Изучая и пробуя стили нейросети Кандинский 3.1, будучи впечатленным качественными, на мой взгляд, результатами мне захотелось получить устойчивое сочетание текста, идеи и результата.
Речь пойдет об иллюстрации к фантастическим произведениям советских художников графиков. Я постараюсь описать свой опыт простыми словами, а так же причины, которые побудили написать этот текст.
Для того, чтобы текст оказался осмысленным с самого начала - стоит обозначить ту тонкую, но в то же время, очень строгую границу между рисунком, рисованием, иллюстрацией и результатом который можно получить благодаря Кандинскому 3.1 и попытаться найти устойчивые связи между некоторыми понятиями.
Разница между рисунком и иллюстрацией может заключаться в том, что рисунок - это техника самовыражения, а иллюстрация - это профессиональная работа для коммерческих целей, с одной оговоркой - если только она (иллюстрация) не старается подчеркнуть личные переживания художника, в опять таки, личных целях. Я видел людей, которые впечатленные художественным произведением - самостоятельно рисуют персонажей или события "в стол", не стремясь показать это публике, считая свою работу очень личной.
Рисунок имеет право оставаться только искусством, в то время как иллюстрация сопровождаемая текстом, порой не способна выжить без оного.
Рисунок - можно считать техникой самовыражения автора.
Иллюстрация же - скорее отражение.
Рисунок - это форма визуального двухмерного представления искусства.
Это художественная техника, с помощью которой объект изображается с помощью линий, точек, пятен и т.д.
В процессе рисования могут использоваться различные инструменты, такие как бумага, ручка, карандаш, уголь, ластик, кисти, мелки, маркеры и т.д. Также обычно требуется стандартная поверхность на которой делаются рисунки, обычно это бумага, но могут использоваться и другие материалы, такие как дерево, холст, пластиковая доска и т.д.
(Это стандартный набор слов, который можно встретить при размышлении любого человека увлеченного рисунком. Но меня впечатлило высказывание, что хороший художник может и горелой спичкой на белой печке рисовать.
Независимо от материалов, которые используются в процессе рисования, для четкого отображения мыслей на носителе требуется внимательное наблюдение и визуальная композиция.
В высшей степени рисование - это форма самовыражения, которая отображает мысли, чувства и идеи художника.
Иллюстрация - это визуальное представление текста, которое создается художником или архитектором промптов в наши дни. Это и рисунок и фото и даже обычные скучные диаграммы - имеют право гордо называть себя иллюстрацией.
Иногда иллюстрация может выйти на первый план или встать рядом с текстом, уравняться с ним в значении - но это уже история комикса. Иллюстрация вдохновлена мыслью и творчеством писателя.
Наскальная живопись - может оказаться ближе именно к иллюстрации. Это повести об удачной охоте, истории мира, фиксация изменений в природе. Если смотреть на рисунки в пещерах так - они приобретают совершенно иное качество.
Постараюсь перечислить возможные отличия рисунка от иллюстрации
1. Рисунок - это техника самовыражения, когда человек выражает свои идеи и мысли с помощью линий, штрихов, точек, пятен, в то время как иллюстрация - это техника для изображения событий в тексте.
2. Рисунок это личное послание автора, в то время как иллюстрация может не иметь личного послания, если только сам иллюстратор не достиг такого уровня мастерства, что может менять характер произведения с помощью собственного узнаваемого, индивидуального стиля.
3. Рисунок может быть самостоятельным видом искусства, в то время как иллюстрация не всегда обладает достаточным количеством атрибутов произведения искусства. Здесь стоит упомянуть работы Гюстава Доре - тот случай, когда каждая иллюстрация законченное произведение искусства.
4. Рисунок как вид искусства имеет ограниченную коммерческую ценность, в то время как суть иллюстрации в усилении впечатления, повышении заинтересованности читателя и повышении общей ценности текста для читателя.
5. Мысль и воображение, которые вкладываются в рисунок, являются свободной воли художника, который ограничен только своим собственными переживаниями, мастерством, пониманием мира. Иллюстратор же работает в заданном формате.
Это далеко не все отличия и особенности, даже не малая их часть, но этих позиций должно быть достаточно, для осмысленной работы в Кандинском 3.1
Сразу оговорюсь - это не универсальный рецепт, к тому же после очередного обновления всё может измениться и по моим наблюдениям - каждый раз это происходит в лучшую сторону.
Для начала стоит сказать о том, кто и что меня вдохновило на это занятие.
Роман Сергея Снегова "Люди как боги" (увлекательная история об этой советской космоопере находится на канале "Записки любителя фантастики").
Вернее иллюстрации к изданию опубликованному в 1982 году и проиллюстрированному Юрием Николаевичем Чигиревым (1947) советским художником и иллюстратором.
Художник Юрий Николаевич Чигирёв - бессменный автор всех ста (!) обложек журнала "Автобус"!
Пишет о своем авторе - журнал "Автобус"
На сайте https://fantlab.ru/ собрана часть его работ посвященных его работе как иллюстратора
На этом мои поиски сегодня и закончились, мне бы хотелось сосредоточится на иллюстрациях к научно-фантастическому роману "Люди как Боги". Иллюстраций на 718 страниц не много - 25 вместе с обложкой и фронтипсисом, но каждая - произведение искусства на мой взгляд. От маленьких портретов героев, похожих на аватарки к компьютерным играм, до эпичных сцен с битвами, фантастическими технологиями и пейзажами далеких миров.
Оставлю все изображения здесь для наглядности и как опору для дальнейшего текста.
И вот тут начинается самое интересное - именно иллюстрации Юрия Николаевича помогли мне лучше понимать текст, представлять его.
Сеть Кандинский 3.1 на данный момент содержит колоссальное количество пар картинка-описание, которые отвечают за точность воспроизведения изображения по текстовому запросу, об этом как можно почитать на Хабре - Как мы собираем данные для обучения Kandinsky.
Однако, шанс что можно получить результат схожий с работами конкретно Чигирева в определенный период его творчества - мал, поэтому пришлось выдумывать обобщенный запрос для близкого по характеру результата.
Воспользуюсь стилем "Рисунок карандашом"
Стиль рисунка карандашом в Кандинском 3.1 дает интересные характерные результаты при передачи фактуры и материала, но не ограничивается этим, достаточно уточнить в промпте - черно-белый рисунок и результаты станут более устойчивыми, для дальнейшей модификации запроса. Можно указывать и иные сочетания цветов.
Так же стоит оговориться, что результаты близкие к рисованной графике содержащие артефакты, но включающие минимальную палитру цветов, легче поддаются корректировке в любом доступном графическом редакторе и благодаря своей конкретности в отображении образа становятся отличными графическими промптами для нейросетей уровня LeonardoAi и DeepDreamGenerator.
Можно выделить для начала пару модификаторов, для добавления в описание это dotart (не смог подобрать аналог этого стиля на русском, срабатывает не всегда, порой только в сочетании с уточнением - рисунок крупными точками и активированным "улучшение промпта" - иконкой волшебной палочки в правом верхнем углу текстового поля запроса) и lineart - это когда рисунок выполнен линиями. Хорошо дополняет результат модификатор "гравюра" или "штриховой рисунок".
Определившись с инструментами визуализации можно перейти к общей стилистике - в данном случае это будет атомпанк, в частности Sovietwave и Sovietpunk (статья на хабре). Лонгрид на DTF и наконец исчерпывающий материал https://aesthetics.fandom.com/wiki/Atompunk
Слова атомпанк, Sovietpunk, советская книжная иллюстрация 80-х - возможно дополняют результаты и добавляют эпичности происходящему.
Отрывок Советского фильма "Небо зовет" 1959 года, который очень хорошо визуализирует этот стиль.
https://youtu.be/TJgP8nAvLUo?t=1930
Очень самобытное произведение.
Наглядный пример игр с заготовкой промпта
Итак, впечатленный иллюстрациями к советской научной фантастике, выделив отличительные черты, которые бы хотел увидеть в результате и проверив их в нейросети, я могу приступить к интересному занятию.
Конструированию из текста-инструмента и текста-собственной идеи, чего-то близкого по внешнему виду к иллюстрации "в стол". Без текстового сопровождения или пояснения, я обратил внимание, результаты работы нейросетей не вызывают эмоционального отклика, иногда даже у самого автора.
Мне сегодня хочется увидеть мир, где римская культура с патрициями в белоснежных тогах, каменные строения и залитые солнцем городские пейзажи сочетаются с огромными человекоподобными роботами - гигантами.
Можно сменить фигуру, оставив в части промпта только описание стиля.
Это может быть и волк и кот и медведь. Все они будут выглядеть схоже. У более коммерчески ориентированных проектов, с которыми я иногда забавляюсь, инструментарий более обширный и поддается тонкой настройке, есть обученные модели способные выдавать впечатляющие результаты и обрабатывать сложнейшие запросы. Но Кандинский 3.1 меня привлекает сейчас именно своей простотой в использовании, высоким разрешением полученного результата и пониманием культурного кода России - об этом опыте думаю стоит написать в другой раз.
Получив стабильный промпт для Кандинского 3.1 в части стиля, можно менять результат через персонажей, обстановку, время дня, погодные условия или эпохи. Творчество ли это - сомневаюсь, дизайн - однозначно. Дизайн эмоций, настроения или атмосферы которую автор может передать не только словами, но и изображением.
Наработанный стиль и базовое изображение всегда можно записать в актив для другой сетки. Вот простой пример "расширения" изображения полученного в Кандинском 3.1 средствами DDG
Я не хочу оставлять промпты здесь, считая что самостоятельный поиск и эксперименты - это бОльшая часть удовольствия от взаимодействия с нейросетями. Сам поиск результата, встреча с ним. Текст не носит образовательного посыла - очередная заметочка о возможностях этого удивительного сервиса.
Длинная и утомительная галерея на финал