Автофикшн не зря сейчас завоевывает все больше внимания: для писателя это способ открыться ровно на столько, на сколько он считает нужным, и поделиться сокровенным, волнующим; для читателя же — способ понять, что ты не одинок, что есть как минимум еще один человек, с такими же глупыми мыслями, скорыми решениями, сложными отношениями. А еще это законный вариант «подсмотреть в чужие дневники», поддаться немного детскому любопытству копания в чужих сердцах.
Стоит тебе пожить подольше, столкнуться с разными трагедиями и катастрофами, стоит умереть первому твоему ровеснику, стоит случиться первому большому расставанию, стоит тебе влюбиться в того, в кого не стоит влюбляться, стоит тебе впервые в жизни хорошенько лажануть, ты понимаешь, что пороки — это что-то очень человеческое. Все мы можем изменить, все мы можем злоупотребить алкоголем или связаться с плохой компанией.
На роман Гриши Пророкова я натолкнулась совершенно случайно, как и на всё издательство «Папье-маше». Но аннотация сразу же откликнулась — и опытом эмиграции, таким разным для каждого, но все еще таким универсальным, и летом, которое ощущалось скорее как затянувшийся отпуск, и нежеланием отпускать друзей и воспоминания, и любовью на расстоянии, и потерянностью в своих чувствах.
Ты как-то сказала, что твой мир схлопнулся до тридцати километров в Москве — и у меня тоже так было в последние месяцы в России. В Грузии это чувство пропало. И не только потому что мы часто выезжали из Тбилиси — мир снова стал новый, чужой, неизведанный. Я вспомнил, насколько у нас большая планета и сколько в ней всего — и всех.
И я не пожалела ни о покупке, ни о почти моментальном прочтении. «Ничто, кроме сердца» - это текст про моменты, про людей, про любовь. И про жизнь, в которой продолжаешь сохранять какие-то ритуалы, а порой и придумываешь новые. Про влюбленности в тех, кто мимолетно вошел в твою жизнь. Про христианство и веру, которую перевозишь с собой в сердце, куда бы не поехал.
Есть множество опытов и моментов, которые вы можете друг с другом разделить. Может, вы стоите на улице и слушаете вместе песню с телефона. Может, забрались на гору и смотрите сверху вниз на невероятную красоту. Может, кто-то из вас запомнил какую-то важную деталь и сделал другому подарок. Может, вы просто сидите рядом, пьете пиво и молчите — но для каждого это важное мгновение.
Текст написан как письмо, обращение к той, в кого автор был влюблен по переписке. В нем много обрывков его жизни, люди входят и выходят, приезжают и уезжают. И это очень нежное и искреннее письмо, в котором совсем немного горечи, зато большая горсть тепла.
Мне легко понять, почему эта книга может стать литературой времени, литературой «не для всех». Но если отстраниться от эмиграции и контекста, в ней все еще останется прекрасный, солнечный Тбилиси, поиск себя и движение вперед, иногда даже вопреки желанию. А это ценно в любой жизни.
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых уютных, захватывающих и интересных книгах.