Сёгун. Сериал. США. 2024 г. 18+
1600 год, голландское судно терпит крушение у берегов Японии, моряки попадают в плен к местным жителям. Джон Блэкторн – штурман-англичанин – становится старшим среди пленников после того, как умирает капитан судна. Блэкторн пытается договориться с японцами и постепенно вникает в подробности местной политики. Европейцы попал на земли даймё (князя) Еси Торанага, затеявшего сложную интригу ради получения титула сёгуна. В самом разгаре междоусобная война, и Торанаге могут сильно помочь пушки с голландского корабля. Блэкторн становится приближённым Торанаги и активно участвует в политической борьбе.
Джеймс Клавелл – автор романа «Сёгун» - как писатель специализировался на Азии. Все шесть романов Азиатского цикла посвящены Китаю или Японии. Участвовал во Второй Мировой войне в Азии, какое-то время провёл в японском плену, впоследствии подолгу жил в разных азиатских странах во время написания книг. Хотя все персонажи романов Клавелла вымышленные, сюжеты тесно вплетены в реальный исторический контекст. Например, «Тай Пэн» - история Опиумных войн. Почти у всех значимых персонажей «Сёгуна» имеются прототипы из японской истории: Еси Торанага – Иэясу Токугава, Джон Блэкторн – Уильям Адамс. В общем, литературная основа сериала – крепчайшая глыба, классическая литература, историческое произведение, хотя и не очень строгое с фактической стороны, но крайне атмосферное. Книга жутко объёмная, и центральный сюжет не такой уж сложный, больше времени уделено культурному антуражу, обычаям, политике. На таком материале грех не снять стоящее шоу. И впервые это сделали в 1980 году. «Сёгун» с Ричардом Чемберленом в главной роли оказался проектом удачным. Для своего времени – максимальный топ. В России впервые его показали в 1997 году, смотрел его несколько раз и до сих пор помню отдельные сцены. Кстати, недавно пересмотрев, понял, насколько современный кинематограф ушёл вперёд.
«Сёгун» 2024 – здоровый наследник и Клавелла, и первой экранизации. Создатели не пошли кривым путём «современной адаптации», когда исходный материал коверкают под публику. Сняли близко к тексту романа, может что-то убрали лишнее, всё же книга увесистая и история длинная. И получился, как по мне, лучший сериал минимум последних пары лет.
Здесь всё прекрасно. Качественный визуал, отличная картинка, по-японски изящная постановка сцен. Экшена, на самом деле, не сильно много, но редкие боевые сцены сделаны отменно, очень зрелищно, прям мурашки по коже. Конечно же, средневековая Япония, во всей своей беспощадной красоте. Создателям сериала удалось убедительно, но с уважением, передать сложность японской жизни того времени, как для простых людей, так и для самураев и их господ. Все эти бесконечные интриги с высочайшими ставками. «Сёгуна», кстати, начали сравнивать с «Играми престолов», но куда там Мартину. «Сёгун» - это история невыдуманная. Когда понимаешь, что всё это происходило на самом деле, с лёгкой поправкой на художественное оформление, не по себе становится, удивляешься стойкости людей, и жестокости нравов, и строгости обычаев. И персонажи, все как на подбор колоритные и харизматичные. Разве что центральный герой мне не очень понравился, небольшая, но ложка дёгтя. Блэкторн в исполнении Космо Джарвиса выглядит растерянным и, что уж там, местами глупым, а ведь Блэкторн – тёртый калач, и человек достаточно хитрый. Чемберлену удалось лучше передать характер Блэкторна, Но это компенсируется японскими персонажами. Две главные роли – у Хироюки Санада (Торанага) и Анны Саваи (Марико). Торанага – коварнейший политик, манипулятор, побеждает в безвыходной ситуации и становится сёгуном. Санада играет тонко, почти без мимики. Актёр очень хороший и заслуженный, и это одна из его лучших ролей. И для Анны Савай роль Марико-сан – однозначный прорыв в карьере. Молодая актриса, я видел её в нескольких проектах, где она себя неплохо показала, но здесь её потенциал раскрылся. Запоминающийся образ: красивая, чувственная, мягкая душой женщина, и в тоже самое время – сильная, умная женщина-самурай, готовая вспороть себе горло (женское сэппуку) по приказу даймё.
Я под впечатлением. Всегда настороженно отношусь к «перезагрузкам». Но это тот редкий случай, когда обе экранизации могучего романа удались. Экранизацию 1980 года вытянули Чемберлен, один из ведущих голливудских актёров того времени, и японская экзотика, для того времени более экзотичная экзотика, извините за каламбур, чем сейчас. Сериал 2024 года – это и серьезный бюджет, и профессиональный подход, и что-то такое, что делает просто хороший проект – выдающимся. Надеюсь, эффект не испортят продолжениями. Одного сезона вполне достаточно.
#рецензия #сериал