Знаете ли вы, в чём основная причина безграмотности? Кроме программ, кроме отсутствия любви к чтению, кроме ужасной загруженности и увлечения гаджетами? Процентов 90 учащихся пишут по принципу «мне так кажется» или «какая разница, хоть бы скорее».
Следствие плохих оценок - это
молчаливый отказ ребёнка делать то, что он не понимает. Не правда ли, это естественно? Тут могут помочь некоторые всем доступные приёмы.
- С самого начала надо рассказывать, что слово значит, от чего оно произошло и почему так называется этот предмет, явление, признак, действие. (истории некоторых слов можно найти в других моих статьях)
- Ошибку не указывать, а на полях ставить только знак. Пусть ищет, пока не найдёт! Медленно, по 2-3 раза произнося каждое слово!
- Обязательно проводить работу над ошибками!!! Не прописывая, а с графическим объяснением и записью однокоренных слов.
- Очень любят ученики любого возраста составлять смешные, "прикольные"тексты, со словами из работы над ошибками. Только не серьёзничайте! Мы уже этим достали.
Но больше всего люблю
- диктовку с таким условием: пишущий имеет право задать любой вопрос, но договор: при проверке 2 ошибки-"2".
Вначале вы увидите : вопросы не задают! У слабых или средних это установка на отказ, а для сильных задать вопрос – дело чести. Но если уж спросили, с готовностью доброжелательно объясняйте вначале сами, но привлекая их. НЕ требуйте полного объяснения, не пугайте. Пусть успокоится, что его не накажут. Пусть увидит вашу заинтересованность в его успехе и ваше искренне желание помочь. И тогда сработает: привычка сомневаться заставит вспомнить правило, а значит, предупредит ошибку.
Учите детей тому, что задавать вопросы – основное условие хорошей учёбы и вообще умения мыслить, что-то понимать и даже создавать.
А дальше примеры этимологии, помогающей запомнить и принять правописание. Что-то покажется вам банальным, но, поверьте мне, минимум 80% не понимают згначения слов, поэтому и делают ошибки.
Если вам покажется невероятным, что дети в этих случаях понимают слово, а значит, и пишут, с ошибками (например, слово «испещрённый» связывают с «пещерой»), проверьте. Процентов 70, а может, и больше, объяснят неверно.
Русские слова умеют передать смысл через образ. Надо почаще вслушиваться в СЛОВО! Люблю слово «душеполезные» беседы.
Искала картинку, нашла вот это.И вспомнила.
Мень - ухо. Из этой серии - Ильмень. Озёра, похожие на ухо, только одно большое, другое-маленькое. Уже забыла, где какое.
- Начнём с простого: что изначально означало слово «воспитание». Если разбирать, обязательно увидим корень –пит-, из группы «питать». Приставка воз/вос в русском языке придаёт значение «подъём», «завершение чего-либо». Теперь яснее проступает значение самого слова «воспитание» как о таком «питании» души, при котором дух человека должен подниматься вверх, совершенствуясь и достигая вершин – идеала.
- Или слово «образование», которое предполагает формирование в маленьком человеке образа Божия. Классно, да?!
- А вот если помнить, что колесо, колея, колодец, околица и даже колбаса и поколение – слова исторически однокоренные, в основе значения которых «коло» – круг, то и ошибок в написании этих слов не будет.
- Капуста, капюшон, капитан и кепка – от латинского коня –КАП–(голова). Это объясняет букву А.
- Или, например: слово "можжевельник" произошло от сова "мозг" (по ассоциации с внешним видом извилин и узлов); "г" перешло в "ж" по закономерности чередований, а потом с "з" произошло оглушение.
- Или вот ещё: слово "крыжовник" от слова "крыга"(подтаявшая льдина – ассоциация по цвету); следовательно, правописание "о" полностью укладывается в правило о написании "о" в суффиксе под ударением.
- И последнее на первый раз: в слове «искусство» исторический корень –кус- (вКУСить прекрасного). А далее –всё объяснимо: приставка ИС (перед глухой-глухая), суффикс СТВ, из за чего и появляются две «С».
Главное - интересно и полезно всем.
Предлагаю подборку слов с проверяемыми гласными, которые используются в КИМах ЕГЭ. Слова подобраны на основе многолетней работы по подготовке к ЕГЭ, взяты из разнообразных источников. И да, оказались трудными даже для некоторых сильных детей.
Итак: испЕщрённый -пёстрый
неукОснительный,кОсатка,кОсно - (скажите :кОсо,тт.к.плавник имеет форму косы) -лучше запомнят
облИчить- лИк (т.е.снять наносное, притворное)
полЕмичный - полЕмика суверЕнитет – суверЕнный ( здесь есть и непроверяемая)
пронИкать – пронИкнуть
поглОщённый - глОтка
возврАщает- возврАт
прозОрливый-взОр урОнить - урОн
рОптание - рОпот рОсистый-рОсы
рОскошный - рОскошь
сплОчённый – плОтный,плоть
стАрожил(стАрый) стОрожил(стОрож)
раскАлённый – накАл, окАлина
одрЯхлеть –дрЯхлый
увЯдать – вЯнет
вОпиющий – вОпли
упрОщение – просто,
укрОщение - кроткий(послушный)
оснАщение-снАсти
вОлы (быки)-вАлы (вАлятся волны) С
СверСТник (верстать)-ровеСНик (ровня) СловеСНо (, слово, словеса)
- БлеСНул (блеск) (не путать с чередованием бЛИСТ\БЛЕСТ)
УчаСТвовал –часть, стать частицей митинга, событий.
С этим связано и слово « счастье». (Страшная история для запоминания через образы: Поймали первобытные люди кого-нибудь, дали всем по части. И каждый со своей частью счастлив)
чуВСТВовать !!
ШеФствовать – ШеФы !!! Афганистан,асФальт
Идти-шёл-шеСТвовать (чередование букв д/ст) (Для запоминания картинка - шествовали с шестом)
Еда-ест –яства (На месте буквы е была буква Ѣ (она произносилась как звук-нечто среднее между е и я, поэтому в одних случаях стала Е, в других – Я)
Явственный-явь, наяву
КоСТный (кость)- коСНый (косо= затвердевший) (иностранные слова)
И не обвиняйте детей, когда они не понимают! Вспомните, а Вы им когда-нибудь объясняли? А родители, вы думаете, объясняли? И откуда же им знать? Поставьте себя на место ребёнка. Он-то не знает! Хотя, может быть, вы встречаетесь с другими учениками, чем я.
А у вас так?
А у нас третий мечяц дожди!