Согласно канону "Гарри Поттера", лишь двум волшебникам удалось создать крестраж.
Первым, кто наколдовал вместилище для осколка своей души, стал Герпий Злостный - древнегреческий тёмный маг. Очевидно, что его крестраж был уничтожен, поскольку и самого Герпия никто и не видел.
Вторым создателем крестража, очевидно, был Волдеморт, и он пошёл ещё дальше, разделив свою душу сразу на несколько осколков. "Дары" поставили перед Гарри сложную задачку - ему нужно было не только отыскать спрятанные крестражи, но и придумать, как или чем уничтожить их, поскольку лишь немногие предметы или заклинания были способны полностью уничтожить крестраж. В этом материале предлагаю вспомнить такие доступные способы.
Разница между "одушевлённым" и "неодушевлённым" крестражами
Сперва нужно понять вот что: крестраж можно сделать из любого физического объекта, и неважно, живое это существо или маленькая безделушка.
Волдеморт превращал в крестражи как неодушевлённые предметы, так и живых существ. К примеру, Нагайна и Гарри были "одушевлёнными" крестражами, несущими в себе частичку души Тёмного лорда.
И в отличие от "неодушевлённых" крестражей, "живые" крестражи не всегда требовалось уничтожать с помощью чего-то могущественного. Например, Волдеморт уничтожил частичку своей души внутри Гарри через Аваду Кедавру, но почему-то такое же заклинание не сработало на Нагайну. Правила, связанные с этой лазейкой, не до конца ясны, но очевидно, что есть небольшая разница между одушевлённым и неодушевлённым крестражами, и перечисленные ниже способы больше касаются тех осколков души, которые Волдеморт спрятал в простые предметы.
Клык василиска
Самым полезным оружием против крестражей был яд василиска. Возможно, его яд как-то связан с тёмной природой как крестражей, так и василисков, и для борьбы с ужасным злом необходимо другое ужасное зло.
По иронии судьбы, у Герпия Злостного был свой домашний василиск - существо, которое в итоге уничтожило большинство крестражей Тёмного лорда.
Впервые сила яда василиска была раскрыта в "Тайной комнате". Гарри использовал клык для уничтожения дневника Тома Реддла, который, как стало известно позже, был одним из крестражей.
Меч Гриффиндора
Но меч не сам по себе, а закалённый ядом василиска, поскольку именно этим мечом Гарри сразил чудовище Тайной комнаты.
Меч Гриффиндора был мастерами, и его клинок способен впитывать в себя всё, что его закаляет. Сочетание древнего клинка и мощного яда сделало этот меч грозным инструментом для уничтожения крестражей.
Например, Невилл использовал его, чтобы расправиться с Нагайной, Дамблдор с его помощью уничтожил кольцо, а Рон проделал тоже самое с медальноном.
Адское пламя
Образец невероятно тёмной и опасной магии. Заклинатель создаёт вокруг яркое и губительное пламя, часто принимающее форму зверей, например, змеи, льва или хищной птицы.
В фильмах это пламя можно было увидеть несколько раз - в дуэли между Дамблдором или Волдемортом в "Ордене Феникса", а также во время нападения Беллатрисы и других Пожирателей на Нору.
В обеих версиях "Даров" нам показали несколько разные вариации уничтожения крестража при помощи Адского пламени. В книге Адское пламя опалило диадему - она была горячая, почерневшая от копоти, с неё капало что-то тёмное и липкое, и в какой-то момент металлический ободок задрожал и рассыпался на куске. В фильме диадему сперва проткнули клыком, а потом пнули в огонь, из-за чего зритель мог остаться в недоумении по поводу того, что на самом деле её уничтожило - клык или пламя.
Сила материнской любви
Среди фанатов "Гарри Поттера" не утихают споры о том, можно ли считать Квиррелла временным крестражем, ведь он целый год служил вместилищем души Волдеморта.
Хотя такой крестраж сильно отличался от того, какими крестражами были Гарри и Нагайна, глупо спорить, что Квиррелл и Волдеморт были тесно связаны друг с другом.
Так что пусть и с натяжкой, но Квиррелла можно рассматривать за один из крестражей Волдеморта, пусть и временный, но он был уничтожен не Адским пламенем или ядом василиска. Вместо этого дуэт был разрушен силой материнской любви.
В конце "Философского камня" простое прикосновение к Квирреллу обратило тот в пыль. Очевидно, что такой приём не работал на неодушевлённые крестражи, но этот случай является отличительным моментом в понимании сложности крестражей и того, какой ореол таинственности их на самом деле окружал.