2 февраля 1942 года в передаче Берлинской радиостанции "Винета" к своим бывшим согражданам обратился знаменитый до революции и Заслуженный после драматический артист Всеволод Блюменталь-Тамарин. Он предлагал “прекратить бессмысленное сопротивление и начать освободительную борьбу против сталинского режима”. Советским гражданам, оказавшимся на оккупированной территории, дружески рекомендовал “сотрудничать с немцами-освободителями”.
Через шесть дней в выпуске No393 газета “Новое Слово” сообщила эмигрантскому сообществу Берлина, Рейха и оккупированных территорий о радостной встрече знаменитого релоканта с единомышленниками в Германии. А также, подробностях его побега с женой актрисой Инной Лощилиной и их приемной дочерью Тамарой от “окончательно обезумевших большевиков”. Так начинались европейские гастроли Заслуженного Артиста РСФСР Всеволода Блюменталь-Тамарина.
Он не мог не стать знаменитым. Ибо был им еще до рождения. Его отец, артист и режиссер Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин, прославился в жанре оперетты. Весьма популярным в те времена. В 1878 году он взял да и женился на начинающей учительнице, бывшей крепостной крестьянке, девятнадцатилетней Марии Михаловне Климовой.
Природное дарование молодой жены он, видимо, разглядел еще до свадьбы. Разглядел и вывел ее на сцену. Со временем Мария Блюменталь-Тамарина полностью затмила творческое сияние мужа. Она стала ведущей драматической актрисой ведущих же театров России. В частности, Театра Корша. Ныне в этом здании располагается Театр Наций.
16 июня 1881 года в Санкт-Петербурге у пары родился сын, нареченный Всеволодом. Считается, что еще в 1888 году он впервые вышел на сцену. Хотя сам Блюменталь-Тамарин утверждал, что произошло это еще раньше. В пятилетнем возрасте.
Отец довольно рано начал экспериментировать с его дарованием. И, видимо, осознание превосходства талантов не только жены, но и сына над его собственным тяжким грузом легло на Александра Эдуардовича. Этого он выдержать не смог.
Развод наконец разрешил принципиальный спор драмы и оперетты в рамках отдельно взятой семьи. Блюменталь-Тамарины расстались. Всеволод всегда находился под сильным влиянием сильной матери. Если отец от ее доминирования бежал, то сын с ним свыкся.
Видимо, ему изначально прочили иное, нежели чем у его родителей, будущее. Во всяком случае, некоторое время он учился в Тенишевском Училище Санкт-Петербурга. Заведение имело статус коммерческого училища. Его выпускники становились как физиками, так и поэтами. Как историками, так и промышленниками. При самостоятельном изучении латыни бывшие ученики без труда поступали в Университет.
Но Блюменталь-Тамарин в училище продержался год. А точнее и того меньше. Он часто рассказывал, что его отчислили практически за революционную деятельность. Он сотоварищи якобы выкинули из окна чертежной полицейского шпика. В результате чего его и еще 35 сокурсников отчислили.
После этого он был принят в труппу Театра Оперетты Шумана в Вильно, где его отец служил режиссером. Скорее всего, по настоянию матери образование все же пришлось получать. Всеволод Блюменталь-Тамарин окончил Московское Театральное Училище. Ныне Высшее и имени Щепкина.
Революция застала его в Харькове. Где он служил в местном Драматическом театре. Судя по всему, не просто служил, а имел таки успех. В газетах писали, что Блюменталь-Тамарин “вносил много искренности и давал живое лицо”. В его распоряжении была квартира в городе и усадьба в его окрестностях. Сию идиллию потрясения, разрушившее империю, не тронули. Что при Керенском, что при Ленине он жил как жил.
Но сколь веревочке не виться, все равно придется выбирать. С кем ты и против кого. Время такое. Война есть мерило всего. Так считали эллины. Она определяет истинную цену сущему. 25 июня 1919 года в Харьков вошли части Добровольческой армии Юга России. Уже на следующий день по улицам города на белом коне разъезжал Блюменталь-Тамарин.
Предела не было его благодарности за столь долгожданную свободу. В его левой руке красовалась пика с Российским Триколором. Он бережно собирал в церковную кружку пожертвования в пользу Освободителей России. Насколько чувствительной была сумма донатов — неизвестно. Но Белые назначили начинающего Хронического Релоканта начальником Агитационно-Театрального отдела при Харьковском Управлении Пропаганды.
19 декабря 1919 года в Харьков вошли части РККА. Блюменталь-Тамарин релоцироваться не успел. А может, и не пытался. Ведь ранее он находил общий язык с большевиками. Должно быть, полагал, что найдет и сейчас. Он привык обустраиваться в предлагаемых обстоятельствах. Но к этому не очень привыкли чекисты. Бывший начальник Агитационно-Театрального отдела пропаганды был арестован.
Лишь личное вмешательство Луначарского привело Блюменталь-Тамарина не к стенке, как многих его коллег по политической релокации, а в Москву. И дело не в том, что дарование Всеволода Александровича оказалось столь значимым для пролетарской революции. Отнюдь. Но влияние и авторитет его матери сотворили сие чудо.
Значение Марии Михайловны для отечественного театра сложно переоценить. Она была одной из ведущих актрис сначала Театра Корша, а затем Малого Театра. И стала одной и первых тринадцати, получивших звание Народный Артист СССР. С ней в одном списке Станиславский, Немирович-Данченко, Нежданова, Щукин, Москвин и Качалов.
И дело пошло. Да и успех не преминул. 1926 году театральная Москва отметила двадцатипятилетие творческой деятельности Блюменталь-Тамарина. Пели Нежданова и Обухов. Танцевали Гельцер и Тихомиров. Сам Луначарский огласил правительственное постановление о присвоении юбиляру звания Заслуженного Артиста РСФСР. Чествуемый был смущен, счастлив и принимал поздравления. Много кланялся.
О его службе Главкому ВСЮР никто не вспоминал. Хотя могли бы. Актер Театра Имени Ермоловой Георгий Бахтаров нередко вспоминал довольно интересную историю. Как в 1931 году они сидели большой компанией с Блюменталь-Тамариным в одном из московских ресторанов. Стол был более чем шикарен.
В какой-то момент к ним подошел некий гражданин. И сказал, что видел недавно Всеволода Александровича в театре. Его работа, мол, очень ему понравилась. Подсел. Выпил. Закусил. А затем, не особо таясь и без ложной конспирации, он рассказал, что во время Гражданской был чекистом.
В 1919 году он находился на нелегальном положении на территории, занимаемой Белыми. И по приказу руководства большевистского подполья должен был убить Блюменталь-Тамарина. Которого приговорили за предательство. Он выдал контрразведке подпольщицу Елизавету. Она погибла в застенках результате пыток. Но ликвидировать объект тогда не получилось. А потом приказ отменили. Вот и состоялся сценический успех.
Несмотря ни на что карьера Блюменталь-Тамарина складывалась более чем успешно. Ему даже согласовали создание своего коллектива. Московский Передвижной Театр работал на антрепризной основе. То есть приглашал актеров и режиссеров под конкретный проект. С которым и гастролировал по всей Стране Советов.
В 1940 году Блюменталь-Тамарин попробовал себя в кино. Он снялся в роли врага и предателя в шпионском триллере “На дальней заставе”. Критика считала, что в этом амплуа он был необычайно хорош. Как всегда, “вносил много искренности и давал живое лицо”. И что успех надо бы закрепить. Возможно, работ в кино было бы больше. Но началась война.
В июне 1941 года труппа Блюменталь-Тамарина гастролировала по Украине. Воскресенье 22-го они встретили в Черновцах. Их немедленно эвакуировали в Москву. Тогда он вернулся. Ведь, по его же собственным словам: там остались все необходимые документы, кое-какие ценности, а главное — часть семьи. Но ехать вглубь страны он не собирался вовсе.
Наоборот, делал все, чтобы остаться в Москве. Во всяком случае, так он рассказывал репортеру “Нового Слова” в феврале 1942 года. С каждой неделей войны, с каждой сводкой Информбюро в сознание Блюменталь-Тамарина крепла уверенность в неминуемой победе Германии. А вместе с ней зрел план побега. Он готовился. Он был уверен, что его примут. Ведь он имеет немецкие корни и ненавидит большевиков и Сталина. А еще он очень любит свободу.
С сентября 1941 года Блюменталь-Тамарину стали поступать настойчивые требования выехать в эвакуацию. Сначала в Сибирь, затем в Среднюю Азию. Но Он предпринимал все, что мог, лишь бы остаться в Москве. В ноябре они с женой, актрисой Инной Лощилиной и падчерицей Тамарой переехали на дачу в поселке “Нил”, или “Наука, Искусство, Литература”. Что располагался под Истрой.
Двенадцать дней он с родственниками ждал на дачах наступающие части Вермахта. И ждали не одни они. Рядом прятались с семьями: солист Большого Театра тенор Жадан, его коллега баритон Волков, директор театра Вахтангова Глазунов и еще десять релокантов с громкими именами.
За это время в результате нарушения комендантского часа и бомбардировок погибли профессор Мартынов, мать Лощилиной и домработница, трудившаяся в семье Блюменталь-Тамариных на протяжении многих лет. 26 или 27 ноября они увидели немецких солдат. Которым тут же сдались. Так начинались европейские гастроли Блюменталь-Тамарина.
В 1936 году на сцене Малого Театра в одной из постановок Мария Блюменталь-Тамарина произносила слова: Дайте мне слово сказать! На весь свет прозвучит моё материнское слово. Сыны мои, я хочу вас видеть в радости, в силе. Но если придется вам умирать, будьте такими, как брат ваш. И если промчится от края до края весть, что подходят враги к рубежу, я вам сама бельё постираю, в походные сумки всё уложу, открою окошко в своей квартире, махну вам рукой, провожая в бой.
Она умерла 1938 году. Ей посчастливилось не дожить до европейских гастролей своего сына. Посчастливилось не услышать сказанное ее сыном на весь свет слово.
В Берлине Блюменталь-Тамарин оказался только в феврале 1942 года. Видимо, само по себе предложение услуг релоканта новым работодателям не гарантирует полного доверия. К тому же некоторое время ему пришлось поработать в Киевском театре Русской Драмы.
Считается, что там он занимался постановкой спектаклей с правильным пониманием происходящего. Но в репертуаре коллектива за соответствующий период работ Блюменталь-Тамарина не нашлось. Так или иначе, но в феврале 1942 года он начинает сотрудничество с Организацией "Винета". Или Особым отделом Министерства Пропаганды Германии. Он же Восточный отдел.
"Винета" занималась подготовкой и распространением различной пропагандистской информации. Направленной против Советского Союза и обеспечивающей победу Германии в войне и в дальнейшем освоении захваченных земель. Для этого использовались все методы ведения информационной войны. Ими готовились листовки, издавались газеты и велись радиотрансляции.
Вот, собственно, на радио Блюменталь-Тамарин и начал свою работу. Он выходил в эфир каждые вторник и четверг в 18.00. В его выступлениях содержались призывы к свержению Сталина лично и Советского Правительства вообще. К сдаче в плен и к сотрудничеству с оккупационными властями.
Он призывал к расправам над евреями и к чистоте русской крови. Имитируя голос Сталина, Блюменталь-Тамарин зачитывал фейковые указы и приказы по армии. Призывал красноармейцев вступать в РОА генерала Власова и убивать своих командиров. Деятельность вел бурную. Много писал в эмигрантской прессе. Постоянно участвовал в различных форумах коллег релокантов.
Насколько его деятельность ценилась немцами, сказать сложно. Считается, что Блюменталь-Тамарин постоянно нуждался в деньгах, много пил и никак не мог наладить сотрудничество с Власовым. Зато Советские власти отнеслись к его стараниям со всей серьезностью. 27 марта 1942 года он был заочно осужден Военной коллегией Верховного Суда как предатель. За успехи в этом амплуа его приговорили к расстрелу.
27 января 1944 года в Кенигсберге, где и сам находился по служебной надобности, Блюменталь-Тамарин случайно встретил племянника своей жены Инны Лощилиной. Игорь Миклашевский был известным в Советском Союзе боксером. В 1941 году он стал чемпионом Ленинграда в среднем весе.
С началом войны он был призван в РККА. А в декабре 1942 года совершил воинское преступление. Красноармеец Миклашевский зачем-то избил своего командира. За сей проступок его должны были судить Военно-Полевым Судом, но он бежал. Пересек линию фронта и сдался немцам.
Под такой легендой зафронтового разведчика Игоря Львовича Миклашевского забросили в тыл врага. Каковым было его основное задание, до сей поры остается тайной. Видимо, для начала перейти и выжить. Затем обустроиться и ждать. Что и было сделано. Он поступил на службу в РОА.
В какой-то момент гестапо заподозрило его в сотрудничестве со Специальными Органами Советского Союза. Миклашевский был арестован, подвергся пыткам и имитации расстрела. Но, видимо, доказательств разведдеятельности добыто не было. К тому же его родство с Блюменталь-Тамариным сыграло определенную роль. Игоря Львовича отпустили, и он осел в Берлине.
Его работа в Германии и сегодня засекречена. Достоверно известно, что в мае 1945 года он находился в Мюзенгене Земли Баден-Вюртемберг. Миклашевский понимал, что захватить Блюменталь-Тамарина будет довольно просто, но вот вывезти его в советскую зону оккупации практически невозможно. А американцы могут оценить достоинства хронического релоканта совсем иначе, чем Военная коллегия Верховного Суда Советского Союза.
Игорь Львович принял решение о ликвидации Блюменталь-Тамарина. Что и осуществил 10 мая. Точно не известно, застрели он его или повесил. А может и то и другое. Но в петле закончились зарубежные гастроли Заслуженного Артиста с амплуа предателя.
После совершения акции Миклашевский ушел к американцам. Там он потребовал встречи с представителями специальных служб. Где и представился как зафронтовой советский разведчик. Игорь Львович вернулся в Советский Союз лишь в 1947 году. Эти два года его деятельности по-прежнему засекречены. Он был награжден орденами и медалями, но в Специальных Органах службу продолжать не стал. Вернулся в спорт.
Игорь Львович Миклашевский умер 25 сентября 1990 года. Ему повезло. Он не дожил до 3 сентября 1993 года. Когда Блюменталь-Тамарин был реабилитирован на общих основаниях, согласно закону "О реабилитации жертв политических репрессий". Наступали другие времена. Политические релоканты были не только у микрофона, но и во власти.
Лишь 19 февраля 2024 года Генеральная Прокуратура России в реабилитации Всеволода Александровича Блюменталь-Тамарина отказала. Видимо, вновь что-то поменялось. Будто кто-то перевернул клепсидру времен, оставив прошлое прошлому.
Добро пожаловать на Дикие Истории в Телеграме:
И Дикие Истории на ВК: