Найти тему
ПоУшиВКино

“Претенденты” (2024, Challengers): Любовь, похожая на спорт

Оглавление

За производство этой спортивной драмы отвечает просто супер-команда. Режиссёр-эстет Лука Гуаданьино, оператор тайландского происхождения Сайомбху Мукдипром, который делает фильмы Гуаданиньо и Апичатпонга Вирасетакула похожими на картины эпохи Возрождения, музыкальный дуэт Трент Резнор и Аттикус Росс, всегда находящие самый подходящий нерв, чтобы за него дёргать в триллерах Дэвида Финчера, нашли его и здесь, создав бит, схожий с сердечными ударами, чтобы при просмотре фильма можно было ощутить себя спортсменом на тренировке. И свой дебют сделал сценарист Джастин Куритцкес (Justin Kuritzkes), супруг Селин Сон, кто в прошлом году очень успешно заявила о себе с романтической драмой “Прошлые жизни”, претендовавшей на ‘Оскар’ как “Лучший фильм года”.

Главные роли тут исполняют молодые румяные актёры, свежие лица, как булочки, только что вынутые из печи – Зендея, Майк Фейст и Джош О’Коннор.

Но гарантирует ли всё это идеальный же исход. Не обязательно.

Постер к фильму “Претенденты” (2024)
Постер к фильму “Претенденты” (2024)

Сюжет

Лучшие друзья Арт Дональдсон (Майк Фейст) и Патрик Цвейг (Джош О’Коннор), знакомые с 12 лет и вместе участвующие в теннисных турнирах, знакомятся на вечеринке с успешной 17-летней юниоркой Таши Данкан (Зендея).

Она понравилась им обоим, но пока все их намерения сводятся к тому, чтобы переспать с ней – можно втроём, а, может, кому-то одному из них повезёт, тогда второй как лучший друг, переждёт в ванной комнате.

Днём, за несколько часов до знакомства с ней, Арт попросил Патрика поддаться ему на финальном матче, чтобы Патрик проиграл, но так, чтобы это выглядело как настоящая победа Арта. Но после того, как Таши Данкан поставила условие, что даст свой номер телефона тому, кто победит в финале, Патрик передумал и обыграл Арта, будучи в принципе более сильным теннисистом.

После победы Патрика над Артом Tаши сдержала слово и дала свой номер Патрику. Они начали встречаться, но Арта этот исход не устроил. Он решил предпринять попытку, чтобы перетянуть девушку на свою сторону, но, чтобы это не выглядело будто он приложил свою руку.

Фильм построен так: в центре – финал турнира "Челленджер" в Нью-Рошеле между звездой тенниса Артом Дональдсоном и его бывшим другом Патриком Цвейгом, а финал этот обрамляется множеством флэшбеков разной временной глубины.

Основные темы в фильме

В сюжете противопоставляются взаимоотношения и спорт, то есть этот любовный треугольник из простецкой забавы превратился в сложный механизм, в котором каждый стал действовать по принципу “победителей не судят”.

Таши, Арт и Патрик, будучи спортсменами, прекрасно знают, как достаётся победа – нужно приложить максимум усилий. В теннисе высшей наградой является кубок, в отношениях – человек, который нравится. Разница между Патриком и Артом состояла в том, что первому нужна любовница, второму – ‘мамочка’. Но вот что именно нужно было Таши Данкан, не особенно понятно. По большей части ей нравился секс, и она попробовала его с обоими друзьями, не испытав потом никаких угрызений совести.

Таши Данкан-Дональдсон в исполнении Зендеи
Таши Данкан-Дональдсон в исполнении Зендеи

Судить её за это не стоит. Образ Таши нарисован в сюжете так, что она прекрасно существует в ореоле своей красоты, она сама знает себе цену (она о себе говорит, что готова на что угодно ради победы) и поступает по ситуации, не оглядываясь назад и не сожалея о прошлом.

Она получает спортивную травму, но не ломается окончательно. Она становится тренером для своего мужа, чтобы тянуть его наверх. Арт Дональдсон – её муж, послушный и влюблённый в неё парень, им легко руководить, ‘продавать’ его лицо, чтобы зарабатывать деньги на пенсию. Но она заранее тоже о себе позаботилась, организовав фонд помощи девушкам из неблагополучных семей, потому в расчётливости ей не откажешь.

Арт Дональдсон в исполнении Майка Фейста
Арт Дональдсон в исполнении Майка Фейста
Таши получила травму. Она и Патрик сильно поссорились перед этой игрой, он даже не пришёл её поддержать
Таши получила травму. Она и Патрик сильно поссорились перед этой игрой, он даже не пришёл её поддержать

Патрик Цвейг – хороший любовник, сильный спортсмен, но вот его целеустремлённость на профессиональном уровне оставляет желать лучшего. За тринадцать лет (с 2006 по 2019), которые охватывает сценарий, он не продвинулся в своём деле, он по-прежнему зарабатывает крохи в небольших турнирах. Его номер в рейтинге 271 и лучший выход, как сказала Таши, “это пуля в рот”.

Патрик Цвейг в исполнении Джоша О’Коннора
Патрик Цвейг в исполнении Джоша О’Коннора

Сквозной линией идёт тема женской силы. Как ловко она может управлять парнями с накачанными руками и ногами. Лучше всего это проявляется в сцене в гостиничном номере, который делили Арт и Патрик, и куда они пригласили Таши в вечер их знакомства с ней.

Во-первых, она сама решила, приходить ли ей. Во-вторых, она управляла их желаниями, когда пришла. Её потешало то, что она постоянно повторяла, что не хочет разбивать их пару. Пусть и понимала, что они друзья, а не любовники. Но она приложила усилия, чтобы свести их вместе и заставить слиться в поцелуе.

-6

[По-моему, эта сцена была в доступе ещё до того, как появился сам фильм, и ввела в заблуждение о полном содержимом всей истории].

Арт и Патрик целуются, а Таши хищно смотрит на них, полулежа на кровати. Добившись своего, она ушла. Но опять же не просто так – она оставила своё пожелание. Номер телефона достанется победителю (как я уже написала выше).

Ещё одна тема, затронутая в фильме, помимо основной – любовной – это злая ирония судьбы. Таши Данкан – самая сильная из трёх теннисистов, находящихся в числе главных героев этого сюжета, получает травму, которая заставляет её уйти из большого спорта. Она не смогла восстановиться, но своего инстинкта убийцы не потеряла, заняв другую позицию (тренера). Подчёркивается эта ирония в эпизоде “Атланта”, назову его так. Арт и Таши приехали на турнир US Open в Атланте, где её муж должен был сразиться с Патриком Цвейгом. Таши сидела в лобби отеля, а на втором плане были слышны новости спорта. Анна Мюллер выиграла Уимблдон, сообщает диктор. Анна Мюллер – это соперница Таши из времён, когда та была юниоркой. Их сражение показали в сцене, когда Арт и Патрик впервые увидели Таши вживую на корте, и она разгромила Мюллер. Но сейчас, когда колено Таши так и не восстановилось, Мюллер стала сильнее и завоёвывает награды. Как, должно быть, обидно Таши слышать это. Но как сильно, зритель так и не узнает – фильм глубоко не пробирается ни в философию, ни в души своих главных героев.

Также ирония сквозит и в том, что Арт Дональдсон, будучи популярным и модным спортсменом, никак не может снова обрести задор на корте. Он называет себя заржавевшим, и Таши устраивает для него матчи на соревнованиях низкого уровня. Турниры серии "Челленджер" – вторые по значимости теннисные соревнования после турниров ассоциации теннисистов-профессионалов, здесь соревнуются профессионалы более низкого ранга, в том числе с травмированными игроками более высокого ранга.

Основное мнение о фильме

Этот фильм лишь заигрывает с чувственностью, о которой так многообещающе намекнул эпизод из номера в отеле, он, похоже, только задумывался таким. Якобы здесь будет три молодых тела, изнывающих от желания, настоящий летний аттракцион – что-то вроде “Назови меня своим именем” – но, на самом деле, это очень сухой (как неоднозначно звучит) репортаж из кабинки спортивного комментатора, который пересказывает ситуацию на теннисном корте, попутно отсылая к событиям прошлых матчей, причём изобилуя фактами о них.

Потому что тут очень много хитроумных переходов от одного периода времени к другому. И зрителю недостаточно делать элементарные повороты головы вправо-влево, следя за мячиком на корте. Наоборот, зритель рискует запутаться в сетке посреди корта из-за сюжетных махинаций и переплетения прошлого с настоящим. Сценарий Джастина Куритцкеса и монтаж Марко Косты явно не стремились облегчить жизнь простым зрителям.

Но если весь фильм вызвал довольно скудный приём в моей душе, вот финальная сцена тай-брейка мне очень понравилась. Она напряжённая, захватывающая, благодаря тому, что ей предшествовало (Арт боится, что Таши уйдёт от него, а Патрика опять заставляют ‘слить’ игру), она приковывает внимание, а особенно становится интересно понять, кто именно отбил мяч, потому что в момент, когда Арт подпрыгивает и нависает над сеткой, всё происходит очень быстро и ускользает от глаз.

Финальная сцена ещё интересна тем, что в ней Патрик подаёт сигнал Арту, имитируя его манеру подачи мяча (как указано на фото). Ближе к середине фильма, в сцене тренировки, Арт упрашивает Патрика сказать, спят ли вместе Таши и он. Если да, то сымитировать его подачу. И в этой финальной игре Патрик так и делает, словно заявляя, что у него был секс с женой друга.
Финальная сцена ещё интересна тем, что в ней Патрик подаёт сигнал Арту, имитируя его манеру подачи мяча (как указано на фото). Ближе к середине фильма, в сцене тренировки, Арт упрашивает Патрика сказать, спят ли вместе Таши и он. Если да, то сымитировать его подачу. И в этой финальной игре Патрик так и делает, словно заявляя, что у него был секс с женой друга.

После этой сцены становится не так важно, хотели ли что-то важное рассказать автор сценария и режиссёр. Они придумали сногсшибательную мелодраматическую воронку страстей. Патрик должен победить в Нью-Рошеле, чтобы сыграть на US Open после 13 лет неудач, в то время как Арт пытается доказать, что он лучше Патрика, чтобы спасти свой брак с Таши, которой наскучило отсутствие энтузиазма у её мужа.

Может, они и хотели просто развлечь зрителей этим самым, собрав симпатичные лица и меняя их местами, ставя девушку в пару то с одним, то с другим. Может, финал нарочно остался открытым, так как до конца не понятно, кто победил.

Но, согласно правилам тенниса, очко должно достаться Патрику Цвейгу, потому что игроки не могут ударить по мячу, если он ещё не на их стороне корта, или коснуться сетки. Арт Дональдсон допустил обе ошибки. С другой стороны, все трое играли жёстко весь фильм, ставя теннис выше любви (даже путая эти два понятия, принимая одно за другое), и Таши могла обрадоваться, что её мальчики снова оказались в объятиях, как в вечер их знакомства, а она снова на это смотрит. На чём круг и замкнулся.

***