Пока слышащий человек не столкнулся с миром глухих, он мало что понимает про это. Например, ему может казаться, что глухому ребенку среди слышащих людей жить лучше — больше шансов интегрироваться в обычную жизнь.
Когда мой сын потерял слух, я поняла, что у нас только два пути. Первый — мы делаем ребенку кохлеарную имплантацию. И после нее прикладываем усилия, чтобы вернуть слух и восстановить речь.
Второго пути по сути нет. Если не удастся сделать операцию, ребенка видимо придется отдать в интернат для глухих детей. И эта мысль, что я могу потерять своего сына, отдать его навсегда в мир глухих, эта мысль на тот момент меня буквально разрушала. Поэтому мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы попасть на операцию. Тем более что нам сказали, для этого есть всего 3 месяца, потом может быть поздно.
Как живет глухой ребенок среди слышащих
Когда я стала изучать тему адаптации глухих детей в социуме, натолкнулась на такое мнение:
На самом деле это очень страшно, когда в слышащей семье растёт ребёнок с ограничением по слуху. Глухим родителям (не в одном поколении) гораздо легче адаптировать своего ребёнка к жизни. У глухих детей из глухой семьи интеллект будет сохранен.А вот взять слышащих родителей. Они могут не знать ни дактиля, ни жестового языка, в то время как глухие родители пользуются и тем и тем. А в семье слышащих глухой ребенок может не развиться совсем.
Уже тогда я поняла, что это правда. А позже увидела реальность. Несколько лет назад мы продавали квартиру и на осмотр приехала риэлтор с ребенком, глухой девочкой на вид лет 12-ти. Поскольку мне эта тема близка, я стала расспрашивать, что с ребенком и почему ее водят с собой.
Оказалось, что девочка не слышит, и не разговаривает. Живет дома, с семьей, риэлтор – это бабушка, которая берет девочку на работу и возит в машине по клиентам. Подруг или какого-то круга общения у девочки нет, семья не знает языка жестов.
Оставлять ребенка одного в квартире взрослые боятся, сообщить о чем-либо ребенок не может. А поскольку общаться с девочкой семья не научилась, взрослые вообще не знают, что у нее в голове и о чем она думает (если думает).
Вот эта ситуация описывает трагедию глухого ребенка в семье, когда с одной стороны он остался в кругу любящих его людей. А с другой стороны, даже не понятно, развился ли этот ребенок хоть как-то. Ведь он не знает слов, а значит у него в голове нет образов. Какая внутренняя жизнь происходит внутри девочки, что она чувствует – тоже никто не знает, потому что речь не развита. И даже звуки такому ребенку произнести проблема.
Сложно понять слышащему человеку, что наше мышление, способность думать, мыслить, делать в жизни какие-то выборы формируется исключительно благодаря тому, что с рождения мы находимся в социуме и слышим информацию. Опытным путем уже доказано, если ребенок лишен человеческой среды, которая бы его обучала, вырастает Маугли.
Поэтому слышащие родители должны сделать все возможное, чтобы наладить общение с глухими ребенком, например, при помощи жестов, которыми ребенка тоже надо прежде обучить. А еще очень важно научить глухого ребенка читать.
Что такое глобальное чтение
Поскольку ребенок не слышит и не знает, как звучат буквы, объяснить, как из бкв составляют слова, ему не получится. Для обучения глухих применяют так называемое «глобальное чтение». Начинают с того, что абсолютно все доступные предметы дома подписывают.
Например, на шкаф вешаете табличку с надписью печатными буквами «шкаф». На окно — надпись «окно» и т.д. Рано или поздно ребенок должен зрительно запомнить, какой набор букв обозначает конкретный предмет. Развиваем мозг через зрительные образы и память.
Но будет ли ребенок стараться это все запомнить, и станет ли вообще обращать внимание на таблички — вопрос. Зависит от характера, навыков поведения конкретного малыша. От особенностей его мозга и других факторов, которые не узнаешь, пока не столкнешься.
В книге «Как мы были мамами глухих детей» я читала о том, что у мамы были таблички со словами в сумке постоянно. Едут они с сыном в автобусе, и она показывает ему эти таблички в отношении предметов, которые они видят на улице. Нужно упорство и постоянная решимость это делать изо дня в день. Но даже такое упорство может не принести результатов. Ее сын упорно таблички игнорировал. Прогресс в его обучении начался, когда он стал учиться в специальном учреждении для детей с проблемами слуха. Усилия семьи не особо помогли, хотя мама посвятила себя реабилитации ребенка максимально.
Как чувствует себя глухой ребенок с глухими родителями
Когда мы с сыном лежали в лор отделении РДКБ, в соседней палате как раз находилась глухая мама и такой же сын лет 8. Они общались языком жестов, к ним приходил такой же глухой папа и глухие друзья. Они все были очень дружные.
Было видно, что мама совершенно нормальная женщина, развитая. Например, она читала газеты. Значит, еще в детстве ее обучили буквам и чтению. А как я уже написала, для развития глухих детей это первоочередная задача. Если ребенок научился читать, интеллект будет развиваться, дети смогут познавать мир и формировать образы благодаря книгам.
Семья эта была прилично одета, значит, родители где-то работали, несмотря на свою глухоту и отсутствие речи. Мама эта зрительно поняла, какая у моего ребенка проблема. И даже пыталась со мной наладить диалог при помощи жестов, благодаря чему некоторые из них я выучила.
Тогда, в больнице, я впервые наблюдала рядом жизнь глухих людей, и было видно, что им в своем мире нормально. Они не одиноки. Мальчик тоже умел читать и видимо учился в школе, потому что какие-то учебники он рассматривал, хоть и не разговаривал.
Тяжелое осознание личной реальности
И когда я у нас в семье сын потерял слух, через какое-то время я поняла, что у нас почти нет выбора. Даже если мы, родители, выучим жесты и обучим жестам сына, все равно получится, что, оставшись в семье, он сможет общаться только с нами. Все другие люди вокруг жестов не знают, друзья — подруги жестов не знают. А значит и друзей нет.
И мне надо либо остаться дома на ближайшие 20 лет и проводить их рядом с сыном, обучая и развивая его. Либо, и это, наверное, для него лучше, отдать ребенка в интернат. Там будут такие же глухие дети, но зато у них выстроится свое общение, социализация, свой полноценный мир.
И когда выяснилось, что попасть на операцию не так просто, как мы думали, я впервые осознала, если мы не вытянем эту ситуацию, сына придется отдать в интернат для глухих детей. И всю жизнь фактически он проведет в окружении не нас, а других людей. Хотя бы потому, что с ними он сможет общаться и среди них учиться.
А на тот момент сыну всего три года. И эта новая, спустившая ко мне реальность, так начала рвать душу. У меня самой потом будет долгий период реабилитации, параллельно с сыном.
Продолжение:
Предыдущие публикации:
Почему сыну не помогли слуховые аппараты, а потребовалась кохлеарная имплантация