В 2023 году в законодательстве, регулирующем ведение исполнительной документации, произошли небольшие изменения. Был издан Приказ Минстроя РФ от 16.05.2023 № 344/ПР, который утвердил состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В своей статье «Что изменилось в составе и порядке ведения исполнительной документации в 2023 году?» я уже кратко рассматривал эти изменения и дополнения, которые вводятся при оформлении исполнительной документации. Однако на практике возник важный вопрос: должно ли лицо осуществляющее строительство, иметь идентификационный номер НОССТРОЙ?
В этой статье я постараюсь рассмотреть этот вопрос с точки зрения законодательства и, в итоге, предложить свой выход из довольно сложной ситуации.
Нормативные документы.
При ведении и оформлении исполнительной документации, такой как журналы, акты на скрытые работы, акты освидетельствования ответственных конструкций и инженерных коммуникаций, участвуют следующие представители лица, осуществляющего строительство:
* представитель лица, осуществляющего строительство, реконструкцию или капитальный ремонт;
* представитель лица, осуществляющего строительство, реконструкцию или капитальный ремонт, по вопросам строительного контроля.
Далее рассмотрим требования, которые предъявляются к этим специалистам в основных нормативных документах РФ.
Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
В сфере строительства одним из ключевых документов является Градостроительный кодекс. В частности, в статье 55.5-1 «Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства» нет понятия «Представитель лица, осуществляющего строительство», но зато есть специалист по организации строительства, в должностные обязанности которого входит:
1. Приёмка объектов капитального строительства, их частей, этапов строительства, реконструкции, а также приёмка выполненных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
2. Подписание следующих документов:
а) акта приёмки объекта капитального строительства;
б) акта, подтверждающего соответствие параметров построенного или реконструированного объекта проектной документации, включая требования энергетической эффективности и оснащённости объекта приборами учёта энергетических ресурсов.
Специалисты по организации строительства начинают выполнять свои трудовые функции с момента внесения сведений о них в национальный реестр специалистов в области строительства.
Строительный контроль регулируется статьёй 53 «Строительный контроль». В ней закреплено, что строительный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство. Для таких специалистов не обязательно быть внесёнными в национальный реестр.
СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004"
В этом документе даётся определение следующим терминам:
* **Лицо, осуществляющее строительство** — это застройщик или иное юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), которое застройщик привлекает по договору строительного (генерального) подряда.
* **Специалист по организации строительства** — это физическое лицо, которое имеет право осуществлять трудовые функции по организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта. Сведения об этом специалисте должны быть включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
Также в документе описаны требования к подписанию актов освидетельствования работ:
* В строке «Представитель лица, осуществляющего строительство» указывается должность, фамилия, инициалы и реквизиты распорядительного документа, который подтверждает полномочия этого представителя.
* В строке «Представитель лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля (специалист по организации строительства)» указывается должность, фамилия, инициалы специалиста, его идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства и реквизиты распорядительного документа, подтверждающего его полномочия.
Приказ Минстроя РФ от 16.05.2023 N 344/ПР
Данный приказ «Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства». В данном документе все акты РЕКОМЕНДОВАНЫ к исполнению к представителям лица осуществляющее строительства предъявлены следующие требования.
В строке Представитель лица, осуществляющего строительство указывается должность (при наличии), фамилия, инициалы, реквизиты распорядительного документа, подтверждающего полномочия
Представитель лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, по вопросам строительного контроля указывается (должность (при наличии), фамилия, инициалы, идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства (за исключением случаев, когда членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется), реквизиты распорядительного документа, подтверждающего полномочия).
Приказ Минстроя РФ от 02.12.2022 N 1026/ПР
Данный приказ об «Утверждении формы и порядка ведения общего журнала, в котором ведется учет выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства». В данном документе появляется новый участники строительства, которые не были отражены ни в одном из рассмотренных нами нормативных документах.
Уполномоченный представитель лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и есть графа где необходимо указывать Идентификационный номер в национальном реестре специалистов в области строительства (за исключением случаев, когда членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется).
Уполномоченный представитель лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, по вопросам строительного контроля. А для этого специалиста нет обязательных требований состоять в национальном реестре строителей.
Выводы.
При анализе рассмотренных документов можно сделать вывод, что в разных нормативных актах к представителям организаций, осуществляющих строительство, предъявляются различные требования.
Естественно, что каждый участник строительства может по-своему понимать и воспринимать эти требования, что может приводить к конфликтным ситуациям и затягиванию сроков сдачи исполнительно-технической документации, а в дальнейшем — и ввода объекта в эксплуатацию.
Основной конфликт возникает вокруг вопроса о том, должен ли представитель лица, осуществляющего строительство, быть в национальном реестре или нет. Если рассматривать Градостроительный кодекс, СП48 и Приказ № 344/ПР, то ответ будет отрицательным. Однако Приказ № 1026/ПР указывает на то, что это требование является обязательным.
В своей статье я попытался найти ответ на вопрос о том, что же важнее — яйцо или курица. Я обратился к официальным сайтам Минстроя, Ростехнадзора и Строительного надзора, но не смог получить однозначного ответа.
Далее я предложу своё видение того, как можно выйти из этой ситуации. Однако хочу предупредить, что это всего лишь моё мнение, которое не подтверждено никакими нормативными документами и пока не использовалось в работе.
Что делать.
Я не юрист, но мне приходилось участвовать в судебных заседаниях и беседах с представителями правоохранительных и других фискальных органов.
Я столкнулся с ситуацией, когда при начислении льготного стажа даже незначительное несовпадение в наименовании вредной специальности в трудовой книжке приводило к исключению этих лет из стажа, и пенсионерам приходилось обращаться в суд. Это натолкнуло меня на размышления.
Почему все решили, что представитель лица, осуществляющего строительство, и уполномоченный представитель лица, осуществляющего строительство, — это одинаковые должности? Дело в том, что на последнего нет чёткого определения ни в одном из нормативных документов (если я ошибаюсь и вы знаете, кто такой уполномоченный представитель, пожалуйста, напишите в комментариях). Следовательно, это могут быть разные должностные лица.
Если ориентироваться на Градостроительный кодекс, можно предположить, что в общем журнале работ имелся в виду специалист по организации строительства. А в СП 48 говорится, что специалист по организации строительства — это представитель подрядчика по вопросам строительного контроля.
Как обойти или привести в соответствие с законодательством эти разночтения?
Я предлагаю следующее: давайте грамотно составим приказы и распределим должности для подписания различных документов, например, так:
**Приказ о назначении ответственных лиц для строительства объекта «Рога и копыта»**
Назначаю:
* Главным инженером Иванова Й.Й., специалиста с идентификационным номером 0000000 в национальном реестре, уполномоченным представителем лица, осуществляющего строительство. Он будет контролировать ведение общего журнала работ, участвовать в комиссиях и подписывать документы в соответствии со статьёй 55.5-1 Градостроительного кодекса и СП 48.13330.2019.
* Прораба Сидорова Ц.Ц. представителем лица, осуществляющего строительство, для выполнения строительно-монтажных работ. Он также будет участвовать в освидетельствовании скрытых работ.
* Инженера Пупкова Щ.Щ., специалиста с идентификационным номером 0000000, представителем лица, осуществляющего строительство, реконструкцию или капитальный ремонт, по вопросам строительного контроля.
Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор Барсук В.В.
Заключение.
Дорогие коллеги!
Наша главная цель — построить объект качественно и в срок, сдать его в эксплуатацию и передать эксплуатирующей организации. Поэтому я призываю вас работать вместе, помогать друг другу и не создавать лишних проблем. Принимайте взвешенные решения, соблюдайте законодательство и честно выполняйте свои обязанности.
Мы можем решить любые вопросы, если заранее, на начальном этапе строительства, обсудим все необходимые аттестации и членство в НОНССтрое с участниками проекта. Особенно важно обсудить нюансы оформления исполнительной документации с контролирующими органами, такими как Ростехнадзор и Государственный строительный контроль.
Я думаю, не все представители контролирующих структур ведут себя так, как описано в моей статье «Самодурство или что делать, если неправомочно запрашивают документы инспектор стройнадзора». Если в договоре подряда будут оговорены нюансы оформления актов на скрытые работы (напомню, в приказе N 344/ПР это рекомендованная форма), это не будет лишним.
Сибирский технадзор
ЕСЛИ СТАТЬЯ БЫЛА ПОЛЕЗНА СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ПОВЕРЬТЕ ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ НУЖНАЯ
Читайте статьи по теме исполнительной документации в моей подборке
Все материала канала в статье Стоит ли идти работать технадзором в Строительную сферу или чем сотрудник 👮ДПС отличается от Инженера Строительного контроля
Уважаемые гости канала прошу Вас пройти небольшой тест Опрос. Может ли работать инженером строительного контроля молодой специалист…