Давненько не виделись: признаться, дзеновская политика не вдохновляла на деятельность. Однако отдохнули - и хватит. Нынешние реалии так занятны, что стоит превозмочь себя и - «рука к перу - перо к бумаге!»...
Написать захотелось после публикации блогера «Маша в Чехии»: автора люблю и уважаю. И отдаю должное её терпеливости и мудрости. У меня, после пяти лет жизни здесь, всё ещё вызывают острую реакцию некоторые моменты.
Ни в коем случае не выступаю оппонентом, лишь хочу добавить своё видение ситуации.
Итак, по мнению многих, чехи как нация инертны - соглашусь. Соседи-поляки шустры и гонористы, тем следовало бы давать укорот. Немцы - молчаливы, надменны и последовательно деятельны. Чехи же, как народность с очень незначительной пассионарностью, робки и трусливы в плане масштабных действий. Нет, они безусловно мастера громких заявлений, но лишь с подачи хозяина, который обещает поддержку и натравливает на неугодного.
Собственно, всё давно проиллюстрировал Ярослав Гашек в образе солдата Швейка: чехи - мастаки балагурить в пивных, там выпустят пар, а до конкретных действий - да кому они нужны. И что это изменит... Столько столетий жили под чьим-то верховодством, к чему теперь-то эти игры в самостоятельность. Привыкли уже приспосабливаться. На этот счёт есть поговорка: «Мы малые паны, должны держать губу и крок» - мы маленькие люди, придётся сдерживать шаг и не вякать.
Но у приспособленчества есть побочный эффект: природа не терпит пустоты, внутри-то кипит, надо выплеснуть - а на кого? На того, кого назначают в слабые. Именно эта черта очень претит нам, русским: глумиться над слабым, неуспешным, несчастным - если не грех, то очень недостойно в нашем понимании.
А ещё можно придумать слабого или того, кто заслуживает порицания - достаточно его оболгать. «Помлувы», то есть клевета, в Чехии весьма в ходу. И вроде даже как воспринимается как часть национальной традиции. Все понимают, что едва за тобой закроется дверь, как улыбчивые коллеги «пустят губу на шпацир» - откроют рот, и не ради похвалы. Понимают, но практически никто не борется с явлением, зачем, если оно прочно укоренилось в системе. Самые неглупые и сильные просто не сближаются ни с кем в коллективе, очень аккуратно выбирают круг общения и стойко сносят всё равно витающие сплетни. А те, кто пожиже, со временем сами становятся «частью команды, часть корабля». Они перестают отличать правду от лжи, приучаются сами плодить вымыслы и сучат ножками, если прищучить. А потом мстят за испытанный ужас - и карусель рискует стать бесконечной.
Так что правы те, кто отрастил броню на душе, и не верит сладким речам-приманкам. Кстати, именно эта категория чехов далеко не инертна: они обладают широким кругозором, путешествуют и умеют находить альтернативные источники политической информации. И мне горько, что их немного.
А те, плодовитые на сплетни и жидкие на расправу, именно инертны в плане каких-то серьёзных социальных шагов. Они словно боятся больше зарабатывать, ездить по свету, учиться, узнавать новое. Ведь это, во-первых, разрушит их мирок представлений о внешнем устройстве. Во-вторых, нельзя прыгать выше головы - это вызовет зависть. Неизбежно. Со стороны шефа, коллег, даже того, с кем ещё вчера так уютно пилось пивко в госпудке (местное название пивных). И тогда стопроцентно ожидай козней.
Я поначалу не поняла этой увлекательной игры и получала по шапке. Например, в первый же год съездила в местные пещеры Моравский Крас у Брно, на Адршпахские скалы, в Карловы Вары и ещё кучу мест. И, глупильда, не заметила кривых улыбок коллег: «Уууууу, у тебя столько возможностей ездить. А я в последний раз в пещерах была ещё в школе...» А чего сидишь, недоумевала я. Всё равно все выходные вы с подружками пиво пили в саду... Но, как говорится, «здесь таких не любят». Ярких, деятельных, инициативных. И вскоре косые взгляды в мой адрес стали коллективными: ишь, путешествует она, 150 км для неё - кот начхал. Сиди с нами, пустозвонь и зубоскаль!.. Это тот самый эффект «ведра с крабами» - сиди и не высовывайся. Умнеть-хорошеть может только начальство и прочие отцы-командиры, а нам не положено. Да мама дорогая! Кем не положено? А давайте переложим по-другому! «Нет, они не хочуть» (с). Так и получается: процветают инертность, ограниченность, которые потом компенсируются сплетнями и кознями разной степени - вот на это народец отнюдь не ленивый.
Скажу откровенно: нам, кто прошёл закалку и успел сформироваться как личность, это не страшно. Русский пофигизм, конечно, не равен буддийскому спокойствию, но недооценивать его пользу тоже не надо - хорошая вещь, надёжная. Кумиров нам навязать трудно - и слава богу.
А вот внутри чешского сообщества я видела поистине трагические вещи. Когда-то моей коллегой была женщина с проблемой с алкоголем. Она лечилась и довольно успешно - но репутация уже подмочена, о чём окружение не давало забыть. И тем самым методично подталкивало её к новым срывам. Я узнала женщину поближе - неплохая тётка, но чувствовался внутри какой-то надлом. А потом узнала, что она пережила страшное предательство: лет 10-12 назад вышла замуж по огромно любви, а мужа соблазнила и увела подросшая дочь. И эти двое - дитятко и супружник - устроили ей настоящую травлю. Тот самый газлайтинг, когда поначалу их шашни ей вроде как привиделись, а потом - «сама виновата, своей невыносимостью толкнула нас в порочные взаимные объятья, мы не от греха, а сугубо из солидарности». И она сдалась, начала попивать. Молча. А вот дочь с теперь уже мужем-зятем не молчали, с радостью демонстрировали широкой публике, какая змея их на груди пригрела...
Это поведал один из немногих, кто знал всю подноготную истории и не участвовал в травле несчастной тётки. И вот тут я не могу простить её окружению ту самую инертность: ведь вы знали, как всё было на самом деле, но предпочли молчать, а потом плясать на трупе... Это называется словом на букву «п», а заканчиваться на «сть» - и Дзен мне не простит такого языка.
Повторюсь: я ничего не имею против инертности как образа жизни. Оставайся на здоровье в своей флегматичной созерцательности - но не смей примешивать зависть и попытки оправдаться с помощью клеветы.
А ещё у чешской инертности есть бархатная подкладка в виде пассивной агрессии. Помню, одна из коллег с бухты-барахты изрекла: «Мой муж в 90-е работал дальнобойщиком, ездил в Россию, говорит, это было хуже чем в Африке». На счастье, к тому моменту я уже отрастила представление о народце - и зубы. Ах ты ж, думаю, лебедь белая, доминировать пытаешься - дубово и кондово. Ну так на, ешь. Приобняла её нежно и говорю: «Мать, с тех пор 30 лет убежало. Сейчас сравнивать Россию и Чехию - это как сравнивать меня и тебя». Дама была старой, неухоженной, толстой, мужеподобной. А я была циничной и била точно в цель - потому что иначе нельзя. Ты либо сильный и дерзкий, либо ты смешан с грязью - но никогда не будешь ровней, у них этот сегмент отсутствует в понятийном аппарате. Так что выбор невелик и очевиден. Дружить вы не умеете, а в поддавки играть я не хочу.
И чуть не забыла о ещё одной побочке местной инертности - комичной. Условно она называется «зелен виноград», или «не больно-то и хотелось». Это когда собеседник вам поведал об успехе общего знакомого (покупка, карьера и т.д.), но внезапно настолько эволюционировал, что не хочет опускаться до зависти. И начинается: «А йе ми то йедно (мне это всё равно), я не завидую, я такой человек, что вообще не завидую никому и никогда, пусть у меня мало, но я счастлив!» Конечно, камо, ты не завидуешь. Именно поэтому звучит твоя получасовая мантра, а я уже на стену лезу от твоей радости за человека!..
И ещё раз приседаю в почтительном реверансе перед автором Машей: она объясняет инертность чехов историческими реалиями и климатом - то есть даже природа в мягкой тёплой Чехии не приучала народ к закалке и преодолению.
Я же сторонник старой школы психологии: психику нужно укреплять умеренными нагрузками, постепенно их увеличивая. Рубанул тебя стресс - оклемался - и лезь покорять следующие вершины, никаких себе поблажек. Тут мне близка японская мудрость: если в твоей жизни нет неприятностей, то тебе стоит их купить даже за большие деньги.
Ну, а уж коль одна отдельно взятая нация взяла курс на весьма тепличный путь развития - так сами себе злобные буратины.
И позволю себе подытожить цитатой из поста другого блогера - мудрой Малки Лоренц: «... люди делятся на сильных и слабых. А больше они не делятся ни на что, потому что это единственное, что вообще имеет значение».