Оригинальное название картины гонконгского режиссера Вонга Карвая (который на самом деле читается скорее Ка-Вай) - 花樣年華 - означает "Год цветка", или лучше сказать "Время цветения". Английское название отсылает к песне "In the mood for love" (дословно "в настроении для любви"), родом из 1930х, пережившая (и до сих пор переживающая) много кавер-версий от тети Джорджа Клуни Розмари и Джули Лондон до Билли Айлиш.
Фильм получил два приза в Каннах - за техническое мастерство и мужскую роль Тони Люна.
Сюжет
Две супружеские пары заселяются в соседние комнаты в доходном доме в Гонконге 1960-х. Внимание сосредоточено на муже и жене, но из разных пар. Он (Тони Люн) и она (Мэгги Чун) живут обычной жизнью: ходят на работу, приходят домой, иногда ходят за уличной едой. Пока однажды каждый из них не начинает подозревать своих благоверных в измене. На этой почве они сближаются.
При всей простоте и почти полном отсутствии сюжета в фильме есть даже твист и драматургия. Хотя в полной мере их даже спойлерами назвать сложно, ведь от их знания мало что меняется. Разве что зрителя, привыкшего к тому, чтобы кино было аттракционом и развлекало его прежде всего сюжетом и быстро сменяющимися картинками, они "разбудят" пару раз за фильм.
Сложно ли смотреть "Любовное настроение"?
"Любовное настроение" - действительно фильм-настроение, тягучий, томный, долгий и очень красивый.
Но красота - категория не абсолютная, поэтому если Вам эстетически фильм не покажется красивым, или если Вы не погрузитесь в предлагаемое автором настроение, то скорее всего, Вы останетесь разочарованы. Вам может стать откровенно скучно, и мысль о том, что арт-хаус - это нудно, долго и претенциозно, покажется Вам вполне разумной.
Мне "Любовное настроение" попадает в душу. Я смотрела его раза 4 в разном возрасте, и каждый раз кино мне нравится. Я наслаждаюсь каждым кадром, сочетанием цветов, музыкой.
Я с восхищением слежу вместе с Вонгом Карваем за красотой героини Мэгги Чун, ее точеностью, изяществом и походкой. Отдельный вид искусства ее костюмы, созданные Уильямом Чаном (William Chang), в которых как в мозаике собираются и разбиваются цвета и фактуры из кадра, она словно вбирает в себя всю реальность. Чана, кстати, номинировали на Оскар за его работу в другом фильме Вонга Карвая "Великий мастер".
Отдельным штрихом является музыка двух композиторов Майкла Галассо и Сигэру Умэбаяси.
Поэтичная каждодневность
За что я по-настоящему люблю "Любовное настроение", так это за то, что оно поэтизирует быт и каждодневность.
Человеку легче убежать от реальности, она бывает слишком прозаична и утомительна.
Бежать куда угодно: хоть с Борном играть в шпионские игры, хоть бродить с хоббитами по Средиземью, хоть переживать эмоциональные качели с героями турецких сериалов.
Ведь каждый день не позволяет нам быть сильным и ловким адреналиновым спецагентом, спасать волшебный мир или с замиранием сердца влюбляться как в 20 лет. Каждый день навязывает нам чистить зубы, работать, оплачивать счета, выбрасывать мусор и ходить в магазин.
И я люблю "Любовное настроение", как и, например, "Патерсон" Джармуша за то, что такие фильмы учат зрителя любить его жизнь такой, какой она предстает. Видеть красивое в набивших оскомину ежедневных ритуалах от мытья посуды до похода на работу. Любоваться течением жизни, которое иногда вытягивается и кажется едва ползущим.
Течение этого фильма такое же - слишком медленное, иногда фрагментарное, вытянутое, любующееся разворачивающимися перед глазами наблюдателя картинами.
А реальность воплощена в одном из героев фильма - пошлом мужчине, который то и дело приходит к герою Тони Люна, чтобы поделиться своими сексуальными похождениями с проститутками и занять денег. Этот персонаж настолько нарочито неприятен, что создает превосходный контраст с героем Тони Люна, который стремиться поступить красиво и правильно.
Постскриптум. Особый взгляд
Был такой странный документальный сериал "На рыбалку с Джоном" (Fishing with John), где актер и художник Джон Лури зовет на рыбалку своих друзей и снимает документалку о том, как они это делают.
В одном из эпизодов компанию Лури составляет Джармуш. На корабле Джармуш рассказывает Джону историю о дельфинах.
Однажды одна женщина пошла плавать и к ней приблизилась стая дельфинов, а один из них стал бить ее носом в одно и то же место. Когда она обратилась к врачу, в этом месте у нее обнаружили опухоль на ранней стадии. Милая история, правда?
Но самое интересное - это трактовка Джармуша. Ему показалось удивительным вовсе не то, что дельфины знали о болезни женщины.. Его поразило то, что они знали, что она не знала о своей болезни.
Вот такие "перевороты" точки зрения, которые могут подарить талантливые творческие люди, очень ценны, поэтому я люблю "Любовное настроение".