Здравствуйте. В своих заметках я делюсь краткими впечатлениями о прочитанных книгах. В надежде на то, что кто-нибудь тоже возьмёт и прочтёт. И не пожалеет о потраченном времени, как не пожалел о нём я. И станет больше на одного человека, с которым можно поговорить о прочитанном. В данном случае кратким быть сложно. Объём этих трёх романов около 1200 страниц. Но я попробую.
Когда я читал, меня не покидало ощущение, что вероятно сейчас эти книги во всей огромной России я читаю один. А зря - книги интересные. А какими немыслимыми сегодня тиражами К. Федина издавали в СССР - 200000 тысяч, 250000 тысяч. Сегодня и сравнить не с кем. А какие были издательства.
Третий роман, при этом всём, ещё и неоконченный. Не рассчитал сил автор. Самый интересный выделить сложно. Но по порядку.
С детства эти книги стояли на полке в нашей большой семейной библиотеке. И вот, дожив почти до пятидесяти лет, решил прочесть их. К тому же, при переезде на другую квартиру, стопка с книгами Федина оказалась на самом верху. Ну, думаю, значит судьба. Про два других его романа я уже писал пару месяцев назад. При этом двух лучших - по мнению википедии его романов - я не прочитал. Таковыми считаются "Города и годы" и "Братья". К сожалению, нет их у меня в библиотеке. И искать не буду. Эти романы, кстати, были экранизированы. Ещё в чёрно-белом формате. Кому интересно - можно найти информацию легко. Даже Владимир Басов экранизировал, если не ошибаюсь.
Мне кажется, что с тех пор, как Лев Толстой написал "Войну и мир", русские писатели потеряли покой. С тех пор прожить жизнь и не написать какой-нибудь саго-образный романище потолще - прожить жизнь зря. Кстати, Лев Толстой красной нитью проходит через все три романа. В первом, его смерть и её влияние на общество описаны довольно подробно. Это событие даже является своеобразным движущим пунктом сюжета. Так как порождает в одном из главных героев большую духовную работу. А в третьей так и вовсе часть сюжета происходит в Ясной Поляне. Так что указание в заглавии на ВПЗР (Великого писателя земли русской - сокращение используемое в литературных высших учебных заведениях - знал бы Толстой кем станет) носит не только переносное, но и прямое значение. Я уже делился впечатлениями о двух романах этого автора. В СССР он был на вершине, кроме того, номинировался на нобелевскую премию по литературе, памятники, музей. Безусловно талантливый писатель, который прожил длинную жизнь. И много чего повидал. И читать его интересно. Книга очень скрасила мою поездку в поезде на северный Кавказ. Конкретно эта трилогия удостоена госпремии СССР в 1949 году. Все романы написаны в 1943-1945 годах. Теперь о самих текстах.
Если поглядеть на названия романов, то сразу приходит в голову что-то пионерское. Перед глазами мелькают герои советских фильмов "Кортик" и "Бронзовая птица". В ушах звучит музыка в ритме марша. Красные галстуки и т.п. Но на самом деле автор попытался довольно честно описать события тех лет. Каждый роман - представляет один год: "Первые радости" - 1910-й, "Необыкновенное лето" - 1919-й (наверно сложно найти русскоязычного человека, который стал бы утверждать, что лето того года в России было обыкновенным) и "Костёр " - 1941-й год. Как ни крути, а годы интересные. Если рассматривать с позиции конъюнктурности, то в первом романе иногда даже сложно понять - большевики это хорошо или плохо. С современных позиций, вообще, оценка людей, которые были как бараны уверены, что знают как надо жить всем остальным, потому что читали Маркса, и готовы легко убивать всех, кто с этим не согласен - однозначно негативная. Во втором романе, правда, в самом конце и буквально на пару страниц, уже появляются мудрые Сталин с Ворошиловым. В третьем романе Сталин не упоминается, но, конечно, всюду подчёркивается сколь изменилась жизнь людей при большевиках. И тут, конечно, сложно спорить с этим. Как говорил Воланд - появились трамваи, троллейбусы и прочая - и тут подсказал Коровьев - аппаратура. Но это я, конечно, ёрничаю. Эти годы часть нашей истории и литературное описание их выполнено автором весьма и весьма талантливо. И современным молодым людям было бы полезно взглянуть на молодых прадедушек и прабабушек. А то и прапра- уже. Хотя куда им 1200 страниц прочитать, прости Господи. Персонажи все выпуклые, живые, а не срисованные с морального кодекса строителя коммунизма - был такой документ. Смерти в романах много, но показана она не вычурно и не заслоняет сюжета. Во всех трёх романах герои одни и те же и мы наблюдаем их жизнь с юности, а некоторых и с детства, соответственно до зрелых лет и до старости. И не все герои - большевики. В общем, это не осанна большевикам. Я стараюсь не описывать сюжет, чтобы не испортить аппетита к чтению. Чтобы запомнить то, что показалось мне интересным, я загибал уголки и сейчас пойду по этим следам. Их не много, так что многословным я не буду.
Сюжет первого романа "Первые радости" закручен вокруг дела о подпольной большевистской типографии, в которое были вовлечены люди и далёкие от подпольной партийной деятельности. Какие первые радости они испытали я не знаю, так как кое-кто из героев помер, а кое-кто пошёл на каторгу. Видимо, ради светлого будущего это должно доставлять радость. А дальше, как известно, радостей в истории России было просто не перечесть. Довольно забавно читать, как очень молодой человек, который и пошёл на каторгу, довольно нагло высказывал суждения людям гораздо старше и умнее его. На том основании, что он подпольщик и точно знает лучше их - как должна быть устроена жизнь. Вообще, книги той эпохи заставляют меня чаще говорить дочери, чтобы в жизни она держалась подальше от различных идейных персонажей. Всё равно с какими идеями. В стадо сбиваться не стоит. Надо как-то самому, по своей дорожке. Но это лирика, вернусь к роману. Дело происходит в Саратове. Очень позабавил краткий эпизод о том, как квартальный напоминал домовладельцу, что завтра царский день (не знаю, что имелось в виду - именины может) и чтобы флажок не запамятовали вывесить. Один из основных героев - писатель, драматург - успешный столичный литератор. Одно из его рассуждений о воображении и аналитическом предвидении привело к фразе, которая вполне достойна сборника афоризмов: фантазия слышит все ароматы мира, логика - только сильнейший. Согласитесь - есть о чём задуматься. Во втором романе те, кто раньше был на каторге, стали руководить саратовской губернией. Так бывает. В Лейдене хранится папирус, который называется "Речение Ипувера", а в Государственном Эрмитаже папирус, который называется "Пророчество Нефертити" - если любопытно, то об этом есть и в учебниках по истории Древнего Египта, и в википедии, конечно - в них указывается, что ещё в додинастический период (по датировке спорят, но очень давно дело было) - люди, не знающие закона свергли царскую власть, кто был богат - обнищал, кто беден - разбогател, кругом разбой и беззаконие. Ничего не напоминает? Кто был ничем, тот станет всем. В общем, плохо было древнему автору и очень он сетует на такое положение вещей, рисуя ужасные картины. Хотя тоже сильно обольщаться не стоит. Из папируса понятно за кого, как нынче выражаются, топит автор. Порядок быть всё равно должон. И кому-то его наводить всё равно пришлось.
Пожалуй, главная фраза, которая запомнилась мне - из второго романа - из Библии. Сказал её отец одной из главных героинь - зажиточный мужчина, который держал скобяную торговлю на рынке. Ещё имел дом под сдачу. С редким именем Меркурий. Ужасный капиталист, хотя в первом романе и сказано, что он трудился смолоду, экономил, и свою лавочку с домом сам заработал. Его потом обобрали и посадили. Хотели шлёпнуть контрика, но отпустили - это всё уже во втором романе - в 1919 году. И, правда, а чё он в натуре деньги прятал. Отдать надо было. А он не отдал. Общаясь с зятем (который стал на своём мерседесе - были и тогда у людей мерседесы - стал возить местное советское начальство - его тоже обобрали, а потом убили) сказал - это из пророчества Даниила: нечестивые будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют... Я не отличаюсь религиозным воспитанием. В церковь не хожу и, вообще, отношусь к попам настороженно. Часто видел, что машины у них дороже моей и, вообще, как-то не вызывают желания исповедоваться. Правда, это в центре Санкт-Петербурга. В провинции всё не так помпезно у служителей церкви. Не буду всех под одну гребёнку. Есть, наверно, как говорили в фильме "От заката до рассвета" - "матёрые служители Бога". Но фраза отлично иллюстрирует то, что творилось в этом достопамятном году. Действительно, пройдёт очень много времени прежде, чем начнут уразумевать. А до этого столько народу перебьют. Не сосчитать уже никогда. Во втором романе можно ознакомиться - довольно подробно - с военной стороной противостояния красных и белых за 1919 год - решающий год. Упоминаются и мелкие восстания и рейды, которые не во всех учебниках есть. В одном месте читаю что-то вроде - партийное собрание проходило очень возбужденно, до глубокой ночи, закончилось пением "Вы жертвою пали". Сразу вспомнилось "Собачье сердце" и оценка певунов проф. Преображенским. Также удивила - фраза - всё сознание их было слито в одно целое с судьбой революции. Тут, мне кажется, перегнул слегка автор. Заканчивается второй роман описанием разгрома Деникина, а ведь он почти победил, до Тулы дошёл. Тоже из текста напросились кое-какие параллели с сегодняшним днём. Такая вот цитата: "По признанию самого Деникина, к сентябрю его армии получили от Англии больше 550 орудий и около 1 700 000 снарядов. Англичане прислали 100 000 винтовок, 168 млн. ружейных патронов, 250 тыс. комплектов обмундирования. США, идя об руку с Англией, предоставили Деникину тоже 100 тыс. винтовок и огромное количество обмундирования. Были присланы танки, аэропланы." Тоже ничего не напоминает? Убивать русских руками русских - идея не новая. Главное, чтобы одни русские думали, что они не такие как другие русские. Кстати, в 1919 году членом реввоенсовета южного фронта, который и разгромил Деникина, был назначен Сталин. Курировал, как сейчас бы сказали.
Третий роман - 1941 год - повествование заканчивается в июле 1941 года у могилы - угадайте чьей - правильно - Льва Толстого. Вернее не у могилы, а у таблички "К могиле". В этом романе - естественно - герои уже постарели, на высоких руководящих постах. Дети уже взрослые. Тоже не без хохм: в одном из диалогов два героя, которые старые большевики, говорят о сыне одного из них - художнике. Мол, может ему вывихнули мозги когда в раннем детстве по детдомам ходил. Мол, тогда было много левой пропаганды. Я подумал, а кем они себя считали? Что может быть левее коммунизма? По крайней мере по принятой в ХХ веке терминологии? Правыми что ли? Также запомнился эпизод, когда одного из большевиков вызвали на ковер и пропесочивали за то, что он лет за 10 до того письменно поручился за другого коммуниста. А другой коммунист остался за границей и начал большевиков фекалиями в прессе поливать. Вот так вот. И наказали - понизили в должности и сослали в провинцию. Вот так вот поручаться. Это тебе не в банке за кредит. Могли и шлёпнуть.
Запомнилось как автор - метро же в Москве открыли недавно - упомянул самоходную лестницу. Впрочем, и привычным нам словом эскалатор он тоже воспользовался. Но, конечно, главное, что запомнилось - это подробное описание первой бомбежки в Бресте. И как бежали люди. Этот ужас описан подробно. А упоминание в конце описания, что всего-то 7 утра 22.06.1941 года. Три часа прошло, а жизнь уже никогда прежней не будет. А кругом трупы валяются. Очень ярко описана первая бомбёжка Москвы - пребывание людей в бомбоубежище очень запоминается. Очень запомнилась фраза - мадонна в бомбоубежище. Женщина кормила ребёнка грудью. И тоже потрясающее ощущение людей в бомбоубежище - первые взрывы, первого раненого принесли, ему стали помощь оказывать, все ринулись наружу, потом обратно. Поглядели на часы, а всего 40 минут прошло. А казалось, что чуть ли не сутки прошли. Такое оно время. Может быть и коротким, и долгим. Но, пожалуй уже длинновато. И всех впечатлений всё равно не передать. Пора заканчивать. В общем, весьма рекомендую - эти книги однозначно помогут понять то время лучше. Если, конечно, вам хочется понять другое время. Я читал около трёх недель.
Читайте, прочитанного не отнять. Буду рад, чему тут все радуются. Спасибо, что прочитали.