Спортивно-романтическая драма “Претенденты” Луки Гуаданиньо меня пока никак не отпустит. Всё думаю, что в ней не хватает смысла. Позволю себе изложить причину, почему он не так хорош, как может показаться.
Разбор фильма я уже сделала, на этой странице только претензия к сложной структуре повествования.
На всякий случай сюжет в двух словах
Теннисист Арт Дональдсон находится в упадочном состоянии. Чтобы его растормошить, Таши, его жена, устраивает ему соревнование в серии челленджер в Нью-Рошелле, где ему в пару достаётся Патрик Цвейг, бывший лучший друг Арта и бывший любовник Таши.
Линейно эта история выглядит так
2006 год – знакомство на вечеринке. Арт тогда проиграл Патрику. Патрик и Таши начали встречаться. Но Арт не знал точно, спят ли они. О том, что их отношения были неясны Арту, зрителю показывают в маленькой сцене на тренировке. Арт просит Патрика подать ему сигнал о наличии у них секса. Если да, то пусть Патрик сымитирует подачу своего друга – приложит мяч к тому месту ракетки, где рукоятка переходит в сетку.
2007 год – Арт подло вклинился в отношения Таши и Патрика, настроив их друг против друга. Они сильно поссорились. Таши, будучи в очень взвинченном состоянии, плохо выступила на игре и получила травму колена.
2010 год – Арт предлагает Таши стать его тренером. И даёт понять, что хочет быть с ней, но не хочет быть плохим другом. Становится ясно, что на данный момент никто в отношениях не состоит. Таши не против теперь начать встречаться с Артом.
2011 год – Таши и Арт поженились, они прибывают на US Open в Атланту. Патрик Цвейг тоже здесь. Есть матч, где соперниками назначены Арт и Патрик. Патрик и Таши целовались в лобби отеля.
2019 год – Арт в упадочном состоянии. Таши несколько раз столкнулась с Патриком – пару раз в лобби отеля. Один раз увидела его с девушкой, второй – он попросил её стать его тренером. А в полночь она встретилась с Патриком, чтобы попросить того проиграть, тогда Арт воспрянет и сможет поверить в себя, чтобы принять участие в US Open. Патрик и Таши поссорились, и их ссора закончилась сексом на заднем сиденье его джипа.
На игре на следующий день финал остался открытым.
Трудности восприятия истории из-за сложной структуры
Сценарист Джастин Куритцкес (Justin Kuritzkes), похоже, отбросил в сторону схему ‘путь героя’, решив поэкспериментировать. Он построил повествование очень сложно. С одной стороны, оно могло сыграть на руку, если бы в сюжете была детективная загадка, и каждый скачок назад открывал бы всё новый и новый кусочек для разгадки, но, с другой стороны, это история отношений между мужчиной и женщиной, измены и амбиций, в которой нет подводных течений, чтобы так мудрить с флэшбеками. Либо на этапе написания сценария было принято решение, что очень простую историю, для которой не придуман твист, есть только один способ сделать интересной – это хаотичное включение флэшбеков.
За кого переживать в этом фильме?
Правильнее всего начинать историю с главного героя, познакомить с ним, чтобы у зрителя начало выстраиваться к нему отношение.
Хорошо, в этой истории не один главный герой – здесь в центре внимания три человека. Двое мужчин Арт Дональдсон и Патрик Цвейг и женщина Таши Данкан, которая им очень нравится. Если брать за основу их треугольник, то в нём главная героиня она.
Но это становится понятно по итогу, когда фильм подходит к концу. Но в самом начале очень сложно сосредоточиться на чём-то одном, не удаётся сразу уловить нить, которая ведёт через всю историю. В большом количестве действующих лиц ничего плохого нет, но очень важно поставить одного в центр и дать ему поддержку в виде второстепенных лиц, которые помогут дорисовать портрет главного. Структурно они не будут считаться главными, но менее важными это их не сделает. Порой бывает достаточно дать персонажу очень вескую реплику или вписать его в сцену, которая даёт для ГГ решающую мысль, определяющую его судьбу. Здесь всё разрозненно, убедительной связи между троицей я не увидела.
За кого переживать на самом деле в “Претендентах”, сложно понять, здесь не выстраивается такого центра. Все три центральных действующих лица разрозненно перемещаются по сюжету, так и не выстраивая чёткой линии. Хронологические скачки не помогают в построении эмоциональной связи с ними, они лишь сбивают с толку.
Есть прямо хрестоматийная формула: “Симпатичный герой, перед которым возникают трудности, на первый взгляд кажущиеся непреодолимыми, которые он, однако, так или иначе успешно преодолевает”.
Под ‘симпатичным’ стоит в первую очередь не внешность – лицо, телосложение и умение одеваться – значительную роль играет его способность быть собой, чтобы зритель через недостатки ГГ увидел человеческое, что роднит экранный образ с тем, кто смотрит на него со своего места. Например, Рэнди “Баран” Робинсон в драме Даррена Аронофски “Рестлер”, кто давно пережил звёздный час и перед зрителем предстаёт в жалком состоянии, или Нина Сейерс в его же “Чёрном лебеде”, кто находится под сильным влиянием своей матери, которая подавляет её свободу, – они вызывают отношение, несмотря на то, что не каждый смотрящий эти фильмы занимается рестлингом или балетом, но эти герои нарисованы живыми людьми – уязвимыми, страдающими, загнанными в угол. Они не возведены на пьедестал, но идут к освобождению, а это является хорошим стимулом, чтобы и зритель воспринял это примером для себя к действию.
Как говорится в учебнике “Как работают над сценарием в Южной Калифорнии”, “конечно, сопереживание, перерастающее в симпатию к главному герою, не являются абсолютным условием успеха. Но оно должно хотя бы в какой-то степени присутствовать”. В “Претендентах” образы как главной героини Таши Данкан, так и её поклонников Арта и Патрика созданы плоскими, они существуют только на внешних данных, на том, что нам говорит сценарист и на том, как их показывает камера оператора.
Например, вот Арт и Патрик трепещут, увидев Таши на корте, и зритель должен верить на слово только их словам и вытянутым лицам, что она из высшей лиги, что она лучшая теннисистка, что она самая красивая, что она – это “другой уровень”. Сценарий не даёт зрителю возможности самому увидеть Таши в деле, раскрывающем её потенциал. Ему показывают лишь симпатичную девочку, она приходит на корт, ветер пытается поднять подол её спортивной юбки как можно выше, разжигая интерес Арта и Патрика всё сильнее, Таши побеждает свою соперницу Анну Мюллер. И всё. Сценарий переносит зрителя на вечеринку, где гремит песня Hot In Herrrr, и парни знакомятся с Таши. Они молодые парни, им понравилась симпатичная девушка. Всё. Это факт из жизни, но что в нём нового и интересного?
Роль Таши исполняет Зендея. Она сейчас очень популярна. Но что если не все зрители являются её фанатами, которым и правда будет достаточно наличия их любимицы в красивых костюмах от JW Anderson?
Опять же остаётся только принять как факт, что Таши и Арт – супруги, а Патрик – неудачник, как его окрестила Таши, отказавшись стать его тренером.
В самом начале, которое по правилам драматургии должно дать погружение в мир действующих лиц и их проблем, по сути, ничего нет. Опять только факты без развития.
Арт в подавленном состоянии. Спортивные эксперты рассуждают, каково его будущее в спорте. Хотя он одержал шесть побед в Большом шлеме и две – на Уимблдоне, но он тщетно пытается взять кубок US Open. Так удастся ли ему победить в этом году? Они также говорят, что ему удалось вернуть своё здоровье – в фильме, кстати, не будет сказано, как он его потерял. На плече показаны крупным планом шрамики, но уточнения об их происхождении нет. Зато в открывающей сцене идёт акцент на шрам на колене его жены Таши, что даёт понимание, почему она не в большом спорте, а лишь в статусе тренера Арта, также его администратора, который находит для него выгодные рекламные контракты (Aston Martin, чьим лицом они являются). В этой сцене Таши и Арт ведут разговор о том, каково их будущее – хочет ли Арт играть в теннис, либо можно уйти из спорта и жить на доходы от фонда. Но решающее значение имеет слово Таши. Арт признаётся ей в любви: “Я тебя люблю” – “Я знаю”.
По идее, эта сцена должна дать некое понимание о действующих лицах – что их связывает, почему они вместе, зачем Таши так важно толкать Арта вперёд, ведь он не так и талантлив, если ему постоянно для победы нужно, чтобы ему на корте поддавались. Но, на самом деле, она лишь показывает их скуку, рутину, полное отсутствие интереса. Таши, роль которой исполняет Зендея, существует лишь на волне того, что она очень популярна – как героиня, так и как актриса в реальной жизни. Но смысловой нагрузки для драматургии фильма в этой сцене нет.
Почему Таши не ушла от Арта, этого пассивного и скучного парня. Ведь она богатая, популярная, у неё есть фонд помощи малообеспеченным девушкам, она могла бы найти себе применение в мире спорта и без Арта Дональдсона.
Далее, с пометкой “пять дней спустя” следует нелепая сцена знакомства с Патриком. Он пытается устроиться в отеле, но у них не работает терминал, оплата только наличными, Патрику приходится ночевать в своём авто. Его положение плачевно – он талантливее своего бывшего друга Арта, сильнее, как спортсмен, как выяснится далее, но так и не будет дано объяснения, почему он занял такое положение в жизни.
Вывод
В спортивной драме “Претенденты” сложно подключиться к истории и начать переживать за Таши и её любовников, потому что толком не прописан их мир, нет погружения в их драму. Не заявлен основной конфликт, вокруг которого бы крутилось действие. Таши ничего не мешало уйти в сторону от этих парней – ведь в первом флэшбеке было сказано, что она “это уровень”. Тогда зачем “этому уровню” такие неудачники, как Арт и Патрик.
Какова цель Таши? Единственный, кто проявляет подобие целеустремлённости, – это Арт. Он пытается заполучить Таши. Но, заполучив её, приходит в уныние. Что с ним? Нет ответа.
Развития и перемен образов Таши, Патрика и Арта тоже нет. О том, что идёт время, указывают лишь титры, обозначающие, на сколько лет или недель отбросило в повествовании.
В финале сценарист поступил странно – не дано ответа ни на исход матча, ни в отношениях Таши с её парнями.
Вот что не так с этим фильмом.
***