Найти в Дзене

Чем можно заменить фронтальную работу на уроке

Оглавление

Зачастую фронтальная форма работы занимает основную часть урока. Получается, что в основном работает учитель, он самый активный и всегда в центре внимания, что не совсем правильно. Учитель должен организовать процесс обучения, а активно работать (говорить, думать, читать, писать, задавать вопросы) должны дети.

Конечно, фронтальная работа на уроке должна быть, но её должно быть как можно меньше.
Конечно, фронтальная работа на уроке должна быть, но её должно быть как можно меньше.

Предлагаю несколько вариантов замены фронтальной формы работы на другие режимы.

Ученик - класс

В начале урока учитель обычно проводит речевую разминку. А если учитель поздоровается и начнёт урок, а речевую разминку проведёт один из учеников? Для этого ему просто нужно дать список предполагаемых вопросов. Его задача - задавать вопросы, реагировать, создавать беседу. Поэтому для этой цели нужен общительный ученик с хорошим уровнем языка. И время, конечно, нужно обязательно ограничить до 3-4х минут. Лучше сразу задавать хороший темп урока!

Класс-ученик

Практически тот же режим, только наоборот, можно использовать для проверки домашнего задания. Один ученик отвечает у доски, остальные задают ему вопросы с места, так сказать, опрос классом. Таким же образом можно проверить знание слов, задания к тексту, различные упражнения. В этом случае можно почаще менять отвечающих у доски.

Учащиеся любят такой режим работы.
Учащиеся любят такой режим работы.

Индивидуальная работа

При разборе нового грамматического материала главная роль обычно отводится учителю, но время от времени можно обращаться к справочным материалам в учебнике. Учащиеся самостоятельно читают материал, а не слушают объяснение учителя. Они работают со справочным материалом как с обычным текстом. Начиная с 7 класса, он даётся на английском языке. Необходимо подготовить к нему задания: вопросы, да/нет утверждения и т.д. Затем обсудить прочитанное, ребята расскажут как они поняли материал. Задача учителя - прояснить непонятные моменты и сложные места, и здесь, конечно, нужна фронтальная работа.

Мы должны мотивировать учащихся думать!
Мы должны мотивировать учащихся думать!

Мини группы

Тренировка лексического или грамматического материала пройдёт более интенсивно в мини группах, так как каждый учащийся скажет/сделает не одно, а три-пять предложений. Если же такая работа ведется фронтально, то один отвечает, а остальные хорошо уже, если слушают. Это очень скучно. Обычно дети засыпают на таких видах работы. Но если их поделить на мини группы и в каждой группе назначить лидера, который должен организовать процесс: следить за очерёдностью отвечающих, вовлечённостью учащихся, то работа будет идти активно.

После отработки материала в группе, конечно, нужно подвести итоги, объяснить непонятные моменты, проверить пару предложений.

В группе работать интереснее и время пролетает незаметно!
В группе работать интереснее и время пролетает незаметно!

Есть, конечно, моменты на уроках, когда фронтальную работу ничем не заменишь, как и не заменишь присутствие учителя. Но её можно и нужно свести к минимуму. И чем старше дети, тем меньше фронтальной работы должно быть на уроках. Я придерживаюсь такого принципа: 70-80% - в начальной школе, 40-50% - в средней, 20-30% - в старшей.

А Вы сколько времени отводите на фронтальную работу?