«Самая большая опасность — потерять себя — может пройти в мире так тихо, как будто это ничего не значит; любая другая потеря, рука, нога, пять долларов, жена и т.д., обязательно будет замечена» (Болезнь, ведущая к смерти).
Кьеркегор, как философ, был глубоко заинтересован в идеях свободы, тревоги, отчаяния и того, что значит быть настоящим человеком. Его размышления на эти темы оказали значительное влияние на экзистенциалистов XX века, таких как Хайдеггер, Камю и Сартр, именно поэтому его часто называют «отцом экзистенциализма».
Согласно Кьеркегору, люди представляют собой синтез противоположностей. Одну из этих пар противоположностей он назвал бесконечным и конечным, утверждая:
«Ибо самость — это синтез, в котором конечное является ограничивающим фактором, а бесконечное — расширяющим фактором» (Болезнь, ведущая к смерти).
✅ Бесконечное олицетворяет возможность, способность генерировать новые идеи и представления, создавать новые произведения, изменять себя и выбирать из множества потенциальных возможностей.
Конечное связано с реальностью или необходимостью, конкретным здесь и сейчас, человеческой сущностью как определённого существа в мире.
Существует непреодолимое стремление полностью погрузиться в одно из двух — конечное или бесконечное — поскольку при этом человек отказывается от ответственности за то, чтобы быть самим собой.
✅ Потерять себя в конечном — значит прожить жизнь, в которой перемены кажутся невозможными. В такой ситуации человек часто впадает в депрессию, становится зависимым от других и стремится к безопасности, ассимилируясь в социальных, институциональных или семейных структурах. Это происходит потому, что он считает такую среду неизбежной и не имеющей альтернатив.
Потерять себя в бесконечности означает жить так, будто жизнь — это серия бесконечных экспериментов, где человек пробует разные пути и примеряет на себя различные роли, но никогда не делает окончательный выбор или обязательства. Тот, кто потерялся в бесконечности, одержим своими потенциальными возможностями, но на самом деле никогда не достигает самореализации.
Вот что говорит Кьеркегор: «Теперь, если возможность превосходит необходимость, „Я“ убегает от самого себя… „Я“ становится абстрактной возможностью, которая пробует себя, барахтаясь в возможном, но не сдвигается с места, не доходит ни до какой точки, потому что именно необходимая точка и есть точка; стать собой — это именно движение на месте».
✅ Человеку необходимо найти баланс между противоположными силами, используя уникальный подход, соответствующий его индивидуальности. Из-за лёгкости заблудиться в бесконечности или конечности, становление самим собой требует постоянной бдительности, усилий и смелости, что делает эту задачу одной из самых сложных:
«… иметь „я“, быть „я“ — величайшая уступка, сделанная человеку, но в то же время это требование вечности к нему» (Болезнь, ведущая к смерти).
Сложность этой задачи вызывает беспокойство. Нет руководства, которое могло бы помочь человеку на пути к самости, и нет внешних стандартов успеха. На пути к самости человек должен «идти, не встречая ни одного путника» (Страх и Трепет). Человек остаётся один в этом процессе уравновешивания человеческого существования, и испытывает головокружение и дезориентацию, когда смотрит в бездну открывающихся перед ним возможностей.
«Тревогу можно сравнить с головокружением. У того, чей взгляд случайно падает в зияющую бездну, начинает кружиться голова. Но в чём причина этого? В его собственных глазах это так же, как в бездне… Следовательно, тревога — это головокружение от свободы» (Концепция тревоги).
Кьеркегор не рассматривает тревогу как патологическое состояние, которое человек должен стремиться преодолеть, он видит её как ключевое условие на пути к самости. Он утверждает: «Я говорю, что это испытание, через которое должен пройти каждый человек — научиться тревожиться… Тот, кто научился тревожиться должным образом, познал высшее».
Знакомиться с Сёреном Кьеркегором продолжим в следующей статье.
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа