Найти в Дзене
SFERA — Pro Технологии

«Стальная жемчужина» и главный шедевр советской авиации: в чем был основной недостаток Ил-18

Ил-18 стал принципиально новым для советской авиации самолетом: более комфортным, вместительным и надежным. Инженеры, которые проектировали «стальную жемчужину», решили множество сложнейших технических задач и создали машину, которую не стыдно назвать шедевром авиастроения. Ил-18 был рабочей лошадкой Аэрофлота, пока один инцидент не положил конец его карьере. Первопроходец В 1950-е годы в СССР увеличились объемы пассажироперевозок, и самолеты Ил-12 и Ил-14 с поршневыми моторами переставали справляться с растущим потоком. В тот же период появились газотурбинные (турбовинтовые и турбореактивные) двигатели, благодаря которым можно было создавать более вместительные, быстрые и безопасные пассажирские самолеты. С 1954 по 1956 год специалисты ОКБ Ильюшина проектировали «стальную жемчужину», а в 1957-м машина совершила первый полет. Ил-18 стал одним из первых лайнеров с новым типом двигателей. «Ил-18 создавался с таким расчётом, чтобы иметь большую дальность полёта, чему способствовало прим
Оглавление

Ил-18 стал принципиально новым для советской авиации самолетом: более комфортным, вместительным и надежным. Инженеры, которые проектировали «стальную жемчужину», решили множество сложнейших технических задач и создали машину, которую не стыдно назвать шедевром авиастроения. Ил-18 был рабочей лошадкой Аэрофлота, пока один инцидент не положил конец его карьере.

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Первопроходец

В 1950-е годы в СССР увеличились объемы пассажироперевозок, и самолеты Ил-12 и Ил-14 с поршневыми моторами переставали справляться с растущим потоком. В тот же период появились газотурбинные (турбовинтовые и турбореактивные) двигатели, благодаря которым можно было создавать более вместительные, быстрые и безопасные пассажирские самолеты.

С 1954 по 1956 год специалисты ОКБ Ильюшина проектировали «стальную жемчужину», а в 1957-м машина совершила первый полет. Ил-18 стал одним из первых лайнеров с новым типом двигателей.

«Ил-18 создавался с таким расчётом, чтобы иметь большую дальность полёта, чему способствовало применение экономичных и эффективных турбовинтовых двигателей. Моторы Ил-18 — это надёжные и достаточно простые с точки зрения конструкции агрегаты. Они были очень массовыми», — пояснил RT исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Пассажировместимость самолета составляла от 80 до 122 человек, полезная нагрузка — 15 т, масса пустого — 35 т, максимальная взлетная масса — 64 т, крейсерская скорость — 625 км/ч, дальность — до 6,5 тысяч км, высота — до 10 тысяч км.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Экономичную, удобную и простую в обслуживанию машину начал активно использовать Аэрофлот. Какие еще преимущества были у главного шедевра советской авиации?

Новые решения

В ОКБ Ильюшина акцент делали не только на технических характеристиках, но и на комфорте пассажиров. Так, важной особенностью самолета был герметичный фюзеляж с системами наддува и кондиционирования, которые полностью обновляли воздух в салоне за пару минут и поддерживали внутри постоянную температуру на уровне +20°.

Кроме того, в Ил-18 установили кресла с откидывающейся спинкой и столиками. Да, сейчас таким никого не удивишь, но тогда это было роскошью.

Еще одно преимущество — сниженный уровень шума. Советские конструкторы весьма оригинально решили этот вопрос, поместив в самые шумные зоны гардероб и буфет, куда пассажиры либо не заходят, либо заходят временно.

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

Резюмируем: этот самолет превосходит конкурентов по многим параметрам, был более комфортен и безопасен и отличался высокой экономичностью. Да, плюсов у машины было очень много. Но даже один серьезный недостаток может перекрыть все преимущества, особенно когда речь идет о гражданской авиации.

Слабое место

Главная проблема Ил-18 — его аварийность. Крушения этого самолета происходили практически каждый год с момента начала эксплуатации. Aviation Safety Network пишет, что в результате серьезных аварий было потеряно около 100(!) самолетов различных модификаций.

Финальным звеном в этой цепочке должен был стать инцидент от 2001 года, когда пассажирский Ил-18В авиакомпании «ИРС Аэро» выполнял рейс по маршруту Хатанга — Новосибирск — Красноярск — Домодедово и потерпел крушение у деревни Захаровка:

«Самолёт разлетелся на множество мелких деталей. Конечно, шансов выжить ни у кого не было», — вспоминает руководитель пресс-службы администрации Калязинского района Яна Сонина (пишут «Аргументы и Факты»).
SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Причинами крушения назвали техническую неисправность и ошибки при обслуживании. К тому же комиссия выявила ряд нарушений по состоянию самолета. После этого случая Минтранс ввел запрет на эксплуатацию Ил-18 в пассажирских перевозках, однако в других странах лайнер продолжали использовать, и потому аварии неоднократно происходили и после 2001 года.

Но почему самолет так часто попадал в аварии? Однозначно что-то сказать трудно. Инциденты объясняли то техническими неполадками, то халатностью, то ошибками экипажа. А зачастую следствие вообще не приходило к конкретным выводам. Возможно, какие-то недочеты были допущены еще на этапе производства, а потом при неправильной эксплуатации они приводили к сбоям и неисправностям.

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA

Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.