Образованная монахиня с пониженной социальной ответственностью
Нет, здесь речь пойдет не о царице Евдокии Федоровне или же монахине-старице Елене, как ее принято считать в истории. Речь пойдет о другой монахине. И эта монахиня - старица Каптелина, которая была доверенным лицом царицы Евдокии в монастыре и исполняла при ней обязанности личного секретаря. Эта женщина сыграла роковую роль в судьбе царицы. Именно она написала любовные письма, которые стали клеймом на репутации царицы. Она же одна из первых сообщила о связи Глебова с царицей.
К ней, к царице-старице Елене, езживал по вечерам Степан Глебов и с нею целовалися и обнималися. Я тогда выхаживала вон; письма любовныя от Глебова она принимала и к нему два или три письма писать мне велела / Показания старицы Каптелины от 19 февраля 1718 года
Что известно об этой женщине? Прежде всего, она пользовалась расположением царицы и долгие годы была при ней. Об этом можно судить по донесению Григория Скорнякова-Писарева из Суздальского Покровского монастыря. По его сведениям, Каптелина входила в круг близких к царице людей:
Фаворитов у нея старица Каптелина, да оная казначея, да карло Иван Терентьев
Из показаний старицы Мартемьяны можно узнать, что Каптелина присутствовала при мнимом пострижении царицы:
А крылошанки были при пострижении Вера, Елена да Каптелина
Через старицу Каптелину поступала большая часть писем к царице.
Присылаемые же от стряпчего Михаила многие письма, большею частью подписанные на имя духовника и ключаря Федора Пустынного, а прочие и без подписок отдавали в хоромах через старице Каптелину, а некоторые и через духовника / Из донесения Скорнякова-Писарева Петру I от 11 февраля 1718 года
Следовательно, Каптелина была в курсе многих тайн царицы. Одна из них – взаимоотношения царицы со Степаном Глебовым.
Кроме того, Каптелина была весьма образованной для того времени и умела проявить свои способности. Шанс попасть в личные секретари царицы выпадает не каждому. О литературных способностях Каптелины красноречиво говорят ее письма. Те самые письма, авторство которых принято предъявлять царице. Сколько экспрессии! Сколько страсти и переживаний! Ей бы любовные романы писать, а не в монастыре за молитвами прозябать!
Как и почему Каптелина стала монахиней – неизвестно. Но одно ясно – она выбрала эту участь не по призванию посвятить себя служению Господу Богу и вовсе не собиралась отрекаться от всего мирского. Возможно, даже в своей домонастырской жизни она была дамой с низкой социальной ответственностью, которую даже монастырские порядки не смогли исправить. По свидетельствам казначеи монастыря Мартемьяны, «старица Каптелина любила слугу того монастыря Михаила Родионова, который ныне у них в стряпчих». Этот Михаил Родионов также показал, что жил с Каптелиной блудно.
Со старицей Каптелиной жил он блудно тому 2 года; о пострижении царицы не слыхал; в монашеском платье не видел / Из показаний стряпчего Суздальского Покровского монастыря Михайло Родионова от 25 февраля 1718 года
Можно предположить, что Каптелина была пострижена в качестве наказания. Или же ее, подобно царице Евдокии, отверг законный муж. Тогда становится объяснимо, каким образом она втерлась в доверие царицы. Люди часто тянутся к тому, с кем у них похожие беды.
"Писала от себя"
Итак, умная, образованная, страстная натура, запертая в монастыре явно не по своей воле, Каптелина наверняка скучала. Какая перспектива ее ожидала в будущем? Если однажды царица вернется на царствие, то, возможно, ее компаньонке перепадет какая-нибудь государственная должность, доход и почет. Только вот это «однажды» вилами на воде писано. А жить хочется здесь и сейчас. Какие в монастыре развлечения для яркой и страстной личности? Подарки? Царица сама во многом нуждалась. Если Каптелине порой что-то от нее перепадало, то это были лишь крохи. Мужчины? В женском монастыре выбор не богат.
И вот появляется ОН – Степан Глебов. Видный, дерзкий, своенравный, волевой и благородный. Мужчина - в самом лучшем смысле этого слова. Неужели страстная натура Каптелины безучастно пропустила бы его мимо себя и никак не воспользовалась бы его приездами в монастырь? Ну и что, что это поклонник хозяйки? В погоне за женским счастьем все равны. Вот и стала Каптелина забрасывать Глебова любовными письмами, как Рыжова Самохвалова (из фильма «Служебный роман»). Возможно, как и Рыжова, монахиня рассчитывала тронуть сердце своего избранника пылкими признаниями и литературными талантами, расположить к себе заботой и вниманием, а затем добить его неуемностью и навязчивостью. Но, судя по стенаниям в последних письмах, Каптелина, подобно Рыжовой, потерпела неудачу. Не оценил ее избранник любовных порывов, чувств и талантов!
Кстати, на допросе Каптелина призналась, что некоторые из писем, которые нашли у Глебова, она писала от себя, то есть без поручения и даже без ведома царицы. Какие именно письма Каптелина писала от себя можно догадаться по содержанию. Из девяти писем только в первых двух содержатся просьбы «порадеть», «побить челом», «помочь бедству» и наставления «добиваться себе пользы», в остальных – любовная лирика и истерия брошенной женщины.
Вот строки одного из писем, написанных Каптелиной, которое фигурирует в деле под номером 4:
Послала тебе матушка бахромы на камзол 6 аршин, а что останется от камзолу, побереги к объяринному белому. Еще бахрома есть 6 же аршин. Это ль лучше? Послала я, Степашенька, два мыла, что был бы бел ты. Братец! Не потачь, побелися, так белее будешь. Прислать ли белил к тебе? Лучше белил будешь. Белися, братец, больше, что ты был бы бел
Эти строки Каптелиной написаны явно от себя, поскольку о царице она говорит в третьем лице – «послала тебе матушка…», а о себе в первом – «послала я…» Бросается в глаза непозволительная фамильярность, с которой Каптелина обращается к Глебову: «Степашенька», «братец». Какой же он для этой монахини «Степашенька»? Кроме того, Каптелина позволяет себе преподносить этому мужчине подарки от себя, помимо «матушкиных» - мыло, белила.
В следующем письме Каптелина идет еще дальше в своей фамильярности:
Братец мой, батюшко! Челом бью я тебе сорочкой с порты; а матушкины сорочки еще не поспели. Пока мою носи на здоровье, братец. Не зазри меня, что я тебе порты прислала: ты меня от всех опаси
Создается впечатление, что монахиня чуть ли не соревнуется с царицей: чьи подарки лучше и раньше прибудут. Она даже осмеливается на то, на что, похоже, не осмеливается царица – подарить своему избраннику столь интимную в те времена вещь как порты. Вот, что называется, взять мужчину нахрапом.
Однако это еще не предел. В последующих письмах Каптелина манипулирует Глебовым. Она сообщает, что к царице приезжал некий ризничий, и царица провела с ним наедине (о, ужас!) три часа.
Братец, мой свет! У нас был ризничий сегодня; а друг твой с ним была часа с три, а меня вон выслали, только я ей про это не стану молчать. Той приедет завтре. Да пожури ее; ей! Я тебе вправду говорю; посердитуй на нее, чтоб покинула она это
Как видно из письма, Каптелина подобной провокацией пыталась вызвать ревность у Глебова, пробудить подозрения и надеялась, что тот немедленно примчится и потребует объяснений. На допросе 5 марта 1718 года Каптелина так и призналась, что «все это она писала от себя и тем дразнила Степана Глебова; а от ризничего ничего не было, ходил он к царице с лекарствами, которые присылал архиерей Ефрем, не один, а с другими; одного же мало видала». В других письмах Каптелина в ярких красках пыталась передать, как матушка-царица по Глебову неутешно плакала, в голос вопила и лицо свое била. Но все это, как в случае с ризничим, было похоже на очередную манипуляцию. Для нее все способы были приемлемы, чтобы его увидеть. Добилась ли эта монахиня возвращения Глебова? Возможно, в монастырь он еще раз наведался, но вряд ли именно к ней, Каптелине. Да и взаимности от него она, скорее всего, не получила. Поэтому и пришлось отвергнутой монахине искать утешения в объятиях служащего монастыря Михаила Родионова.
Следствию в помощь
Возникает вопрос: почему Глебов хранил эти письма от женщины, которая была ему, похоже, неинтересна? Возможно, он просто забыл о них, как забывают о тех вещах, которые не имеют значения. Или же он, как честный человек, вернул эти письма их владелице. А владелица, в свою очередь, как законопослушная подданная передала эти письма следствию. Следствие же нашло им лучшее применение – они получили широкую известность как любовные письма царицы к Степану Глебову, написанные рукой старицы Каптелины.
Кстати, относительно этих писем имеется некоторое несоответствие в деле, на которое мало кто обращает внимание. В своих первоначальных показаниях Каптелина уверяет, что царица ей велела писать к Глебову «два или три письма». Однако писем, написанных Каптелиной Глебову будто бы от царицы, в материалах дела фигурирует аж девять! Это еще раз говорит о том, что письма подложные, и царица не имеет к ним отношения.
Каптелина, судя по всему, не слишком была отягощена нравственными ценностями и преданностью царице. На первых же допросах она показала свою готовность сотрудничать со следствием и принялась топить свою хозяйку. И такая стратегия помогла ей выплыть из этого дела, лишь слегка подмочившись. По сравнению с другими «соучастниками» царицы, Каптелина получила довольно мягкое наказание – она была сослана в Александровскую слободу под крепким караулом. При этом нет сведений, что ее калечили или били батогами, как например родную сестру царицы Настасью Троекурову (Лопухину). А что такое для монахини ссылка в слободу, пусть даже в тюремную келью? Перемена места жительства с теми же условиями содержания.
Таким образом, просвещенная монахиня Каптелина сумела извлечь из своих писем и доверительных отношений с царицей двойную пользу: себя выгородить и отомстить тому, кто ее отверг и той, из-за кого ее отвергли.
Продолжение цикла публикаций "На казнь за царицу" читайте далее:
Начало: