Один из советских мифов про Вторую Мировую войну говорит, что в 1945 году Красная Армия разгромила за две недели сильнейшую во всех японских вооружённых силах Квантунскую армию, в которой было более полутора миллиона человек, 6260 орудий и миномётов, 1155 танков, 1900 самолётов. Столь молниеносный разгром объясняют накопленным боевым опытом советских войск, их лучшим техническим оснащением.
Так получилось, что несколько раз за последние дни, читатели приводили в пример успехов Красной Армии именно ту самую войну с Японией. Я, конечно, предлагал им мою подборку статей, где о тех событиях дана более правдивая документальная информация. Но одна из читательниц попросила выделить основную суть из всего написанного. Что я и делаю с удовольствием, а ссылку на все статьи дам в конце. С удовольствием потому, что мне, видимо первым, довелось опубликовать уникальный документ, а также много разной интересной информации, которая заставляет совсем иначе посмотреть на те события.
В какой-то степени, приводимые в советских (да и современных источниках) данные про Квантунскую армию это даже и не миф, а просто ошибка советской разведки.
Советское командование именно так оценивало силы японцев до самого начала нашего наступления. Мало того, опыт предыдущих боёв на Хасане и Халхин-Голе говорил, что японская армия является серьёзным противником, и наше наступление точно не превратится в лёгкую прогулку.
О том, насколько серьёзно наше командование оценивало японскую армию говорит уникальный документ, который мне попался в архивах.
Это документ о подготовке Забайкальского фронта к наступлению, в котором, кроме всего прочего, предполагается, что в первый месяц боёв войска фронта потеряют не менее 120 тысяч человек, 500 танков, 300 САУ и 250 самолётов.
Учитывая численность наших войска получалось, что потери составят более чем 25% живой силы, 30% танков и около 20% самолётов.
На деле боевые действия длились лишь несколько дней, всего потери Забайкальского фронта составили 10 780 человек, в том числе убитыми 1612 человек, пропавшими без вести 138 человек, раненых, контуженых и обожжённых было 3334 человека, заболели и попали в госпиталь 5226 человек, 5 человек обморожено и тоже попали в госпиталь, небоевые потери составили 465 человек.
А почему такое случилось?
Да потому что разведка очень сильно ошиблась. Квантунская армия действительно когда-то была самым сильным объединением японских сухопутных вооружённых сил. Но ключевое слово тут именно «была».
Никакой загадки в этом нет. Япония к тому времени уже не первый год вела войну и понемногу ей проигрывала. Людские ресурсы были невелики, а потери наоборот существенны, поэтому держать сотни тысяч хороших солдат в Маньчжурии было просто глупо.
Потому хороших солдат из дивизий Квантунской армии забирали на другие ТВД, причём вместе с пушками и самолётами, да и самими дивизиями. А на их место, чтобы хоть как-то обозначить своё присутствие, отправляли тех, кто для войны на Тихом океане и в Китае был непригоден.
К лету 1945 года ситуация привела к тому, что боеспособных частей в Квантунской армии практически не было. Всё, что они могли — это сдаваться войскам маршала Малиновского, все попытки противостоять нашему наступлению легко можно пересчитать по пальцам одной руки. Упоминаемые часто войска всяких марионеточных государств, типа Маньчжоу-Го, существовали только на бумаге. То, что именовалось дивизией, в лучшем случае имело численность батальона, бригадой — не дотягивало до роты. А главное, воевать они не умели и не хотели, просто разбегаясь при приближении советских войск. Даже непонятно, как это 6-я танковая армии умудрилось потерять в таком наступлении целых два танка. Кстати, остальные потери в бронетехнике фронта — 1 сгоревшая САУ и ещё одна подорвалась на мине, но была сразу починена.
Конечно, кроме войск Забайкальского фронта были и другие, причём 1-й Дальневосточный фронт с 9-го августа по 1-е сентября потерял 17 225 человек, в том числе убитыми 3 254, ранеными 13 807, пропавшими без вести 104. Безвозвратно потеряно 31 танк и бронемашина.
Но тут понятно — наши военачальники, вспомнив Линию Маннергейма, в лучших традициях зимы 1939 года атаковали в лоб японские укрепрайоны и надо только радоваться, что японцы быстро капитулировали.
В любом случае наши потери во всей операции не сравнить с боями на Восточном фронте — там армии теряли за неделю больше, чем все три фронта в Маньчжурской наступательной операции.
Конечно, про нашу разведку хочется сказать… но с другой стороны, то, что в наших штабах настолько переоценили силы японцев, потребовало более серьёзной подготовки и, скорее всего, спасло тысячи жизней наших солдат и офицеров.
Другое дело, что повторять глупости про огромную Квантунскую армию уже после того, как все узнали её реальный состав и возможности, было как-то… но на фоне всего прочего, это даже мелочи.
Надеюсь, что очень кратко я смог изложить суть. Кто хочет более детально ознакомиться, есть подборка статей, которую вам и рекомендую. Там много всего интересного: