Уважаемый читатель, сегодня я хочу поговорить о мультфильме Хаяо Миядзаки «Принцесса Мононоке». Конечно, это будет не размышление формата «нравится – не нравится». Это будет анализ архетипических образов и трансформационных процессов с юнгианской точки зрения. Если Вы заглядывали в мой профиль, то знаете, что уже давно я веду интервизионную группу для юнгианских психологов по анализу сказок. Логично, что соприкосновение с произведением, наполненным архетипическими смыслами, как котёл, из которого через край выливается кипящее зелье, я не могла не обратиться к его структурному анализу.
Начну с того, что интересно само время, когда познакомилась с этим произведением. С мультфильмами Миядзаки я соприкоснулась впервые ещё в институтские годы. А вот этот мультфильм впервые посмотрела несколько дней назад, в свои 42 года. Парадоксально, как этот мультфильм ускользал от моего внимание в течение 20 лет. И знаете, я рада, что посмотрела его сейчас. Потому что те смыслы, которые я смогла увидеть в этом возрасте, я бы не распознала ещё 10 лет назад.
История создания и путь индивидуации. Этот мультфильм, конечно, о процессе индивидуации, о пути к целостности. На самом деле, в моей памяти не возникает сейчас ни одного его мультфильма, который имел был в себе такую архетипическую полноту. Мне, естественно, интересно было понять, в каком возрасте Миядзаки проходил столь активный процесс индивидуации. Знакомство с Анимой случилось у него ближе к 40 годам. Об этом говорит факт, что первые эскизы истории о принцессе были нарисованы в конце 70-х. Вспомним параллель Юнга, который, также в этом возрасте проходил свой трансформационный кризис с обретением целостности. Здесь мы как бы крутимся вокруг сорокалетнего рубежа, на котором и Ваша покорная слуга вступила в процесс индивидуации.
Юнг пересобрался за три года и дальше всю оставшуюся жизнь только достраивал как свою башню (физическую башню в своих владениях), так и психическую реальность, дополняя её. Но у него это был очень активный и очень тяжёлый трансформационный процесс, на который не каждый решится. Ему помогла собственная душа, погрузившая его в тяжёлое кризисное состояние. Миядзаки, будучи вовлечённым в творческую деятельность, всегда имел выпускной клапан для сброса излишней психической энергии. Поэтому основной состав психики вышел в сознание и пришёл к состоянию целостности у него за 15 лет. Об этом можно судить по тому, что через 15 лет после первых эскизов была создана раскадровка истории. То есть сюжет психика внутри проиграла и выдала в сознание готовый продукт. Интересно, сколько мне потребуется лет на тот же процесс? Не отвечайте, пусть будет сюрпризом 😊
И да, это про Героя (как архетип) Миядзаки, а не про любование Анимой. Миядзаки хотел назвать мультфильм «Легенда об Аситаке». Аситака – имя главного героя.
Ну что же, давайте двинемся в таинство самого фильма.
Тень Героя. Путешествие Аситаки начинается с того, что на его родовую деревню пытается напасть вепрь-оборотень. Герой пытается с ним совладать уговорами, но у него это не получается. Вепря он убивает и, естественно, проклятье переходит на него. Если мы переложим случившееся на психические процессы, то увидим следующее. Тень со своей огромной энергии агрессии врывается в сознание из бессознательного. Попытка вытеснить неугодную часть не достигает желаемого результата. По сути, это служит причиной признать её существование. Признать в себе что-то неприятное агрессивное и не очень подконтрольное.
Аситака на своей правой руке видит след проклятья. И теперь в течение всего фильма эта тень будет только разрастаться. Он будет пытаться с нею совладать. Иногда сила души будет помогать ему в этом, иногда попытки будут бесполезны. Эта рука будет при помощи одной выпущенной стрелы отрывать головы врагам. Столь велика мощь бессознательного. Надо отметить, что речь идёт о правой руке, что уже символический говорит о мужской части. Именно поэтому речь идёт о чисто мужской агрессии.
В анализе, когда мы с клиентами добираемся до теневых содержаний и нам удается их признать, инкорпорировать в сознание, то мы забираем энергию из бессознательного и ставим её на службу сознанию. Ближе к концу мультфильма Аситака делает тоже самое. Он пользуется силой проклятья, чтобы поднять ворота, которые могут поднять только 10 человек. Это хорошая метафора энергетической заряженности бессознательного. И прекрасный пример постановки на службу сознанию этой энергии.
Я также хочу отметить весьма интересный момент, когда ведунья деревни кланяется умирающему демону и говорит, что ему сложат алтарь. Это очень важный момент, когда психика признает важность и нужность своих всех частей, в том числе теневых.
До встречи в следующей серии анализа!
Коллеги, открыт набор в интервизионную обучающую группу «Алхимия сказок». Группа посвящена архетипическому анализу сказок, иных историй и обретению навыков использования сказок в терапевтической работе психолога. Подробнее здесь.
Автор: Анастасия Малышева
Психолог, Юнгианский психолог Гипнотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru