Представляем рецензию Жени Декиной – члена Союза писателей Москвы, Союза писателей России, Международного ПЕН-центра, редактора отдела прозы портала «Литерратура» – на рассказ Ирины Иваськовой «Страна весны». Рецензия была подготовлена в рамках конкурса «Современный российский рассказ» от «Печорин.нет» и «Роман-газеты».
С прозой Ирины Иваськовой я знакома давно, и слежу за ее ростом и развитием с большим интересом. Обычно ее рассказы отличаются целостностью художественного высказывания, четкой композицией, ясным сюжетом и объективным типом повествования. И рассказ «Страна весны» довольно сильно выбивается из этого ряда.
Здесь в центре повествования лирическая героиня, довольно сильно приближенная к самому автору, переживания ее автобиографичны или довольно достоверно имитируют автобиографию. При этом композиция здесь свободная, строго говоря, по жанру это вообще эссе: здесь есть и философское, публицистическое начало и довольно свободная манера повествования. Но Ирина не просто свободно выражает приходящие ей в голову соображения, она только имитирует жанр, а на самом деле умело использует эту форму для выражения отдельного философского смысла. И вот как она это делает.
Жизнь главной героини постоянно распадается на пласты: она пытается осмыслить смерть подруги, но отвлекается на оценку поведения одноклассников и их реакции, пытается спать, но вспоминает погибшую подругу, вспоминает свой сон о ней – это уже три пространства в одном моменте. На следующий день она участвует в конференции, но опять думает о прошлом, слушает преследующую ее почти по-Чеховски писательницу, а когда вычитывает ее текст, происходит предельное смысловое наслоение. Героиня читает текст о волшебной стране, оценивает его и ставит запятые, параллельно мечтает о том, чтобы ее подруга была жива и встречалась с поэтом, которого она видела на конференции. И эти параллельные реальности превращаются в спутанный хаос, выходя на коду, это такая своеобразная эссеистская кульминация, из которой героиня стремится выйти, когда нажимает на крестик вверху документа.
И вдруг автор перебрасывает нас из сложного пространства мыслей героини в простую бытовую реальность – она встречает соседа, с которым хочет поговорить, но мы так далеки друг от друга, что эта невозможность простого разговора по душам оголяет вдруг всю холодную окружающую реальность. И героиня оказывается в мире, где внутренне ты живешь в рассыпающемся хаосе, а снаружи в холодном и пустом оголенном пространстве – недаром здесь возникает пустырь с помойкой. И героиня ясно чувствует, что собрать и склеить это все способна только любовь, которую ты излучаешь.
Таким образом, эта интересная форма эссе не только служит для выражения более глубокого философского смысла, но и композиционно работает как сюжетообразующая модель, что, без сомнения, ново и очень интересно.