Найти тему
Историк-любитель

Танки России, часть 11 - работа над ошибками. Т-38

Оценив все недостатки плавающего танка Т-37А, советское военное руководство приказало конструкторам вылечить все “детские болезни” первого советского плавающего танка, даже если это потребует создания принципиально новой машины. Но конструкторы пошли по пути наименьшего сопротивления, значительно доработав базовую машину - так появился второй плавающий танк Т-38.

Малый плавающий танк Т-38, именно так он назывался согласно официально документации. Изображение в свободном доступе.
Малый плавающий танк Т-38, именно так он назывался согласно официально документации. Изображение в свободном доступе.

История создания

Как я писал ранее, Т-37А получился довольно неудачной машиной. Постоянно ломающаяся трансмиссия, низкая плавучесть, слабая защита и вооружение (но иначе танк не мог плавать) и ещё с десяток выявленных проблем. Однако заменить первый советский плавающий танк было попросту нечем - новый танк необходимо было создать, и желательно с нуля. Это поручили всё тому же КБ завода №37, которое выпустило Т-37А - дескать, вот у вас есть уже реальный опыт проектирования такой техники, вам и карты в руки. Карты (технологические, конечно же) в конструкторском бюро в руки взяли, но вместо проектирования абсолютно новой машины, решили “полечить” уже стоящий на вооружении танк.

Корпус танка подвергся значительным, но к сожалению, не особо полезным изменениям. Изображение в свободном доступе.
Корпус танка подвергся значительным, но к сожалению, не особо полезным изменениям. Изображение в свободном доступе.

В первую очередь конструкторы серьёзно поработали над формой корпуса - он стал шире и более плоским, для придания новому танку большей плавучести. С силовой установкой экспериментировать не стали - лёгких и производительных двигателей в СССР тогда ещё не производилось, поэтому пришлось обходиться тем, что есть. Однако в двигательном отсеке произвели по-настоящему серьёзную работу, существенно сократив таким образом количество возможных недочётов и поломок. Однако дальше “косметических” изменений дело не пошло…

Конструкция

Помня о вышесказанном, можно смело заявить - особых изменений конструкция не понесла. Советская военная промышленность тех лет представляла собой инертную массу, в большинстве своём не способная на новаторские идеи без оглядки на иностранный опыт. Поэтому говорить о серьёзных изменениях, да ещё и в среде танков, аналогов которым весьма мало, не приходится. Но они всё же были.

Корпус

Т-38 получил “улучшенное бронирование” - корпус в новой модели собирался из бронеплит толщиной в 9 мм, что не представляло серьёзного улучшения защитных характеристик. Но оно и понятно - плавучесть танку нужно было сохранить, а в идеале ещё и повысить. Тут вставала ещё одна проблема - по заявлениям военных, деревянные “поплавки” у танков первой модели могли стать причиной возгорания, а оно в бензиновых танках было смерти подобно. Поэтому конструкторам рекомендовалось по возможности избавиться от них, повысив таким образом, шансы машины на выживание.

Именно поэтому корпус Т-38 стал шире - конструкторы надеялись повысить плавучесть, увеличив площадь, помня о свойстве плавучих предметов иметь низкую осадку при большей площади поверхности. Вширь корпус раздался не особо заметно - всего на 39 сантиметров, зато на добрых 20 сантиметров стал ниже.

Это не принесло практически никаких плюшек, зато выполнило одно из главных требований УММ РККА - танк мог плавать без всяких поплавков. Правда недалеко и недолго. Но решить таким образом проблемы с плавучестью не удалось - равно как и Т-37А, новый танк не мог брать на себя даже двух десантников при передвижении по воде, а также не мог плавать в условиях хоть какого-то волнения. Точнее, требовал огромного опыта и концентрации от механика-водителя, в противном случае танк просто черпал воду носом и мог уйти на дно, откуда самостоятельно выбраться уже не мог.

Как видно на фото, "мореходные" качества танка не улучшились от слова совсем. Разумеется, ни о каком десанте с воды говорить уже не приходилось. Изображение в свободном доступе.
Как видно на фото, "мореходные" качества танка не улучшились от слова совсем. Разумеется, ни о каком десанте с воды говорить уже не приходилось. Изображение в свободном доступе.

Среди остальных изменений - перенос башни на левую сторону, а места механика-водителя - на правую. По мнению конструкторов, это должно было помочь отличать танки предыдущей модели от новой - башни и вооружение, в принципе, остались теми же. Каких-то практических изменений такое изменение конструкции не принесло, в принципе.

В принципе, на этом список понятных широкому кругу читателей новинок в конструкции плавающих танков можно закончить, чем мы с вами и займёмся - перейдём к серийному производству и первым модернизациям Т-38.

Серийное производство и первые модернизации

Весной 1936 года новой машине отдают одну сборочную линию, для отладки производства. Уже к лету Т-38 полностью вытесняет со сборочных линий старую модель, а к середине лета в конструкцию вносятся первые модификации. Вернее, то, что не успели доделать - вместо временно установленного автомобильного дифференциала начали устанавливать полноценные бортовые фрикционы, а чуть позже новый танк полностью “отрабатывает” свой гарантийный пробег. Любопытно, да? На вооружение принят, серийно производится, но ещё не прошёл гарантийные ходовые испытания…

Однако многие “детские болезни”, перешедшие по наследству от Т-37А, не вылечились - танк всё также сбрасывал гусеницы на ходу, не умел плавать с десантом и при волне, экипажу было довольно некомфортно, а про амортизацию и говорить нечего. Система подвески унаследовалась от старшего брата, а танк всё-таки немного “поправился” (на 100 кг, но всё же). Таким образом, конструкторы нашли себе целую пачку неприятностей новую головную боль по доделке серийной машины.

Гусеничный движитель Т-38 претерпел изменения от предыдущей модели. Изображение в свободном доступе.
Гусеничный движитель Т-38 претерпел изменения от предыдущей модели. Изображение в свободном доступе.

Уже в 1937 году военные приготовили пачку рекламаций, по которым требовалось начать работы “ещё вчера”. Вкратце список модернизаций можно выразить следующим образом:

  • Замена двигателя ГАЗ-АА (40 л.с., копия Ford AA) на ГАЗ-М-1 (50 л.с. доработка двигателя ГАЗ-АА);
  • Унификация трансмиссии и системы приводов с тягачом “Комсомолец” (и для повышения надёжности, и для общего удешевления);
  • Введена новая гусеничная цепь (“пальцы” увеличены для предупреждения разрывов, “гребни” тоже увеличились, как внутри, так и снаружи - позволило предотвратить соскакивание гусеницы с приводов при резких поворотах);
  • Установлен более эффективный радиатор от “Комсомольца” и увеличена радиаторная решётка для лучшего охлаждения двигателя;
  • Управление танком дублировалось на место командира;
  • Установка дополнительного топливного бака от “Комсомольца”;
  • Увеличен возимый боекомплект к пулемёту (на 10 дисков);

У читателя сейчас может возникнуть вопрос - зачем плавающему танку части от артиллерийского тягача “Комсомолец”? Всё очень просто - тягач получался дешевле по стоимости, а по всем характеристикам ещё и надёжнее на порядок. Но самое важное - главный конструктор завода №37, Николай Александрович Астров был создателем “Комсомольца”, так что лучше него этот образец техники не знал никто. Поэтому проблемные узлы плавающего танка и заменили на беспроблемные узлы от тягача. Для дальнейших доработок даже пришлось приостановить серийное производство объявив уже выпущенные танки первой, второй и третьей серий малосерийными опытными образцами. Тут бы Николаю Александровичу догадаться, что к чему и всерьёз мотивировать работников (притом, что он уже был арестован и несколько лет “проработал” в шарашке), но не смог - в итоге было выявлено с десяток различных мелких недоработок (по непроверенной информации, “докопались” даже до сварных швов, дескать, неровные). Вроде бы мелочь, а конструктора вновь арестовали. Пришлось несколько месяцев отвечать на вопросы, подвергаться допросам - всё, чтобы доказать свою невиновность. Но и подставить Астров никого не смог, не такой был человек. Но в итоге разобрались, Астров вернулся к работе, “окрылённый” сам и окрыляя всех остальных на подвиги трудовые.

Полноценное серийное производство удаётся начать лишь после освобождения конструктора, но длилось оно всего год с небольшим. Сказалось то, что на тот момент был полностью готов прототип “проект 010”, кстати, тоже разработанный не без участия тов. Астрова. Поэтому производство Т-38 быстренько свернули, даже не дав отладить как следует сборочный процесс, и приказали освобождать сборочные линии под новую, более перспективную машину.

Дальнейшие доработки и боевое применение

Несмотря на завершение серийного производства, некоторые заводы в инициативном порядке пытались спасти первые плавающие танки Т-37А и Т-38. Разрабатывались новые поплавковые системы, движители для перемещения по воде, совершенствовалась подвеска. В первые периоды Великой Отечественной войны прорабатывали даже возможности усиления бронирования и перевооружения плавающих танков на что-нибудь хотя бы лёгкое артиллерийское… Однако дальше опытных образцов дело не пошло - пробовали и устанавливать новую башню с крупнокалиберным пулемётом, и даже автоматическую 20-мм пушку пытались прикрутить.

Т-38 так и остался "заштатной" машиной без особой истории. Изображение в свободном доступе.
Т-38 так и остался "заштатной" машиной без особой истории. Изображение в свободном доступе.

Однако всё это было тщетно - первые плавающие танки были действительно неудачными. Сказывалось и отсутствие опыта в постройке таких машин, и низкая культура производства, да и просто нехватка данных по фундаментальным наукам. Машину загнали на задворки - нет, какое-то количество оставалось в строю в качестве машин охранения, сопровождения пехоты и учебных танков. Однако до серьёзного боевого применения Т-38 не доросли - если в ходе Польской кампании эти машины не понесли никаких потерь по причине слабого сопротивления, то уже во время Зимней войны потери стали ощутимыми. Дело в том, что тонкий лист брони “на ура” пробивался противотанковыми ружьями, станковыми пулемётами и даже против ручных гранат и противопехотных мин корпуса Т-38 не могли противопоставить ничего.

Подбитый Т-38 на начальном этапе Великой Отечественной войны. Изображение в свободном доступе.
Подбитый Т-38 на начальном этапе Великой Отечественной войны. Изображение в свободном доступе.

На начальном этапе Великой Отечественной войны Т-38 пытались применять как машины боевой поддержки наступающей пехоты. Однако насыщение частей противника лёгкими противотанковыми пушками и противотанковыми ружьями сделало своё дело - каких-то успехов советские плавающие танки могли добиться лишь против пехотных частей, оставшихся без поддержки артиллерии и техники. Дошло до того, что к концу июля 1941 года в строю оставалось не более 500 машин (и это с учётом того, что большая часть оставалась в незатронутых войной округах). К концу же войны в строю осталось 449 танков моделей Т-37А и Т-38, которые необходимо было списать, ибо даже текущий ремонт был нецелесообразен.

Заключение

Для своего времени Т-38 мог стать довольно интересной машиной, и даже стал ей в каком-то смысле - аналогов подобной машине до конца 40-х так и не появилось ни в одной армии мира. Мог бы, если бы конструкторы смогли излечить его от детских болезней предыдущего танка, заодно усилив его ходовые и боевые качества, приведя их к общему уровню развития танковой техники конца 30-х - начала 40-х. Однако этой работы проделано не было, и плавающий танк пехотной поддержки справедливо ушёл на задворки истории, вместо славы покрываясь пылью…

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь, ставьте лайки - впереди ещё очень много интересного!