Охота с луком и арбалетом разрешена в России с 2019 года, когда любые луки с натяжением более 27 кг и арбалеты с натяжением более 43 кг приравняли к охотничьему оружию. С тех пор, как внесли правки в закон «Об охоте» прошло уже почти пять лет, но что-то я не видел в угодьях ни одного охотника с метательным оружием. Так разрешили или нет?
Помимо самого закона и разрешения, как такового, есть несколько немаловажных моментов, которые могут влиять на такое положение вещей. Во-первых, обучиться точной стрельбе из лука, хотя бы на классическое гладкоствольное расстояние 30-35 метров — занятие не простое и относительно длительное. Намного более длительное, чем обучить человека стрелять и попадать из гладкоствольного оружия. И тут, казалось бы, на помощь приходит арбалет, стрельбу из которого по ощущениям можно сравнить со стрельбой из малокалиберной однозарядной винтовки. Во всяком случае, не сложнее. Но тут появляется во-вторых... В крупных охотхозяйствах, включая общедоступные государственные охотугодья, до сих пор нет четкого единообразного понимания, на какую дичь охотиться с метательным оружием можно, а на какую нет. Особенно в свете разделения доступной дичи по разрешенным для её добычи калибрам огнестрельного оружия.
Взять того же бобра. Ружейная охота на него доступна из гладкоствольного оружия (картечь и пуля) или нарезными калибрами с диаметром пули до 8 мм. К чему отнести охотничий арбалет? Исходя из нашего оружейного законодательства он равносилен гладкоствольному оружию, а следовательно доступен для охоты на большинство дичи, которую разрешено добывать из ружья. Беда лишь в том, что многие владельцы оружия совершенно не хотят заморачиваться с приобретением именно охотничьего арбалета с силой натяжения более 43 кг. И это уже не говоря про луки, которые в глазах оружейного сообщества являются еще более странным и бесполезным предметом.
Охота с арбалетом, не являющимся оружием по закону, сила натяжения которого составляет менее 43 кг, и вовсе выпадает из правового поля. У нас же всё, что не разрешено прямо, считается запрещенным. Даже если и не так, кто захочет доказывать в суде обратное?
Вот и получается, что пять лет неопределенности никак не сдвинули ситуацию. Вроде и разрешили охоту с метательным оружием, но остаётся она уделом романтиков, действительно увлеченных этим делом. Их по определению — единицы на всю Россию. В то время, как в других странах, где охота с метательным оружием разрешена, для популяризации этого дела охотники получают различные льготы, от продленных сроков охоты, до бесплатных лицензий на определенные виды дичи.
Казалось бы, чего проще — обратиться напрямую к руководству охотобщества и задать прямой вопрос? В моём случае, после разговора с охотоведом всё только запуталось ещё больше. Судите сами. Нахождение в охотугодьях с арбалетом, который не является оружием по закону, не запрещено. Равносильно нахождению с топором или лопатой. Это просто хозбыт. Стрелять из него по мишеням, с соблюдением необходимых правил безопасности, не запрещено даже вне сезона охоты. То есть тренироваться в стрельбе из арбалета можно круглый год. Но можно ли охотиться? Не понятно!
Из частной беседы про тез же бобров, я понял, что главное — иметь разрешение на добычу. Ведь добывать различную дичь можно различными способами. Не обязательно в ходе ружейной охоты. Бобра можно добыть капканом и это вполне законно. Так что мешает мне добыть его из арбалета, имея на руках разрешение? Подвергнут ли охотника взысканию за то, что в момент проверки из бобра будет торчать стрела, вместо наличия ровного пулевого отверстия? Получается, что при внезапной проверке риск имеется и все будет зависеть от проверяющего. Хотя для этого проверяющему скорее всего придется сидеть ночью и наблюдать за вами, пока вы наблюдаете за бобром, и застать вас непосредственно в момент выстрела. Я даже представить себе такую ситуацию не могу. Если же на момент перемещения добытой дичи разрешение на его добычу будет заполнено и никаких прямо запрещенных законом орудий охоты при охотнике обнаружено не будет, то и лишних вопросов возникнуть не должно. Напомню, арбалет с натяжением до 43 кг при этом всего-лишь хозбыт, а не оружие. Орудием охоты он являться не может, как и топор или ножик (если он не холодное оружие). Может, бобр сам на сучок наткнулся, а мы согласно лицензии изъяли эту особь в своих целях, и даже разрешение заполнили. При этом стрела из него уже не торчит и вроде всё по закону.
Печалит лишь факт, что у нас в большинстве случаев так. Строгость законов почти всегда компенсируется невозможностью их досконального исполнения, и как следствие, каким-нибудь элементарным вариантом обхода этих законов. Наверное потому, что их пишут люди далёкие от ситуации реального применения, написанных ими законов.