Найти в Дзене
Интересная фантастика

Роботы и фантастика. Обаятельные и опасные

Здравствуйте, уважаемые читатели. Как-то упустил я тему роботов, что для фантастического канала, как говорится, не есть хорошо. Поэтому, данной статьей начинаю серию обзоров про роботов, робототехнику, искусственный интеллект, виртуальное сознание и т.п. в научной фантастике.

Кстати, роботы вполне могут присутствовать не только в НФ, но и в фэнтези. Так, к примеру, в романе Пирса Энтони «Расколотая бесконечность» главный герой через пространственный портал орудует в магическом фэнтезийном мире и параллельной реальности – технологическом мире. В волшебной реальности его спутницей стала единорог, могущая оборачиваться женщиной, а в технологическом мире – роботеса (т.е. гуманоидный андроид с обликом и сознанием представительницы слабого пола).

По-хорошему, нужно открывать новую рубрику вводным материалом. Там рассказывать о предыстории роботов в фантастике, что-нибудь о Троянском коне, Талосе, Големе и т.п. Затем можно вспомнить какие-нибудь средневековые баллады на тему механики. К примеру, механических рыцарей из романа бретонского цикла о рыцарях Круглого стола «Ланселот озерный». Потом упомянуть литературу Нового времени: «Песочный человек» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, или «Франкенштейн» Мэри Шэлли. Традицию классической НФ о роботах принято начинать с Карла Чапека и его пьесы «R.U.R». В обязательную программу обзорной статьи о роботах входит Айзек Азимов с его знаменитыми Тремя законами робототехники, «позитронным человеком» Эндрю Мартиным и Р. Дэниэлом Оливо, взявшим на себя ни много ни мало судьбы всей галактики. Далее следует поговорить о фантастических киносагах «Терминатор», «Матрица» и т.д., как качественном шаге в развитии представления об искусственном разуме, роботах и т.п. Все это планируется на «Интересной фантастике». Но пусть вступительная статья будет второй, ну или эта «нулевой».

Серию начнем с прекрасной половины человечества. Вернее, с роботов, сделанных в образе женщин. И не просто роботов, а автоматических гуманоидных механизмов несущих угрозу и являющихся отрицательными персонажами.

Ну, во-первых, о несущих угрозу роботах. Тут удивляться нечему. Такова природа человечества – опасаться всего нового и неизвестного. Когда несколько миллионов лет назад, на востоке Африканского континента стал меняться климат и влажные джунгли сменились на смешанный ландшафт с рощами деревьев и травянистыми полянами между ними, высшим приматам – австралопитекам пришлось спускаться на землю. Эти гоминиды были предками рода Homo. Они были вынуждены обучаться прямохождению, чтобы преодолевать поляны между лесными чащами. Дело это было не очень приятное и опасное, ведь на земле австралопитек становился легкой добычей леопарда, или какого-нибудь саблезубого тигра. Хищник мог появиться внезапно, из-за любого холма, оврага, или высоких травянистых зарослей. Австралопитеки научились жить внизу, а после исчезновения деревьев легко приспособились к саванне. Они сами стали охотиться и для этого стали использовать первые каменные орудия. Так возникли люди Homo habilis (человек умелый) – потомки одного из видов австралопитеков. Умелые люди стали самым опасным существом в мире, ведь они использовали интеллект и каменные орудия. Но и они, и их потомки, вплоть до нас – людей вида Homo sapiens sapiens, всегда с опаской относились ко всему новому. Ну а вдруг из темноты нагрянет этот самый леопард?! Ну или ваша кофеварка и пылесос взбесятся и обязательно захотят посчитаться за небрежное обращение и несправедливые упреки.

Не буду заниматься здесь ретроспективой фантастической литературы и приводить самые первые примеры злых творений рук человеческих. Достаточно вспомнить зарубежную фантастику двадцатых – тридцатых годов прошлого века, где авторы ничтоже сумняшеся пишут простецкие фантастические истории, в том числе о злобных роботах с какого-нибудь Нептуна, или зловещих механизмах очередного сумасшедшего гения. С середины сороковых – начала пятидесятых годов начинается эра современной научной фантастики, с ее самыми разными фантастическими допущениями. Здесь уж авторы развернулись на полную катушку. Так, Фрэнк Херберт во Вселенной Дюны делает краеугольной точкой истории будущего восстание машин против людей, после которого развитие цивилизации пошло в сторону развития ментальных навыков.

У Френка Саберхагена в цикле «Берсеркер» люди подвергаются нашествию из космоса. Изделия неведомой расы из невероятно далекого космического пространства роботы – берсеркеры стремятся уничтожить все живое во Вселенной.

В рассказе Роберта Шекли «Страж – птица» технологии, призванные облегчить быт, вышли из-под контроля и превратили жизнь людей в кошмар.

Это лишь несколько примеров огромного количества фантастических произведений, умело играющих на древних страхах человечества перед неизведанным.

К слову, не только страх нового стал причиной роботофобии в фантастике. Здесь еще нужно учитывать негативные последствия научно-технического прогресса. Да, да, кроме несомненного блага, НТП имеет и отрицательные стороны, особенно в социальной сфере. Детально раскрывать тему влияния прогресса на явление фантастики о машинной угрозе не буду. Оставлю на отдельную статью.

Фантастика о роботах, как угрозе для людей, становится неотъемлемой частью фантастического жанра. Человекообразные роботы и роботы в иной форме пытаются поработить или извести человеческую цивилизацию. И что может быть более коварным, чем принять обличие представительницы прекрасного пола?! Сама идея совмещения хрупкой красоты и злобного холодного машинного разума безусловно беспроигрышна, потому что играет на противоречии устоявшихся представлений. Особенно это характерно для фантастики прошлого века, когда нормой были сюжеты, где храбрые герои с квадратными подбородками защищают прекрасных дам. А тут… храброму герою приходится биться с машинной мадемуазель/мадам, которая, несмотря на внешний вид, отнюдь не подходит под категорию «слабый пол».

Наиболее интересна, в плане представления о роботесах – отрицательных персонажах, все же кинофантастика, а не литература. Просто здесь наглядно показывается, как женственная и хрупкая героиня превращается, ну вот в это вот с чудовищной силой и скоростью, лицом без всякого выражения и т.п.

Опять же, не хочу делать первую «робототехническую» статью похожей на список – перечень. Пусть будет материал свободного полета, сделанный по принципу «куда шальная мысль приведет». Потому приведу лишь несколько самых показательных, на мой взгляд, примеров «злобных» роботес.

Примером ретрофантастики, в некотором плане, установившем каноны, стал немой фильм немецкого режиссера Фрица Ланга «Метрополис». Там робот – андроид (называемый человеко-машиной) с обликом положительной героини, строит козни, чтобы разрушить город будущего Метрополис. Делает это она по заданию своего создателя – безумного ученого Ротванга.

"Метрополис". Источник изображения: https://eroskosmos.org/novacene-cyborgs-lovelock/
"Метрополис". Источник изображения: https://eroskosmos.org/novacene-cyborgs-lovelock/

«Метрополис» был одним из первых фильмов, где в сюжете использован человекообразный робот, да еще и в образе женщины. Но, на мой взгляд, одним из самых ярких проявлений роботесы – угрозы в мировой кинофантастике стал фильм «Терминатор 3: Восстание машин».

Откровенно говоря, сам фильм откровенно слаб. Первые два фильма франшизы были законченной, логичной и непротиворечивой историей, где временная петля полностью прервалась после того, как киборг Т-800, сыгранный Арнольдом Шварценеггером, расплавился в доменной печи. Можно было бы снова обыграть тему машинного разума, поднявшего восстание против людей, даже оставаясь в сеттинге мира франшизы «Термнатор». Ну, мол, другие ученые разрабатывают искусственный разум, чем-то напоминающий «Скайнет» и Джон Коннор пытается предотвратить внедрение технологии, именно потому что он то знает, чем оборачиваются такие игры. Можно было бы даже и заморочками с путешествием во времени поиграть, хотя сценарий был бы уже вторичным. Тем не менее, в таком варианте антагонист уже не являлся сетью «Скайнет», были ли бы другие технологии, иные модели роботов и т.п. То есть, принципиально иная история, пусть и подражающая первым двум фильмам франшизы. Впрочем, тема бесконечного продолжения удачных фильмов требует самостоятельного обзора.

Несмотря на несуразность концепции возобновления сражения «Скайнет» с Джоном Коннором путем посылки «хороших» и «плохих» терминаторов в прошлое, есть в продолжении и светлое пятно. Им, на мой взгляд, является персонаж робота Т-850, сыгранный актрисой Кристанной Локен. Если в первой части франшизы образ главного антагониста исполнил фактуристый Арни, а во второй обычный мужик, с невыразительным лицом, в полицейской форме, то здесь машинное зло олицетворяет молоденькая блондинка. Персонаж антагониста – немногочисленная удача сценаристов.

Источник: https://www.goodfon.ru/films/wallpaper-download-1600x900-terminator-3-vosstanie-mashin.html
Источник: https://www.goodfon.ru/films/wallpaper-download-1600x900-terminator-3-vosstanie-mashin.html

Если в «Терминатор 3» красавица – киборг распространяла козни против человечества с помощью нечеловеческой силы и разного рода огнестрельного вооружения, то в сериале «Звездный крейсер Галактика» (2004 – 2009) кибернетические гуманоидные механизмы действовали тайно. Внешне, ничем не отличаясь о людей, они внедрялись в человеческое общество и устраивали диверсии.

Так, модель «Шестерка» (актриса Триша Хелфер), сыграла решающую роль во вторжении сайлонов в миры человечества, став идеальным шпионом - диверсантом. Более противоречивая роль у модели номер Восемь (актриса Грейс Пак). Изначально, она не знала, что является роботом и считая себя человеком, исполняла обязанности на крейсере «Галактика». В конечном итоге, и Шестерка, и Восьмерка примкнули к той части сайлонов, что склонялись к сосуществованию с человечеством.

Модель Восемь (Грейс Пак, слева); Модель Шесть (Триша Хелфер, справа). Сериал "Звездный крейсер Галактика"
Модель Восемь (Грейс Пак, слева); Модель Шесть (Триша Хелфер, справа). Сериал "Звездный крейсер Галактика"

Интересна тема коварства женских роботов и в фильме «Крикуны», снятому по мотивам повести Филипа Дика «Вторая модель». Здесь также киборг женского пола внедрена с целью диверсий. Правда, в результате нахождения рядом с людьми, происходит «очеловечивание» роботесы. Она влюбляется в главного героя – полковника Хендрикссона.

"Крикуны". Джессика Хансен - Модель 4 (актриса Дженнифер Рубин). Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2784246/
"Крикуны". Джессика Хансен - Модель 4 (актриса Дженнифер Рубин). Источник: https://www.kinopoisk.ru/picture/2784246/

Приведенные примеры показывают, что у антагонистических персонажей – роботов с женским обличием две основных ипостаси: красивой разрушительницы и коварной «разведчицы», внедренной к людям. Собственно, это беспроигрышные варианты механических фантастических злодеек. С образом положительных и нейтральных роботов несколько сложнее. Они могут претерпевать самые разные изменения образа и мышления. К примеру, как это происходит в британском сериале «Люди», где группа андроидов – «синтетиков» обретает сознание. При этом, как и у людей, выбор и становление героев происходят как вследствие внутреннего изменения, так и под влиянием внешних событий. Или взять классический научно-фантастический роман Клиффорда Саймака «Проект Ватикан», где роботы будущего создали на отдаленной планете колонию, в которой пытаются познать религию и Веру, стараясь и подражать своим создателям – людям и идти собственным путем. Как видим, в фантастике про роботов, искусственный интеллект и разум и т.п. роботы – антагонисты играют не самую разнообразную роль. Ну а у меня на этом пока все. Тема будет продолжена, в том числе, обзорами про роботес. Здесь уже планирую стандартный перечень – список фильмов, сериалов или книг с героинями – роботами.

Ссылки на новые статьи этого канала дублируются в ВК-группе Интересной фантастики https://vk.com/infantastika