В мировом кинематографе данный специфический жанр всегда был разделён на"хулиганское"кино и фильмы"про хулиганов".И если первое создавалось заинтересованными режиссёрами в целях эпатирования публики и нащупывания границ дозволенного(не актуально уже давно),то ленты"про хулиганов"всегда выделывались,как минимум,для грустного сарказма над неприглядной действительностью и тяжёлыми буднями.Фильмы про хулиганствующих и бесчинствующих персонажей всегда должны были привлекать внимание общественности и властей к образовавшейся проблеме,раз уж она дошла до кинематографа.И,самое главное,предельно бессовестными являются те деятели экрана,которые,по факту,начинают рекламировать подобные антисоциальные и антиобщественные явления, зарабатывая настолько дешёвым способом себе имя и деньги.Потому что "хулиганство"и"хулиганьё"это ВСЕГДА только попрание морали и нравственности,это власть грубой силы и страха,это разрушение общественных норм поведения и утверждение господства торжествующей грязной шпаны над законопослушным цивилизованным большинством.Именно поэтому в любом уважающем себя обществе никакого культа хулиганства и уголовщины быть не должно.
1)"ИНЦИДЕНТ"1967.США.Предельно реалистичный и буквально эталонный фильм на заданную тему,переполненный самыми мерзкими деталями и подробностями.И один из последних фильмов"старой Америки",перед наступлением наплевательской эры деградации и наркотизации 70-ых,когда до 1968-го(а особенно до 1963-го)США ещё пытались изображать "страной для всех граждан",а не только для тех "у кого получится".И,как обычно,два подонка терроризируют целый вагон,в котором общество,самым невероятным образом, поразительно похоже на советское.;
2)"СРЕДЬ БЕЛА ДНЯ"1982.СССР.Фильм №2 советского кинопроизводства целенаправленно раскрывающий борьбу с хулиганьём.Знаменитейшая советская лента,ставшая шаблоном для множества последующих версий. Настоящая летняя идиллия на пикнике внезапно нарушается четвёркой явно хулиганствующих мерзавцев, затяжной конфликт с которыми заканчивается убийством одного из них.Картина хороша по сюжету и кастингу,но явно хромает по второй части и по некоторым деталям.Столь острое противостояние вряд ли возникло бы на пустом месте,тем более между настолько разными по возрасту группами и вряд ли в то советское время весь пляж остался бы безучастным (это не пустой вагон в последней электричке). Показанный в фильме острый конфликт был бы реален только после долгого пересечения и назревания,а какие-то сомнения и разночтения в чём-то имели бы место быть,если бы всё происходило в потёмках и сумерках.Против четвёрки подонков целая орава свидетелей,тут явный грабёж(цепочка)и самооборона с аффектом,а нам на не залитом глазу начинают нудно демонстрировать удивительное милицейское расследование исполненное "честных"вопросов и подозрений.На драку сбежался бы весь пляж,а столь ярые агрессоры уже давно бы стояли на учёте,отбросив все предположения в свой адрес.Отменный образец советского социального кино и один из живых этюдов того общества,которое было в 1982-м.;
3)"ШРАМЫ НА СОЛНЦЕ"2006.Япония.Взрослый мужик вмешивается в избиение акселератами бомжа и наживает полный букет проблем на свою задницу. Убивают его дочку,самоубивается его жена,а сам он долго и нудно выслеживает и мстит главному зачинщику.Япония всегда была страной культа смерти,мести и высокомерия и тут это нам демонстрируется по полной программе.Картина предельно бесцветна и депрессивна по атмосфере,и просто перенасыщена горькими выводами о совершенно звериной сущности молодёжных банд и группировок,и безнадёжности "исправления"малолетних убийц и шпаны.Данная лента напрямую контрастирует с фильмами прославляющими тинейджеров-уголовников,очень жёстко выворачивая всю неприглядную действительность.;
4)"ОБВИНЯЮТСЯ В УБИЙСТВЕ"1969.СССР.Первый фильм кино СССР специально созданный для порицания данной темы(до этого были ленты про матёрых уголовников,но не про конченную молодёжь).С первой же секунды картины нам демонстрируют панораму колоссальных советских "панельно-спальных" районов,состоявшихся уже в 1970-м,а не к 80-у,как утверждают некоторые. Фильм сделан достаточно качественно и очень долгое время использовался для воспитания"морально-нравственных нарративов"у советской молодёжи,1/3 которой после 1980-го его точно не смотрела вообще никогда.В фильме с предельной остротой показано столкновение"правильной советской молодёжи" с её тёмной оборотной стороной.Компания хулиганов чисто"рабоче-крестьянская"и не понятно как они приняли к себе типа в очках.Убийцы сами признаются,что не могут сдержать свои автохтонные звериные инстинкты и это один из немногих советских фильмов,где это прямо признаётся,а не продолжается докапывание до"рационально-логических"смыслов.И это лишний раз подтверждает лживость самих коммунистов,фантазировавших о несбыточной возможности "перевоспитания"глубинной человеческой природы. Как и "Средь бела дня",данная картина провисает в деталях и мелких сюжетных линиях.В обоих фильмах все участники находятся"мгновенно",в обоих фильмах столь"ярые"деятели давно были бы "учётными козлами отпущения",в обоих фильмах преступление совершенно беспричинно.Концовка данной картины обрезана и скомкана в самых худших советских кинотрадициях.Ни о каком "торжестве справедливости"речи по факту не идёт(если режиссёр хочет чтоб"додумывали",то он здесь сильно ошибается)-приговор не показан,а одинокая свидетельница тихо проходит сквозь толпу уже угрожавшую ей.Фильм не выполнил своей задачи и,например,к перестройке уже 2/3 молодёжи ГПТУ не многим отличалось от антигероев данной картины.;
5)"ВАЛЬСИРУЮЩИЕ"1974.Франция.Изрядно подзабытая полуатмосферная картина,являющаяся однозначной жемчужиной всего французского кино.Фильм смело можно считать одной из вершин реализма 70-ых и он просто колоссален по хронометражу,демонстрируя очень высокий уровень режиссёра и оператора.Тинто Брасс, Пазолини и Антониони почтительно курят в сторонке, ибо у них всё всегда было на 90% перегружено и переиграно,в резком отличии от этого безусловного воздушного шедевра.Два главных героя картины живут "на подножном корму",промышляя мелкими кражами и существуя не более чем "одним днём".Это настоящие паразиты и отбросы общества, олицетворяющие первородную аморальность и цинизм,полностью конченые как члены социума или,тем более,как граждане государства.Департье предстаёт тут во весь размах неохватного таланта и харизмы,играя некого"Мефистофеля-лайт",и всё его богатое творчество чётко делится на "до 1990-го г."и"после",когда он превратился в халтурствующий мешок жира.Французское кино без гаджетов и мигрантов,которого уже никогда больше не будет,и режиссёр тактично забыл сказать,что все их приключения плохо закончились бы как минимум на третьей краже.;
6)"ОБВИНЯЕТСЯ СВАДЬБА"1986.СССР.Акцентированно сделанный советский фильм,призванный поднять проблемы"пьянства и хулиганства".Свадьба местных футболистов и классическое"трио из подворотни"уже на 5-й минуте. Лента сделана на основе реального происшествия 1983-го г.Но показано это всё криво и кособоко,да ещё и,естественно,на"шикарной"советской киноплёнке. Начало предельно нудное и мы никогда бы не подумали чем закончиться,не будь многочисленных анонсов.Галкин играет тут не просто"парю с подвернувшимся ножом",а явно хорошо сидевшего рецидивиста(это "Сынок" из "Один и без оружия").Интересно посмотреть на Серебрякова до"Фаната". Свадьба показана как предельно плохо и безобразно организованное мероприятие,наполненное полузнакомыми людьми,всё идёт нудно, исключительно пошло и в разнобой.К роковой развязке то что называется "свадьба"превращается практически в помойку,как в придорожной забегаловке, а не в закрытом банкетном зале,с почти предсказуемым финалом.Парой единственных положительных персонажей фильма являются лишь тамада и певец-пародист-и никто кроме них.;
7)"ШКОЛЬНЫЕ ДЖУНГЛИ"1955.США.В фильме в полном объёме показана американская неблагополучная школа образца уже 1955-го года,за 40 лет до точно таких же фильмов"Класс 1999"и"187"(проблемы и подростковая злоба никуда не деваются).В самом начале интересно наблюдать не металлистов 80-ых,а рок,н,ролльщиков 50-ых.Весь фильм новый учитель пытается воспитывать неуправляемых акселератов и это ещё без наркоты пошедшей после 68-го!Картина наполнена горой сарказмов насчёт молодёжи из сплошной хулиганской шпаны.Концовка ленты почти как в "187",но гораздо более мягче, так как кодекс Хейса ещё действовал.;
8)"СЛУЧАЙНЫЙ АДРЕС"1972.СССР.Не менее известный чем предыдущие советский фильм на заданную тематику,начинающийся классической посадкой малолетки за лазание по магазинам.И вместо вышедшего исправленца по его адресам отправляется избежавший наказания его дружок,со всеми вытекающими приключениями.Фильм как обычно по советски затянут ,но наполнен яркими персонажами и типажами(а главная бандитка,как в каждом втором СССР-овском фильме,красавица(она же потом"помощница Калиостро"в "Формуле любви")-зачем это делалось не понятно,вспомните,наоборот,"Калину красную").Вся мораль данной картины про"рабочую косточку"и"пролетарских хозяев жизни"закончилась ровно через 10 лет,даже раньше появления заполонивших СССР кассет,с записанным на лучших Нью-Йоркских студиях "шансоном",прославляющим блатную романтику.Чисто советский"крайм-фильм"72-го г.,ещё даже без капли того цинизма и скепсиса,который пошёл с конца 70-ых.Обе показанные компании"честных рабочих"и"блат хаты" разительно отличаются друг от друга,и так и надо было работать в этом жанре,если хотели добиться какого-либо успеха.СССР не справился со своими материальными проблемами,превратившись к 1987-у в пародию на себя.И в чём произошла разница можно увидеть просто посмотрев "Опасные друзья"79-го и "Беспредел"89-го.;
9)"ДЖЕЙМСИ"2014.США.Классический фильм про полностью диссоциального и неуправляемого тинейджера и его похождениями"от зоны до зоны". Безнадёжность и неустроенность дикого зверёныша в человеческом обличье, среди чужеродного и крайне враждебного мира.Мы давно живём в мире где никто никогда не извиняется,а вежливость сразу принимается за дикую слабость.И где кумирами толпы давно уже являются нигде не работающие блогерши или спортсмены-единоборцы.Фильм переполнен безнадёгой и жестокостью,а все типажи в нём напрямую взяты с каторги и изоляторов. Хеппи-энд в нём явно притянут за уши и неправдоподобен.;
10)"ВОИНЫ"1979.США.Культовый фильм на данную тематику бывший в каждом видеосалоне.Мощная режиссёрская работа,образцовая по темпо-ритму, операторке,подаче сюжета,кастингу и экспрессии.И ярчайший пример разницы кинематографа СССР и США,где в первом никогда не допустился бы выпуск подобной продукции ,прославляющей асоциальность и пороки,а на самом деле сделанной для заработка режиссёрами и сценаристами.;
11)"РЕЗНЯ НА РАССВЕТЕ"1988.США.И заканчиваем мы наш список именно "антиподом"предыдущей картины,являющимся её отвратительнейшей копией по всем параметрам.Одна из наиболее грубых и грязных подделок под "Воины", но если они же наполнены глубоким философским смыслом,имеют явный стиль и шарм,то этот мерзкий фильм просто вывернул всю их"подкладку", сосредоточившись на одном натурализме,пещерности и топорной грубости.Ни один персонаж не внушает ни капли симпатии,весь сюжет затянут и безумен,как и его герои.Лента не имеет и 100-й доли лёгкости произведения У.Хилла. Разница между двумя этими фильмами настолько же велика,как и расстояние между профессиональными уровнями обоих их создателей.