- Моя мама поживет месяц с нами, поможет мне с ребенком, - сказала Катя.
Ее слова больно укололи свекровь. Ведь ее, Елену Николаевну, сын с невесткой так близко к себе не подпускали… Ни до свадьбы, ни после. И теперь, когда родился внук, так похожий на Димку, Елене Николаевне снова не нашлось места в семье сына…
Елена Николаевна родила ребенка для себя. Так уж сложилось, что замужем она никогда не была, долгое время встречалась с мужчиной просто чтобы не быть одинокой. Как только женщина забеременела, будущего отца как ветром сдуло.
Ей и не хотелось строить с ним семью. А вот о ребенке мечтала давно. Ей было около тридцати тогда, разгар девяностых. Крутилась, как могла, работала, где-то что-то перепродавала, накопила себе на декрет сумму, чтобы с малышом спокойно сидеть несколько лет. Благо, двухкомнатная квартира досталась в наследство от бабушки, хоть с жильем проблем не было.
Димка у нее родился смышленым малышом. Елена Николаевна в сыне души не чаяла. С двух лет он посещал одну из лучших студий раннего развития, потом мама пристроила егов хороший детский сад, а дальше и в школу с углубленным изучением иностранных языков.
Отношения у них складывались теплые, дружеские. Пока Диме не исполнилось тринадцать. Подростковый возраст переживали тяжело, мальчик отстаивал свое право выбора, ругался с мамой, доводил ее до слез. Сколько она проплакала! Сколько гадкого услышала от любимого ребенка, которому посвятила жизнь.
Дима заявил, что иностранные языки его не интересуют, и он хочет заниматься спортом. Мечтал стать футболистом.
- Кто тебе мешает гонять мяч и получать нормальное образование? – уговаривала его мама. – Футболистам тот же английский очень нужен, вдруг тебя в сборную Англии заберут… Или еще куда.
Но мальчик отвечал грубо, и она понимала: он просто будет все делать ей назло.
Елену Николаевну вызывали в школу, ей жаловались на поведение Димы другие родители. А уж когда он начал встречаться с Варей, матери вообще каждый день приходилось пить успокоительное и таблетки, нормализующие давление.
Варвара была старше Димы на год, носила косуху, делала броский макияж и курила, не стесняясь взрослых. Девочка никого не уважала, и этому учила своих друзей.
- Димочка, сыночек, ну не пара она тебе! – умоляла мальчика Елена Николаевна. – Ты же у меня не такой, зачем с ней связался?
- Не лезь не в свое дело! – бурчал Дима.
- Ах так! Тогда ты у меня из дома вообще никуда не выйдешь! – меняла тон женщина, не понимая, как ей усмирить подростка.
Дима демонстративно уходил из дома, возвращался глубоко за полночь, когда заплаканная мама уже собиралась идти в полицию.
Тот тяжелый период закончился, когда сын перешел в одиннадцатый класс. К счастью Елены Николаевны, Варька бросила Диму, променяв на какого-то богатенького студента. Дмитрий несколько недель приходил в себя, а потом взялся за учебу, начал читать книги, смотреть вдохновляющие фильмы. В общем, ребенка как подменили.
Теперь он был с мамой еще ближе, понимал, что она была права. Чем старше становился, тем большим уважением проникался к своему самому родному человеку. Всегда находил у нее поддержку, не стеснялся попросить совета.
В университете он познакомился с Катей. Рассказал о ней маме, и Елена Николаевна, помня о печальном опыте с Варей, взволнованно ждала, когда сын представит ей свою девушку.
Катя ей понравилась. Скромная, приветливая.
Но женщина чувствовала, что сын с появлением подруги стал от нее отдаляться. То, что он реже бывал дома, она еще как-то могла пережить. Но теперь они меньше общались, Дима перестал обращаться к маме за советом, делиться своими новостями, и это вызывало у Елены Николаевны беспокойство.
Особенно тяжело она пережила, когда Дима заявил, что хочет снимать квартиру с Катей. Ему было двадцать, он подрабатывал и хотел самостоятельности.
- Димочка, ну зачем так торопиться? – отговаривала она сына. – Может быть, окончите сначала университет? Как отнесутся к такому родители Кати?
- Они не против, - спокойно ответил Дима. – Мама, я ее люблю. И мне уже двадцать лет, самое время начинать жить своей жизнью.
Когда спустя неделю после этого разговора Дима съехал с вещами от мамы, Елена Николаевна расплакалась. Так одиноко ей еще никогда не было. Она сидела прямо на полу, рыдая, жалея себя. В квартире стало как-то пусто, теперь не о ком было заботиться, некому готовить вкусные обеды и ужины.
Немного успокоившись, она решила: будет помогать молодым. У них учеба, работа, тусовки с друзьями, наверняка не откажутся хотя бы от маминой стряпни.
Елена Николаевна очень просила детей пустить ее к ним - помочь с уборкой. Но тесказали, что справятся сами. И пригласили женщину только на новоселье.
Мама Димы рассматривала небольшую однокомнатную квартиру с очень скромным ремонтом. Не таким она хотела бы видеть жилье сына. К столу она принесла с собой целый пакет домашней еды – полдня стояла у плиты накануне. Оказалось, что ужинать они будут втроем, и Катя тоже наготовила очень много всего.
- Какие у вас планы дальше? – аккуратно интересовалась Елена Николаевна.
- Работать, жить вместе. Если все получится, на каникулах съездим в отпуск. Копим как раз на это! – улыбалась Катя.
Елене Николаевне такие планы не понравились.
- Где же вы деньги найдете? Вы же на аренду квартиры сколько тратите…
- Мама, мы оба работаем. Живем экономно. И если вдруг не хватит на отпуск, возьмем небольшой кредит… - начал было Дима, но Елена Николаевна схватилась за сердце.
- Дима! Только не кредит! – воскликнула она. - Ты же понимаешь, что придется отдавать с процентами! Попадешь в кабалу…
- Мам, ты не переживай. Это пока только мысли вслух…
- Так, ребята. Незачем вам тратить все заработанное на съем жилья. У нас в квартире достаточно места. У Димы своя просторная комната, вам будет там удобно. И я всегда подстрахую, кушать вам буду готовить…
- Мамуль, спасибо, - сразу остановил ее сын. – Ты не обижайся, но мы хотим жить отдельно.
Елена Николаевна уходила от сына с тяжелым сердцем. Самый родной ее человек больше не хотел делить с ней свою жизнь, у него теперь была другая любимая женщина.
«Но ведь он еще сам неопытный… Зря отказывается от моей помощи! – рассуждала она. – Забыл уже, с какой девкой и какой компанией связался в школе, и кто ему все это время помогал».
Елена Николаевна решила, что просто так сына не отпустит. Кто ему еще поможет, если не родная мать? Женщина уже на следующий вечер приехала к детям снова. Без приглашения. Только уточнила, дома ли они, когда уже стояла у их подъезда.
- Ой, мамуль, а ты чего? – растерянно спросил Дима. Он стоял в мятой футболке и мятых шортах.
- Вижу, Катя у тебя хозяйственная, - прошептала Елена Николаевна, кивнув на одежду сына. И громко добавила, - я вам пирогов напекла.
- Спасибо. Так мы еще вчерашнюю еду не съели, мы же с вами столько всего наготовили, - улыбнулась Катя. Ее одежда тоже была мята.
Елена Николаевна прошла на кухню, попутно заглянула в спальню.
- Вы что, до сих пор кровать не заправили? – удивилась она. – Димка, ну я все понимаю, может, Катю как-то по-другому воспитывали, но ты-то у меня…
Катя покраснела. На кухне женщину ждал еще один неприятный сюрприз – полная раковина немытой посуды.
- Ладно, ребят. Не успеваете, я помогу, - засучивая рукава, сказала она, направляясь к мойке.
Но дорогу ей преградил сын.
- Мам, давай ты просто чаю с нами выпьешь, ладно? И пойдешь… Мы сами с посудой справимся. Это я Катю попросил отложить все дела и со мной время провести. А домом потом вместе займемся.
- То есть ты живешь с девушкой, и сам будешь убираться… - начала Елена Николаевна.
- Мы разберемся, как нам жить, мам. Я тебя очень люблю. Но это наша с Катей квартира, и мы сами решаем, что в ней делать. Пожалуйста, давай не будем ссориться. Чай или кофе?
Елена Николаевна поставила пакет с пирожками на стол. И ушла. Девушка сына за все время не сказала ни слова, было заметно, что она очень расстроена.
Шло время. Дима жестко, хоть и вежливо, пресекал любые попытки мамы помочь. Ему пришлось даже один раз приехать и успокаивать ее, когда она разрыдалась и заявила, что сын ее предал.
Но тяжелее всего Елена Николаевна восприняла новость о скорой свадьбе Кати и Димы.До этого момента у нее словно была надежда, что все еще вернется на круги своя.
Елена Николаевна хотела принять участие в подготовке к торжеству, у нее самой ведь свадьбы не было. Но сын сказал, что всеми вопросами занимается Катя, и что лучше ей не мешать. Она, мол, справляется.
- Сколько денег вам нужно? – спросила женщина, надеясь, что за свой вклад в свадьбу сможет хоть на что-то повлиять, хотя бы на меню.
- Нисколько не нужно, мам. Мы отметим все скромно. Катя у меня не транжира, образ выбирает недорогой, ресторан тоже выбрали не слишком шикарный. Главное ведь наше настроение в этот день и то, что мы станем мужем и женой.
У Елены Николаевны опускались руки. Она чувствовала себя ненужной. Чем больше хотела помочь, тем дальше ее держал от себя сын.
Свадьба и правда была скромной. На праздник приехали родители Кати (они жили в другом городе). Также, кроме виновников торжества, присутствовали друг Димы, две подруги Кати и Елена Николаевна. Женщине было тоскливо: не такой она представляла себе свадьбу сына.
Не в своей тарелке она почувствовала себя, когда сваты вручили подарок молодым –толстенький конверт с деньгами, намекнув, что на первоначальный взнос хотя бы какой-тонебольшой студии на окраине города им хватит. Сама Елена Николаевна тоже дарила конверт, но с более скромной суммой.
Ей вдруг представилось, что сын купит жилье где-то далеко от нее, и тогда она вообще не сможет его видеть. В голове созрел план: нужно продать свою двухкомнатную квартиру, купить однокомнатную, а остаток средств отдать сыну. Пусть присмотрят себе что-то поближе к ней.
После свадьбы так и сделала. Дима с радостью принял помощь от мамы, но квартиру купил не в ее районе, а немного дальше. К тому моменту Елена Николаевна уже присмотрела себе новую квартиру, но отменила сделку. Нашла жилье поближе к дому сына.
Но это не позволило ей чаще бывать у сына. Молодожены держали дистанцию.
Когда у Кати и Димы родился сын Тимофей, жизнь Елены Николаевны словно перевернулась. Она смотрела на фотографии внука и видела перед собой маленького Диму. Словно судьба давала ей шанс исправить какие-то ошибки, допущенные в воспитании сына, дать ему еще больше любви и заботы…
Она скупила, наверное, половину детского магазина, готовясь к выписке мальчика. Пеленки, ползунки, конверты, погремушки, подгузники… С огромными пакетами в руках и букетом цветов Елена Николаевна ехала на выписку.
Катю встречали подруги, муж, свекровь и ее мама. О том, что сватья приедет к дочери, Елену Николаевну не предупредили. Но она не придала этому значения.
Женщина прослезилась от счастья, рассматривая лицо малыша, укутанного в белый конверт. Дружной толпой они поехали в квартиру к молодым родителям. Давно Елена Николаевна не чувствовала себя такой счастливой.
- А вы когда домой? – без задней мысли спросила она сватью.
- Через месяц. Договорилась на работе, отпустили ради такого дела. Катюше ведь помощь нужна.
Елена Николаевна почувствовала, как тяжелый груз лег на ее сердце. Сын с женой попросили тещу помочь. А ее, Елену Николаевну, не подпускают к своей семье на пушечный выстрел.
- Здорово! – она старалась не показать, что расстроена. И в шутку добавила, - когда вы уедете, помогать буду я!
- Через месяц я уже сама научусь управляться с Тимофеем, - улыбнулась Катя. – Мама научит всему, сдам ей экзамен и отпущу домой!
Они засмеялись. Елена Николаевна выдавила улыбку. Она снова чувствовала себя никому не нужной. Чужой в этой семье самого родного и близкого человека.
Домой она шла пешком. Накрапывал холодный июньский дождь, несмотря на то, что календарь показывал лето, приходилось кутаться в плащ. Внезапно откуда-то с газона донесся жалобный писк. Елена Николаевна остановилась, прислушалась. Кто-то снова пискнул, словно звал на помощь.
Женщина аккуратно сделала несколько шагов в сторону звука. И увидела ЭТО. Маленький грязный пушистый комочек трясся от холода и, как станет ясно позже, голода. Елена Николаевна раньше не любила животных, но мимо этого несчастного котенка пройти не смогла.
Брезгливо взяла его в руки, заглянула в зеленые испуганные глаза. Котенок весь продрог. Плюнув на все, женщина расстегнула плащ и спрятала под ним животное. Малыш быстро успокоился в тепле.
Дома она отмыла котенка в теплой воде, накормила. Решила оставить себе, если не выяснится, что котенка кто-то ищет.
Так у нее появился кто-то, кто ждал ее дома и всегда радовался ее возвращению. Тот, кому она была нужна и о ком могла заботиться.
Елена Николаевна еще несколько раз звонила сыну, приезжала в гости понянчиться с внуком. И неизменно чувствовала напряжение. Тогда она стала звонить реже, и больше в гости не напрашивалась.
Только спустя почти месяц после того, как сватья уехала домой, Елена Николаевна позвонила сыну узнать, как дела.
- Катя с Тимошей возится, а я порядок навожу дома, - сказал Дима.
- Хотите, я приеду, погуляю во дворе с Тимофеем. А вы сходите вдвоем куда-нибудь, - предложила Елена Николаевна.
- Спасибо, мам. Мы сами справимся.
Они попрощались, и Елена Николаевна снова почувствовала досаду. Она начала успокаивать себя – мол, не хотят моей помощи, их дело, но тут ей позвонила Катя.
- Елена Николаевна, если ваше предложение еще в силе, то мы согласны! – сказала невестка.
Спустя полчаса женщина уже гордо шагала с коляской по двору. Позже невестка и сама звонила с просьбами о помощи, и Елена Николаевна никогда не отказывала.
Она и сама не заметила, как отпустила сына, позволив ему жить свою взрослую жизнь. И заботиться теперь ей было о ком – дома ждал капризный пушистый кот, да и внука сын с невесткой стали чаще ей привозить.
Друзья, спасибо за ваши комментарии и лайки! Подписывайтесь на мой канал Зеркало судеб, чтобы не пропустить новые увлекательные рассказы!
Также читайте другие интересные истории: