Найти тему

Вредны ли гаджеты для детей? Как использовать и чем заменить

Оглавление

По мнению российских психологов, использование гаджетов детьми до 6 лет нежелательно. Но, учитывая современные реалии, соблюдать эту рекомендацию довольно сложно. Тем более, что некоторые родители используют гаджеты в образовательных целях.

Мы рассмотрим различные аспекты влияния гаджетов на детей, поделимся советами, как их правильно использовать и чем заменить.

Что происходит, если ребенок сидит в гаджетах?

Телефоны, компьютеры, планшеты и другие устройства прочно вошли в нашу жизнь. Примерно половина родителей разрешают использовать гаджеты своим детям. С гаджетом можно легко накормить, не устраивая танцев с бубнами. Можно сделать домашние дела, усадив кроху за мультики. Можно даже истерику прекратить, вручив в руки малыша свой смартфон. Но, к сожалению, такое удобство для родителей пагубно сказывается на здоровье и развитии ребенка.

К чему же приводит использование гаджета детьми

1. Влияние на мозг.

Канадские ученые из Калгари провели исследование, в котором участвовали 2,5 тысячи детей 2-5 лет, использовавшие гаджеты в течение 17 и более часов в неделю. Оказалось, что умственные способности этих малышей менее развиты, чем у их сверстников, которым ограничивают взаимодействие с планшетами и телефонами. Почему так происходит?

Мультики или игры выключают ребенка из реального мира, позволяя получить такую сильную дозу дофамина, которую испытать другим способом будет уже сложно. Погруженные в виртуальную реальность, они теряют интерес к реальной жизни и утрачивают контакт со своим телом, игнорируя потребности организма.

Исследования ученых из Национального института США привели к еще более шокирующим выводам. У детей с игровой зависимостью кора головного мозга истончается так же, как у стариков.

2. Влияние на речь.

Логопеды утверждают, что использование гаджетов детьми тормозит речь. Происходит это вот почему.

  • Гаджеты не дают развиваться коре головного мозга, которая отвечает за мышление и речь.
  • Дети не слушают речь других, не развивают фонематический слух, не участвуют в диалоге во время игры с планшетом, смартфоном или компьютером.
  • Чем больше времени ребенок проводит с гаджетом, тем меньше общается с родителями. В результате, у него исчезает мотивация к развитию речи.

3. Влияние на зрение

Офтальмологи говорят о появлении новой патологии зрения: компьютерный зрительный синдром. Возникает он от длительного использования устройств, в которых есть сенсорные экраны. Эта проблема возникает и у взрослых, и у детей, которые совсем не готовы к таким нагрузкам.

Во время использования гаджетов поза ребенка статична, голова зафиксирована – возникает мышечный спазм, нарушается кровоток. Из-за редкого моргания появляется сухость глаз.

Постоянно исходящий от экрана свет (особенно синего спектра) вызывает большую нагрузку на органы зрения. Все эти факторы оказывают разрушительное воздействие на незрелый зрительный аппарат.

4. Влияние на нервную систему.

Электромагнитное излучение от коммуникативного устройства отрицательно воздействует на центральную нервную систему, которая у ребенка особенно восприимчива. Кроме того, информация при использовании гаджета поступает таким потоком, что мозг не успевает отдохнуть. Частота смены кадров ведет к нервному перевозбуждению и переутомлению.

Подобная излишняя стимуляция приводит к рассеянности и синдрому дефицита внимания у детей.

5. Влияние на слух.

Плоский звук, который исходит от девайсов, нарушает восприятие аудиальной информации. В итоге, сказанное планшетом или другим устройством, будет воспринято и усвоено не так, как сказанное мамой. Фонематический слух развивается только во время слушания настоящей живой речи.

Как минимизировать влияние гаджетов на детей?

Принимая во внимание то, что гаджеты глубоко проникли в нашу жизнь, мы можем предложить несколько рекомендаций по уменьшению вредного воздействия устройств на ваших малышей.

1. Прежде всего необходимо строго регламентировать время их использования.

2. Подкрепляйте запреты собственным примером. Ребенку трудно понять, почему ему запрещают играть с телефоном, если мама не выпускает из его рук на протяжении всего дня.

3. Не используйте гаджет как вознаграждение, это только сильнее формирует дофаминовую зависимость.

4. Включать мультфильмы следует в определенное время, придерживаясь распорядка, чтобы у ребенка не возникало мысли о бесконтрольном и длительном использовании гаджета.

5. Уделяйте больше внимания физическому развитию, двигательной активности малыша.

6. Вместо технических девайсов можно использовать безопасные аналоги. Например, Нажималки от BertToys. Они содержат в себе все полезные свойства познавательных книг для детей, но дополнены интерактивом, что сближает Нажималки с гаджетами. В то же время интерактивные книги лишены отрицательных свойств коммуникативных устройств.

У Нажималок нет сенсорных экранов с вредным излучением, а есть красочные картинки, которые дают представление об окружающем мире, знакомят с цифрами, буквами и геометрическими фигурами. Режим игры, который есть в каждой Нажималке, может надолго занять малыша в случае, если в этом есть острая необходимость (ожидание в поликлинике, на вокзале, домашние дела, которые сложно сделать в присутствии непоседы и т.д.). Однако такая игра не вызывает дофаминовой зависимости и не приводит к серьезному переутомлению. Чтобы добиться оптимального результата, их следует использовать с двух лет и в сопровождении взрослого.

И последняя рекомендация: наполняйте жизнь малыша общением людьми. Помните, что ни одна игрушка живого человеческого общения не заменит!