Однако вернемся к сравнению.
Актерский состав
И там, и там актерский состав представлен легендами и крепкими актерами местной киноиндустрии.
Участие Джека Николсона превратило его персонаж, который в оригинальном фильме был на второстепенных ролях, в главного героя. Николсон отыграл джокерообразного или иствикского (и здесь это, вероятно, комплимент) злодейского злодея - чистое зло во плоти. Он выделывается, делает из ряда вон выходящие вещи по поводу и без. При просмотре мне было очевидно, что большая часть его эффектных па - это импровизация.
Конечно, ДиКаприо и Мэтт Дэймон тоже старались, но исполнение Джека Николсона перетянуло на себя все внимание, превратив фильм в его бенефис, хотя и не без шапито.
Интересен персонаж Дигнам, которого Марк Уолберг исполнил весьма стильно.
В гонконгском фильме в центре три выразительных героя. Они крепко держатся на плечах прекрасных актеров - Энди Лау, Тони Люна и Энтони Вона. Однако фокус в "Двойной рокировке" наведен именно на внутренний мир героев, и они должны отыгрывать все физические сцены, держа постоянным напряженным эмоциональный фон.
Тони Люн - замечательный актер. Вот пример другой его работы по тону и жанру:
И если ДиКаприо в своей интерпретации увел своего героя в постоянную истерику, которую тот пытается глушить таблетками, то Тони Люн подошел иначе - по его глазам можно считать такое отчаяние, что зрителю при его внешней сдержанности передается грандиозное переутомление.
Еще пара деталей из прекрасного сценария, и его герой светится изнутри. Без заламывания рук и громких криков, как у ДиКаприо.
Сценарий
Главное золото "Двойной рокировки" - это конечно, сценарий. Тонкий, захватывающий с великолепным твистом, который полностью объяснен и логичен.
"Отступники" взяли, наверное, 90% сценария, зачем-то доработали сбалансированные сцены (например, драма от крыши к лифту), испортив их, и на час с небольшим сверху нагрузили много-много Джека Николсона. Остальные 10% оставили в виде отсылок к оригинальному фильму.
Многое нарочито опошлено или огрублено. Тоже неясно зачем. Чтобы не спойлерить, просто дам контуры моих "зачем".
Они касаются, женщин(ы) главных героев, убийства одного из персонажей, героя Мэтта Дэймона/Энди Лау и его судьбы в целом. Из не таких важных "зачем" - просто сравните сцену в кинотеатре и оцените правдоподобность, напряжение, пошлость (нужную ли? видно, что это просто прикол Николсона), и сами сформируйте свое мнение.
Постановка
И там, и там кино поставлено хорошо. Тут вопросов нет.
Атмосфера
Скорсезе пробовал передать ирландско-американскую атмосферу. Получилось грязно, гротескно, но ярко.
Эндрю Лау и Алан Мак не делали яркий постер Гонконга, но есть классные детали (например, прослушивание песни в магазине техники - великолепная сцена, кстати - или открывающая сцена в храме), которые добавляют контурам абстрактного большого и опасного города своей эстетики.
И то, и другое - хорошо, просто по-разному и для по-разному настроенных эстетически людей. Мне ближе Гонконг.
Общее впечатление
"Двойная рокировка" - один из моих любимых фильмов, так что я с удовольствием его рекомендую к просмотру при условии, что Вы готовы к самой идее криминального триллера. Что до "Отступников" я отношусь к ним пренебрежительно, как эдаким гастролям подуставшего цирка шапито, но пересматривать оба фильма для целей сравнения мне было интересно.
Если Вы не знакомы с гонконгскими боевиками, то "Двойная рокировка" - скорее изобретательный интересный образец жанра. Если Вы успели посмотреть "Отступников", то крайне рекомендую ознакомиться с тем, откуда, так сказать, ноги растут.