В столице 21 мая отчетливо запахло кофе. На проспекте Победителей развернулась выставка-конференция барной, ресторанной и кофейной индустрии BARECO SHOW MINSK, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Если объяснить суть события в трех словах: то, что пьют. Аббревиатуру буквально можно «разделить на кусочки»: BA – бары, RE – рестораны, CO – кофейни. Правда, устроители просят смотреть на вещи шире.
– Ресурс в Беларуси огромный, а событий нет, – объясняет организатор выставки-конференции Андрей Степанец. – Поэтому решили собрать представителей сферы – от барменов и бариста до шеф-поваров и управляющих – и дать возможность себя показать, других посмотреть, поделиться опытом, узнать тренды и бренды.
Выставка, внушительный лекторий, дегустации, мастер-классы – всего много. Площадку зонировали на улицы винную и невинную (безалкогольную, точнее), кофейную, точечно представлены сопутствующие товары наподобие фильтра для воды и линейки продуктов питания.
Про алкоголь не будем. А про кофе – очень даже. В частности, про бизнесы, которые выстрелили в пандемию. И, что интересно, не сдулись, когда ковид помахал всем рукой.
Пройтись по точкам
Оба направления можно озаглавить «Сделай сам»: и кофе-поинты, и дрип-пакеты.
Начнем с точек самообслуживания, которые выросли, как грибы после дождя. И в торговых центрах, и в вузах, и в медучреждениях, и даже в ФОКах. Не путать с вендинговым аппаратом, который заваривает вам пыль бразильских дорог на такой же сухой молочной пыли.
– Мы первыми в Беларуси запустили экспресс-кофейни на натуральном молоке, – отмечает руководитель отдела продаж сети Оганес Карапетян. – Ответили на ковидный вызов, который серьезно «уронил» как кофейный рынок, так и общепит в целом.
Идея была с отчетливым запахом риска: попробуй, докажи людям, что за 3 рубля ты будешь пить вкусный кофе, с настоящим молоком. А не жижу (уж извините, но на правду не обижаются), какую обычно выдают похожие автоматы. По итогу, не просто доказали, но уже в постпандемийное время показали еще более высокие результаты.
– В месяц продаем около 270 тысяч стаканчиков кофе, – озвучивает цифры собеседник. – Примерно половина приходится на столицу, в которой установлено порядка 150 таких точек самообслуживания.
Встречайте на улицах города
Основные локации — это ТЦ, бизнес-центры, учреждения образования и здравоохранения – все, что в помещении. Но! Один из кофе-поинтов выставлен на улице, в целях эксперимента. В частности, на остановке (та, которая умная) общественного транспорта на Немиге.
– Были, конечно, опасения насчет вандалов, но не оправдались пока, – с улыбкой отмечает О. Карапетян. – За две недели аппарат «сварил» под тысячу горячих напитков. Таксисты особенно оценили.
Да и, будем честными, любители поздних прогулок – тоже. Все-таки большинство кофеен работает до 22:00–23:00. А потом найти стаканчик ароматного и вкусного напитка сложнее.
Кстати, идею с уличными поинтами планируют расширить. Логично, что оборудовать их можно не везде.
– Как минимум необходим модуль с кондиционером – чтобы зимой аппарат не замерзал, а летом молоко не скисало, – рассказывает собеседник. – Как максимум – не обойтись и без технической оснастки и, само собой, без разрешения городских властей на установку. Но вопрос прорабатываем.
Это все, конечно, хорошо и красиво. А цена вопроса? От 3,2 до 4,2 рубля в зависимости от вида и объема напитка. Важный пунктик: кофе – в зернах, молоко – натуральное.
Карманный фильтр
Второй бизнес – это дрип-пакеты.
– Можно сказать, «сынишка» классического фильтр-кофе, – отмечает отец-основатель бизнеса Дмитрий Кисляков. – Хотя дрип-пакет отнюдь не новая штука – японцы придумали его еще в 70-х годах, но в мире оценили почему-то только в последние годы.
В Беларуси очередная альтернатива, уж простите за каламбур, впервые засветилась в 2021-м. Зашли на рынок с двумя линейками – для новичков и для ценителей. Прошу пояснить, кто такие новички в контексте любителей кофе.
– Смотрите, энное количество лет назад белорус не знал другого кофе, как «арабика 100 %», – с улыбкой объясняет Д. Кисляков. – А робуста вообще трактовалась чем-то средним между чаем и ругательством. А уже потом мы распробовали и бленды, и кофе бразильский, и эфиопский. Так вот, как раз последний натуральной обжарки в чашке выдаст плотный вкус с характерной горчинкой. А классическая «кения» в мытой обработке ценится как раз за кислинку. Что есть классика, понятная многим. Тогда как обработка с клубникой – уже в разряд «для гурманов».
Уточняю: зерна обжаривают вместе с ягодой? Не совсем. Сняли кофе с дерева, очистили от мякоти, бросили в бочку с перетертой клубникой.
– И в таком вот компоте потомили какое-то время, – объясняет собеседник. – Потом достали, помыли, обжарили – готово.
Давайте ближе к цифрам: за три года компания продала порядка 250 тысяч таких вот пакетиков «сделай сам». Причем спрос знатно подрос после ковидных времен. Народ распробовал что вкус, что удобство. Пример, скажем так, на пальцах. Можно взять с собой в поход турку и заварить тот же кофе на костре. И даже в поезд можно взять пакетик растворимого – от него еще никто не умирал. А можно взять тот самый дрип-пакет и сделать вкуснее! Понадобится только чашка / стакан / термокружка и кипяток. А инструкция – на обороте.
Вместо постскриптум
Оба бизнеса – ни разу не замена классической кофейне. Но это удобное и шустрое – особо актуально в современном мире – решение. Пришлось ко двору в сложные времена и хорошо ассимилировалось в спокойное время.
Фото Алексея Столярова