Найти тему

Байбурт-Оф (D915) — cамая опасная дорога в мире

Трасса D915, протянувшаяся на 179 километров между турецкими городами Оф и Байбурт, — общепризнанно самая сложная дорога в мире. Она унесла десятки жизней, на ней часты гололеды и туманы, покрытие гравийное, нет никаких заграждений от падения в обрыв. Удивительнее всего то, что при этом она относительно загруженная: местные жители лихачат на ней, не желая ехать в объезд. И это —тоже важный фактор опасности.

На протяжении многих лет тропа Юнгас в Боливии, также известная как «дорога смерти», неофициально носила титул самой опасной дороги в мире. Фотографии и видео автомобилистов, мчащихся по гравию через хребет Восточные Кордильеры на высоте 4650 метров, сделали Юнгас одной из самых популярных туристических достопримечательностей Боливии. Ежегодно она привлекает около 25 тысяч человек.

Юнгас в Боливии — более известная «дорога смерти»
Юнгас в Боливии — более известная «дорога смерти»

Однако со временем Юнгас начал терять позиции в глазах экстремалов: «слишком попсово», слишком заезжено (во всех смыслах). И пальму первенства переняла горная дорога D915, соединяющая северо-восточную Анатолию с побережьем Черного моря. Множество головокружительных поворотов и внезапных обрывов делают ее опасной и изматывающей даже для опытных водителей.

История дороги Баюрт-Оф восходит к Трапезундской операции русской армии (1916-1918 гг.), в ходе которой войска под командованием Юденича захватили Трабзон. Считается, что дорога была построена русскими солдатами с использованием простых ручных инструментов. С тех пор часть пути была заасфальтирована, но большая часть дороги покрыта гравием.

На первый взгляд D915 не выглядит такой уж экстремальной, но когда асфальт сменяется гравием, дорога одновременно становится уже и круче. Всего на трассе 38 крутых поворотов, самые печально известные из которых — так называемые «повороты Деребаши», расположенные на одноименном перевале. На участке в 5 километров, их целых 13. Впечатляет и перепад высот на этом отрезке: с 1712 до 2035 метров над уровнем моря. Уклон составляет 17%.

Здесь нет никаких ограждений, которые бы удерживали машины от падения в пропасть, а самые крутые участки дороги настолько узки, что когда две машины встречаются с противоположных сторон, одной из них приходится сдавать назад, чтобы освободить место для другой. А теперь прибавьте то, что здесь часто бывает густой туман, дождь и гололед. Из-за этого в период с октября по июль D915 обычно остается закрытой.

Удивительно, но это относительно загруженная дорога, которой ежедневно пользуются сотни людей. Между Офом и Байбуртом есть еще две альтернативные трассы, но они объездные, так что многие местные жители предпочитают рискнуть жизнью, но сэкономить время.

D915 невероятно щедра на потрясающие виды, но из-за своего строптивого характера ее нельзя рекомендовать в качестве туристической достопримечательности. Малейший неудачный маневр может закончиться трагедией, поэтому рисковать здесь должны только опытные (и желательно местные) водители, а не туристы, жаждущие адреналина.

Перевал Деребаши — самая опасная и живописная часть дороги
Перевал Деребаши — самая опасная и живописная часть дороги