Найти тему
Нетопырь читает Ваху

«Греза» Фехервари: планета Мечтателей не для слабаков

Сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе «Греза» за авторством Петера Фехервари. Он издан в серии «Вархаммер хоррор» и номинально является хоррором… хотя на самом деле я не отнесла бы эту книгу к данному жанру. Но все по порядку. Погнали.

Если начать пересказывать сюжет «Грезы» простыми словами, окажется, что все относительно просто (в белом плаще?). У нас есть немногочисленный орден наследников Сангвиния — Ангелы Сияющие. Кое в чем они скорее похожи на лояльных наследников Фулгрима, но нет: потомков Всеблагого можно определить по одной очень трагичной черте, мы все знаем — какой. И Сияющие, как и другие отпрыски Кровавых Ангелов, тоже сильно страдают от Черной Ярости, потому, собственно, их и так мало.

Родной мир Сияющих — Мальпертюи, Планета Мечтателей — лежит, можно сказать, на окраине Галактики. Однако притягивает паломников как магнитом. Почему?

Во-первых, Ангелы Сияющие в этой книге еще увлекаются искусством. Как в свое время Кровавые Ангелы — нет, все-таки как Дети Императора, они создают многочисленные произведения и активно привечают людей искусства, вплоть до того, что у каждого офицера ордена есть своя «Муза» — человек-летописец (Фехервари, надо признать, изрядно протащил творческое сообщество, даже похлеще, чем Булгаков в «МиМ»). Во-вторых, Греза. Это обширная лесистая долина вокруг крепости-монастыря, в которой притаились варп-врата. Естественно, они дают многочисленные варп-феномены. Преодоление Грезы — одно из испытаний для соискателей, будущих астартес, а паломники считают такое путешествие очень возвышающим трансцендентным опытом. Кроме того, из романа мы узнаем, что в Империуме существует своего рода творческий фан-клуб Сангвиния и его потомков — Крылатое Око. События романа показаны нам через восприятие одного из фандомщиков Крылатого Ока — Тарсема Вейда и Музы одного из офицеров, поэтессы по имени Марисоль.

Проблема в том, что варп-врата в Грезе запросто могут впустить что-нибудь… ну очень скверное. Что, собственно говоря, и происходит.

Особенность этой книги в том, что простой сюжет простыми словами — это точно не про нее. Во-первых, простые слова и Петер Фехервари не очень совместимы. «Греза» — это примечательный образчик пурпурной прозы в ее идеальном варианте: образная, насыщенная метафорами, с длинными и разветвленными сложносочиненными предложениями, с богатой и выразительной лексикой. Причем надо понимать, что Фехервари писал не «Бежин луг». Его задачей ставилось не просто написать красиво, а написать мрачно и мистично. Поэтому мы получаем на выходе сложную, вязкую, перенасыщенную гримдарком прозу в духе Лавкрафта.

Впрочем, лавкрафтианские корни книги не то, что не скрыты — они вынесены на поверхность: так, одного из персонажей зовут Цанн. Правда, этот Цанн не музыкант, он технодесантник. Но ведь технику тоже можно считать видом искусства. «Наш» Цанн подходит к своей работе очень творчески; поначалу это дает прекрасные результаты, но когда под влиянием варпа в Грезе все начинает рушиться, Цанн попадает в зависимость от… не буду спойлерить, вы сами все прочитаете, факт тот, что оборотной стороной его талантливости оказываются самые темные вещи.

-2

Во-вторых, Фехервари не упрощает читателю жизнь по части понимания уклада в ордене Ангелов Сияющих. Эти чудаки придумали необычную структуру с необычными названиями — так, у них не роты, а рапсодии. Сияющие сильно отличаются от большинства кодексных орденов, да они и отказываются следовать Кодексу Астартес. До ереси не дошли, но… очень нетривиальные ребята. Хотя чего мы ожидали от ордена, фамилия основателя которого — Кастанеда? Как они еще союзников не завели! И поля пейота…

В-третьих, если большинство боевиков — это сугубый экшн с довольно поверхностной мета-идеей, то Фехервари пляшет от мета-идеи. У него все работает на ту этическую проблему, которую он поставил перед собой. Да, «Греза» — это мистический боевик с очень существенной научно-фантастической компонентой. Признаки хоррора (у этого жанра есть четко очерченные признаки) в ней не очень выражены, по-моему. Книга довольно жуткая, но больше за счет общей мрачности. И все это — и мрачность, и технические моменты, и мистика, и сцены насилия — имеет этическое и сюжетное значение.

Еще одна любопытная особенность — Фехервари любит делать сложные отсылки к классике и к историческим фактам, которые трудно считать общеизвестными. В этот раз я в числе прочего подметила отсылочки к индуизму. Например, из того, что на поверхности — у Ангелов Сияющих важное значение придается числу 9. В индуизме это — число «исполнения души», то есть высшей духовной реализации. Намеки на реинкарнацию и рассуждения о духовности в книге звучат постоянно, то есть это намеренная пасхалка. Конечно, понять смысл книги можно и без знания этого. Но автор о чем-то ж думал, когда делал такую отсылку, — значит, нам указывают направление духовных поисков Ангелов Сияющих.

Кровавые Ангелы - орден-прародитель. Сейчас закончат с этим ктулху и тоже пойдут рисовать и музицировать...
Кровавые Ангелы - орден-прародитель. Сейчас закончат с этим ктулху и тоже пойдут рисовать и музицировать...

В итоге на выходе мы получаем вместо жутковатой, но легкой и понятной книги-экшена с саспенсом (все-таки серия «Хоррор») и драками в конце мрачную философскую притчу для интеллектуалов в поисках катарсиса. То есть поймите меня правильно. Сражения там будут. Фехервари, в общем, вполне себе умеет в боевки, пишет их качественно, только он никогда не делает боевки ради боевок. В «Грезе» есть очень мясные страницы. Но это мясо — не о кровище и месилове, оно — о духовных поисках, о том, как разочарование, или искренний поиск истины, или какие-то личные страхи заводят человека в полнейший мрак, и ты сам не видишь, в какое чудовище превратился. Ваха вообще позволяет читателю пребывать в иллюзии, что все это — фантастика, а в реальности-то все о’кей, все нормально… но если по-настоящему заглянуть в себя и в окружающий мир, становится понятно, что мир далекого темного будущего — это своего рода метафоричное отражение настоящего. И в том числе человеческой натуры. И «Греза» подталкивает к осознанию темной стороны жизни особенно ярко.

Книга понравится любителям мрачняка, интеллектуальности, притчевой линии, катарсиса, научной фантастики. Может не понравиться любителям более прямолинейного и динамичного повествования.