Найти тему
Внук Эзопа

Тревога как испытание на пути к себе: философия Кьеркегора и тревога как головокружение от свободы

«Самая большая опасность — потерять себя — может пройти в мире так тихо, как будто это ничего не значит; любая другая потеря, рука, нога, пять долларов, жена и т.д., обязательно будет замечена» (Болезнь, ведущая к смерти).

Кьеркегор, как философ, был глубоко заинтересован в идеях свободы, тревоги, отчаяния и того, что значит быть настоящим человеком. Его размышления на эти темы оказали значительное влияние на экзистенциалистов XX века, таких как Хайдеггер, Камю и Сартр, именно поэтому его часто называют «отцом экзистенциализма».

Согласно Кьеркегору, люди представляют собой синтез противоположностей. Одну из этих пар противоположностей он назвал бесконечным и конечным, утверждая:

«Ибо самость — это синтез, в котором конечное является ограничивающим фактором, а бесконечное — расширяющим фактором» (Болезнь, ведущая к смерти).

✅ Бесконечное олицетворяет возможность, способность генерировать новые идеи и представления, создавать новые произведения, изменять себя и выбирать из множества потенциальных возможностей.

Бесконечное олицетворяет возможность, способность генерировать новые идеи и представления, создавать новые произведения, изменять себя и выбирать из множества потенциальных возможностей
Бесконечное олицетворяет возможность, способность генерировать новые идеи и представления, создавать новые произведения, изменять себя и выбирать из множества потенциальных возможностей

Конечное связано с реальностью или необходимостью, конкретным здесь и сейчас, человеческой сущностью как определённого существа в мире.

Существует непреодолимое стремление полностью погрузиться в одно из двух — конечное или бесконечное — поскольку при этом человек отказывается от ответственности за то, чтобы быть самим собой.

✅ Потерять себя в конечном — значит прожить жизнь, в которой перемены кажутся невозможными. В такой ситуации человек часто впадает в депрессию, становится зависимым от других и стремится к безопасности, ассимилируясь в социальных, институциональных или семейных структурах. Это происходит потому, что он считает такую среду неизбежной и не имеющей альтернатив.

Потерять себя в бесконечности означает жить так, будто жизнь — это серия бесконечных экспериментов, где человек пробует разные пути и примеряет на себя различные роли, но никогда не делает окончательный выбор или обязательства. Тот, кто потерялся в бесконечности, одержим своими потенциальными возможностями, но на самом деле никогда не достигает самореализации.

Вот что говорит Кьеркегор: «Теперь, если возможность превосходит необходимость, „Я“ убегает от самого себя… „Я“ становится абстрактной возможностью, которая пробует себя, барахтаясь в возможном, но не сдвигается с места, не доходит ни до какой точки, потому что именно необходимая точка и есть точка; стать собой — это именно движение на месте».
Человеку необходимо найти баланс между противоположными силами, используя уникальный подход, соответствующий его индивидуальности
Человеку необходимо найти баланс между противоположными силами, используя уникальный подход, соответствующий его индивидуальности

✅ Человеку необходимо найти баланс между противоположными силами, используя уникальный подход, соответствующий его индивидуальности. Из-за лёгкости заблудиться в бесконечности или конечности, становление самим собой требует постоянной бдительности, усилий и смелости, что делает эту задачу одной из самых сложных:

«… иметь „я“, быть „я“ — величайшая уступка, сделанная человеку, но в то же время это требование вечности к нему» (Болезнь, ведущая к смерти).

Сложность этой задачи вызывает беспокойство. Нет руководства, которое могло бы помочь человеку на пути к самости, и нет внешних стандартов успеха. На пути к самости человек должен «идти, не встречая ни одного путника» (Страх и Трепет). Человек остаётся один в этом процессе уравновешивания человеческого существования, и испытывает головокружение и дезориентацию, когда смотрит в бездну открывающихся перед ним возможностей.

«Тревогу можно сравнить с головокружением. У того, чей взгляд случайно падает в зияющую бездну, начинает кружиться голова. Но в чём причина этого? В его собственных глазах это так же, как в бездне… Следовательно, тревога — это головокружение от свободы» (Концепция тревоги).

Кьеркегор не рассматривает тревогу как патологическое состояние, которое человек должен стремиться преодолеть, он видит её как ключевое условие на пути к самости. Он утверждает: «Я говорю, что это испытание, через которое должен пройти каждый человек — научиться тревожиться… Тот, кто научился тревожиться должным образом, познал высшее».

Знакомиться с Сёреном Кьеркегором продолжим в следующей статье.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа