Говорить красиво и убедительно – мечта многих. С помощью хорошо поставленной речи можно добиться немалых успехов в учёбе, профессиональной деятельности и в обычной жизни. Согласитесь, слушать красиво говорящего человека куда приятнее, чем терпеть косноязычие.
Итак, сегодня мы расскажем о том, почему возникают трудности; с помощью каких упражнений добиться успехов в ораторской сфере, и как часто Вам потребуются подобного рода тренировки.
ТРУДНОСТИ
- Нам может мешать неуверенность в себе и собственных силах – говорящий считает, что он неинтересен и неважен для собеседника;
- нам может не хватать дыхания и мы часто останавливаемся и шумно его восстанавливаем;
- нас подводит собственный голос – звучит не так, как хотелось бы;
- нам очень мешают те самые слова-паразиты или скудный активный словарь;
- нам сложно подобрать нужную интонацию и правильно расставить логические ударения;
- нам свойственно «глотать» звуки или нечётко произносить их.
Из всего вышеперечисленного становится понятно, что красиво говорить – это не только про искусство и талант человека. Скорее, это про каждодневный труд и умение преодолевать препятствия.
РАБОТА НАД РЕЧЬЮ И ДИКЦИЕЙ – это целая система, направленная на исправление недочётов в сложных процессах респирации, фонации и артикуляции.
РАБОТА С ДЫХАНИЕМ
ТЕОРИЯ: Воспроизведение речи начинается с включения в работу дыхательного аппарата, который обеспечивает нужное для работы голосовых связок давление.
Он включает в себя лёгкие, бронхи, трахею, мышцы брюшного пресса и межреберные мышцы.
Само дыхание может быть грудным; брюшным (или диафрагмальным) и смешанным.
В первом случае воспроизводимый нами звук высокий, объём воздуха небольшой, так как он попадает только в верхнюю часть дыхательного аппарата. Дыхательные движения обеспечиваются благодаря сокращению межреберных мышц. Вдох – грудная клетка приподнята, выдох – грудная клетка сужена и опущена.
Чаще всего так дышат представительницы прекрасного пола.
Во втором – газообмен полноценный, объём звука больше, воспроизводимый звук – ниже. Такой тип дыхания позволяет говорить дольше, реже останавливаясь на дополнительный вдох. Дыхательные движения осуществляются за счёт сокращения мышц брюшной стенки и диафрагмы. Вдох – брюшная станка смещена вперед из за повышенного давления, производимого диафрагмальными мышцами. Выдох – диафрагма приподнята и расслаблена, брюшная стенка смещена назад.
Так чаще всего дышат мужчины.
Смешанным типом дыхания владеют спортсмены, и осуществляется он благодаря одновременному сокращению мышц диафрагмы и межреберных мышц.
ПРАКТИКА: нам необходимо научиться «дышать животом» или освоить брюшной тип дыхания.
Спросите зачем?
Вы сможете говорить долго, чётко и уверенно. Такое дыхание поможет справиться с волнением и выровнять сердцебиение.
В обычной жизни дышать животом – привычка единиц. Поэтому начинайте свои тренировки постепенно.
Проветрите помещение, чтобы воздух не был сухим или пыльным.
Можете лечь на спину или сесть прямо, положив руки на живот и грудь.
Медленно вдохните носом, надувая живот. Грудная клетка при этом остаётся в покое и не движется. Эта практика требует сосредоточенности и не терпит спешки.
Выдыхая через рот, медленно, напрягите мышцы пресса. Следите, чтобы тело было расслаблено, и не поднимались плечи.
В итоге выдох должен получиться длиннее входа.
Дышать таким образом лучше 2-3 раза в день по 20 минут, увеличивая время тренировок постепенно. Сначала может возникать лёгкое головокружение, поскольку организм активно насыщается кислородом – не пугайтесь, это вполне нормально.
Теперь потренируемся а) бесшумному вдоху:
вдохните носом, задержав дыхание на 3 секунды. Выдыхайте медленно на счёт до 5. Не забывайте о том, что в процессе мышцы пресса должны быть напряжены.
б) экономному выдоху:
вдыхайте глубоко носом 3 секунды. Длительно выдыхая, произнесите звук [С].
Или сделайте глубокий вдох носом, выдыхая – прочтите любую скороговорку. Делайте это плавно, не ускоряйтесь и не меняйте интонации, пока не выдохните.
РАБОТА С ГОЛОСОМ
ТЕОРИЯ: Характерная окраска нашего голоса зависит от работы резонаторов: головного и грудного.
Эти особые полости – часть речевого аппарата, благодаря их работе усиливается звук и мы слышим друг друга.
Головной резонатор: глотка, ротовая полость, нос и его пазухи, верхняя часть гортани. Здесь наш голос звучит звонко, ярко.
Грудной резонатор: трахея, бронхи. Тут голос ниже и мягче.
Благодаря тому, что Вы знаете, как работают эти системы, можно легко добиться нужного результата: например, подражая ребёнку, «отправляем» голос в верхний резонатор; хотите, чтобы собеседник доверял – направляйте голос в нижний.
ПРАКТИКА:
Встаньте прямо и расслабьтесь.
Сначала выдохните весь воздух, затем снова вдохните, и, выдыхая произнесите:
[МИ-МЭ-МА-МО-МУ-МЫ].
Произносите сочетания звуков на разной высоте (от низкой к высокой и наоборот).
После того, как освоите звуковые пары, можете переходить к стихотворным формам.
ДИКЦИЯ
ТЕОРИЯ: слово произошло от латинского «DICTIO» – ПРОИЗНОШЕНИЕ и обозначает то, насколько чётко в соответствии с нормами фонетики мы произносим звуки.
Другими словами дикция это необходимая для лёгкого восприятия речи, правильная артикуляция. Это чёткость речи; её понятность; это гарантия успешной жизни и в целом основа любой культуры.
Нарушения дикции могут возникать из-за:
- различных травм челюсти;
- патологий в развитии зубо-челюстной системы;
- неправильно подобранных протезов/ отсутствии нескольких зубов/ щелей между ними/ нарушенного прикуса;
- парезов/ параличей/ склероза/ дистрофии мышц/ зависимостей различного рода.
ПРАКТИКА: чтобы начать работать над дикцией, необходима артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для губ:
- растягивайте губы «в улыбку» и «в чмок»;
- двигайте губами;
- раздув щёки, плотно сомкните губы и на выдохе произнесите [ б - п ];
- покусывайте губы верхними и нижними зубами;
- сильно вытяните сомкнутые губы вперёд и удерживайте их в таком положении как можно дольше;
- корчите рожицы – поможет и в развитии мимики.
Гимнастика для языка:
- Водите высунутым языком вправо-влево; облизывайте губы сначала медленно, а затем ускоряя темп;
- не открывая рта, поместите кончик языка на верхние зубы и проведите им по кругу (от верхних зубов к нижним). Повторите упражнение по часовой и против часовой стрелки;
- приоткрыв рот, высуньте свернутый в трубочку язык, задержав его в таком положении;
- открыв рот, плотно прижмите язык к верхнему нёбу – удерживайте «позу» несколько секунд;
- сбросить напряжение поможет шумное произнесение [т-п-р-у ] губами.
Работа со звуками:
- Вы можете начать работу с произнесения сложных сочетаний звуков:
[б-г-и];[п-к-э]
[п-т-к-и];[п-т-к-ю]
[р-ж-л-и]; [р-ж-л-ю]
[с-т-р-и]; [з-т-р-о]
[ф-т-ч-и]; [ф-т-ч-у] и других.
Не забывайте, что сначала эти сочетания проговариваются в медленном темпе.
- Затем можно переходить к скороговоркам. Лучше использовать незнакомые и необычные, а не те, к которым привыкли ещё с детского сада. Правило здесь такое же – увеличивайте темп постепенно. А чтобы усложнить задачу – можно попробовать зажать карандаш в зубах и произносить текст.
Произносите скороговорки с разной интонацией, примеряя на себя разные образы - доброго; злого; грустного; счастливого и т.п.
- Кроме вышеперечисленного отличным упражнением на развитие дикции станет чтение вслух. Тут Вы потренируетесь в правильном дыхании, выразительности речи, умении эмоционально окрашивать сказанное или прочитанное.
P.S.: для каждого блока упражнений лучше выделить 5-10 минут ежедневно. В среднем, это займёт у вас около 30 минут времени – совсем неплохо, если говорить о том приятном бонусе, который Вы сможете получить при регулярной практике. При желании, она легко и непринуждённо впишется в повседневную жизнь и станет не только полезным, но и очень ценным опытом.
Желаем Вам удачи!