В одной из самых пронзительных (до слез) песен "Враги сожгли родную хату" о возвращения солдата с войны домой, он произносит монолог у могилы жены:
«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.
Справочно.
Песня М. Блантера на стихи М. Исаковского "Враги сожгли родную хату", впервые исполненная в 1949 г. в Колонном зале Дома Союзов, была подвергнута критике «за распространение пессимистических настроений», и на долгие годы исчезла из репертуара артистов советской эстрады. "Второе рождение" песне дал в 1960 году Марк Бернес, после чего она стала одной из его «визитных карточек».
Сколько таких Прасковий не дождались своих мужей с фронта? Много, очень много. Они не только ждали. Они трудились день и ночь, не покладая рук - воспитывали детей, работали на заводах и фабриках, приближая День Победы. А те, кто оказался на оккупированной врагом территории, совершали героические поступки.
Наш рассказ о двух русских женщинах, которые носили имя Прасковья. Как и в песне, их жизни оборвались в годы войны.
Прасковья Ивановна Щеголева (1907 - 1942) - ценой жизни своей семьи она спасла советского летчика
Его имя - Михаил Тихонович Мальцев. Спасенный летчик дожил до Победы. После войны он не раз приезжал в Семилукский район Воронежской области на могилу спасшей его женщины.
В сентябре 1942 года самолет младшего лейтенанта Мальцева был сбит над селом Семилуки. Ил-2 упал на вершину холма и сполз в деревенский огород, в котором трудились Прасковья Щеголева, ее мать, дети и племянник. Муж Прасковьи был на фронте. Ей так и не суждено было узнать, что Степана уже не было тогда в живых.
Прасковья Щеголева вместе с детьми вытащила летчика из горящего штурмовика и укрыла от врагов. За это ее расстреляли вместе со своей матерью прибывшие на место падения самолета гитлеровцы, а на детей натравили овчарок.
В 2019 году в г. Семилуки был открыт памятник в день рождения Прасковьи Щёголевой. Скульптура Владимира Петрихина запечатлела героическую женщину, спасающую со своими детьми раненого пилота.
Прасковья Захаровна Каретникова (1865-1942) - спасла от гибели 14 советских солдат
В начале 70-х годов прошлого века в деревню Ризское, что на Смоленщине, приехал фронтовик Георгий Николаевич Недомерков. Он расспрашивал сельчан о Прасковье Каретниковой, которая спасла его в 1941 году от гитлеровцев. Но никто о ней не слышал.
Наконец, одна пожилая женщина вспомнила, что Прасковья Захаровна умерла еще 1942 году, однако место ее захоронения она не знала. Его удалось установить школьникам-поисковикам из г. Вязьмы.
Георгий Николаевич Недомерков установил на могиле памятник. На табличке надпись:
«Прочти и поклонись! Здесь похоронена Каретникова Прасковья Захаровна (1856-1942). Рискуя своей жизнью, эта русская женщина в 1941 году на оккупированной врагом территории, у себя дома прятала и лечила 14 солдат. Вечная ей слава и низкий поклон. От спасенного ею Недомеркова Г. Н.»
Сегодня о подвиге Прасковьи Захаровны Каретниковой, вырастившей 9 детей (2 сына и 7 дочерей) и спасшей 14 советских солдат, в тех местах хорошо знают (1). Она вынесла раненых бойцов с поля боя, разместила их в своей избе и лечила как могла, хотя соседки отговаривали ее от этого рискованного дела.
Так, Прасковья Каретникова выправила открытый перелом у одного старшины, привязала к его ноге дощечки с двух сторон и боец пошел на поправку. Георгий Недомерков вспоминал, что Прасковья Захаровна откликалась на каждый слабый стон, просыпалась даже глубокой ночью и старалась облегчить участь раненых. Чтобы их прокормить, пришлось зарезать единственную корову.
Со слов Тамары Васильевны Нечитайло, правнучки П.З. Каретниковой:
«Бабушка немцев не боялась, и не боялась смерти. Она знала, что помочь этим бойцам некому, до госпиталя далеко, а все остальные дома в деревне прямо под носом у немцев. Где-то нашла старую табличку с надписью «Тиф», установила ее возле своего дома, и когда оккупанты приближались, она принималась отчаянно махать руками и жестами показывать, что больна – вот немцы и старались к ней не заглядывать».
ПОСТСКРИПТУМ.
Прасковья Ивановна Щеголева была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.
К сожалению, подвиг совершённый Прасковьей Захаровной Каретниковой не был отмечен государственными наградами...
(1) Сына Егора фашисты расстреляли в 1941 году на глазах у матери.
Мой Telegram-канал: https://t.me/zabgeroi
Мои книги: https://ridero.ru/books/catalog/?q=Вячеслав%20Звягинцев&offset=0