На приём приходит Люба.
Совсем недавно она родила - три месяца назад. Сейчас явка на плановый осмотр (должна была прийти раньше, но как смогла найти время, так и прибыла).
-Жалобы есть?
-Есть. Наверное, как у всех мам трёхмесячных детей. Постоянная сонливость, усталость. Кажется, готова спать как лошадь - стоя. А ещё неделю мутит. В студенческие годы у меня такое было от недосыпа. Видимо, организм решил тряхнуть стариной.
-А менструации не было?
-Нет. Да и не будет пока - я кормлю. У меня после выписки из роддома ещё дней 10 мазня была, а потом все прекратилось.
-Пойдемте в смотровую.
Люба зашла, разделась. Легла на кресло. Пока я обрабатывала руки, пошутила:
-Вы со мной только разговаривайте, доктор. А то я уже легла и мне кажется, закрою глаза и усну.
-Ну и поспите пару минут.
Надеваю перчатки. Смотрю в зеркалах: на шейке были разрывы, зажили хорошо. Шов на промежности тоже весьма неплох. Ткани слегка цианотичны, и меня начинают терзать смутные сомнения.
Смотрю руками. Матка увеличена недель до 6-7.
-Люба, половой жизнью с мужем живёте?
-Да.
-Чем предохраняетесь?
-Ничем. Я же грудью кормлю.
-Вам во время выписки из роддома что-то рекомендовали в качестве контрацепции?
-Ну да. Но я читала, что если интервал между кормлениями меньше 3х часов, то организм не может забеременеть. Я даже помню, как это называется - лактационная аменорея. Месячных-то нет.
-Месячных нет. Овуляция может произойти и без месячных. "Менструация - это кровавые слезы матки по несостоявшейся беременности." Так что сначала овуляция, а потом уже месячные. А беременность, скорее всего, уже есть.
-Чтооо?
-Я не уверена, но мой предварительный диагноз - 6-7 недель беременности.
-Да не может такого быть. Как вообще в таком стрессе можно забеременеть?
-Давайте я напишу вам направление на УЗИ. Думаю, наш спор бессмысленный. Врач УЗД все расставит по своим местам.
Она вернулась через полчаса. Молча отдала результат УЗИ.
"Беременность 7 недель."
-Что будем делать, Люба?
-Я могу подумать?
-Конечно.
Через неделю Люба пришла, чтобы встать на учёт. Они с мужем посовещались и решили: раз так получилось, то пусть будут погодки.
Организму было, конечно, тяжело. Токсикоз, анемия - тело не успело восстановиться после первых родов. Хорошо, хоть часть забот взяла на себя мама Любы - нянчилась с грудным малышом, когда было особенно сложно. Кстати, кормить грудью Люба не бросила. Старшего ребёнка она кормила всю беременность, а после вторых родов несколько месяцев кормила обоих. Роды прошли без осложнений, кстати. Повторно силу лактационной аменореи женщина испытывать не стала.