Герой Советского Союза Борис Котов — наш земляк, а Герой России Нурмагомед Гаджимагомедов — из Дагестана. Но одна у них Родина, за которую они отдали свои жизни. Один Донбасс, связавший их судьбы. А ещё они оба писали стихи...
Борис Котов стал первым и единственным героем-поэтом, принятым в Союз писателей СССР посмертно. Уже в наше время Союз писателей России также посмертно включил в свои ряды воина-поэта Гаджимагомедова, героически погибшего в самом начале спецоперации на Украине.
Они жили в разные политические эпохи, родились и выросли в далёких друг от друга местах, в семьях с разными укладом и верой. Но в их судьбах много общего, в том числе и земля, где они сложили головы. Только Котов бился на Украине с немецкими фашистами, а Гаджимагомедов — с их последователями — бандеровцами.
Из семьи священника
Борис Котов появился на свет в глубинном чернозёмном селе Пахотный Угол 25 апреля 1909 года. Отец его после окончания духовной семинарии работал «народным» учителем. Преподавала в начальных классах и мама — дочь православного священника и очень набожная женщина.
В 1914-м, когда в семье уже было двое сыновей, Котовы перебралаись в село Пушкари, где отец после рукоположения в сан стал священником в местной церкви. В Пушкарях у них родились ещё 2 сына и 2 дочери. Детей батюшка с матушкой растили в трудах и благочестии, прививали им любовь к Богу, Отечеству и ближним. Кроме того, Александр Николаевич и Вера Ивановна приобщали своих ребят к русской культуре, словесности. Будучи высокообразованными людьми, имели большую библиотеку художественной и духовной литературы, выписывали журнал «Нива» и энциклопедические словари. Надо ли говорить, что Борис с детства пристрастился к чтению, любил декламировать Пушкина, Некрасова и сам рано начал слагать стихи.
Жизнь в стране тем временем била ключом. Среднюю школу Борис окончил уже в Усмани в 1928-м, вступил в отряд культармейцев и занялся ликвидацией неграмотности в селе Сторожевские Хутора, работал там секретарём сельсовета. А в 1931 году вдруг сорвался и уехал в донецкую Горловку. Устроился там в 9-ю шахту, женился. Перед самой войной у него уже был сын Серёжа.
Добился призыва
Но никогда Борис не порывал с родными местами и семьёй, писал тёплые письма в Усмань, беспокоился о близких. И не без оснований. Ещё в конце 1920-х семью священника Котова выселили из дома в Пушкарях. И они перебивались по чужим углам в селе. Тогда и решили, что старшие дети должны уехать и жить самостоятельно. Вот Борис в числе других комсомольцев и оказался на Донбассе.
В 1933-м его родители с двумя младшими переселились в Усмань, ютились по съёмным квартирам. А служил батюшка Александр в селе Сторожевом близ Усмани. Потом церковь там закрыли, его самого арестовали. И в 1937-м злополучная «тройка» поставила крест на его земном существовании.
Но воспитанные в любви к Богу и Отечеству дети его оставались верными сынами своей Родины, по примеру отца и матери были большими тружениками и патриотами. В годы Великой Отечественной все четверо сыновей Котовых ушли на фронт. Правда, Бориса признали негодным к строевой, и он только в апреле 1942-го добился призыва в действующую армию. Однако зачислили его в строительный батальон. «Мне стыдно перед братьями, что я до сих пор защищаю Родину не с оружием в руках», — пишет он письмо родным. Но уже в сентябре Борис участвует в боях в составе миномётного расчёта 737-го полка 206-й стрелковой дивизии. Яростно мстит за погибших братьев — Митрофана, павшего в марте 1943-го на Мурманском направлении, и Николая, убитого при обороне Ленинграда. Бесстрашно сражается за «тоскующую Украину», за жену и сына, с которыми потерял связь: они остались в оккупированной Горловке.
«Никогда не прощу себе, что не сумел вывезти их в Усмань, — писал он матери между боями. — Слово «Донбасс» действует на меня сейчас как удар ножа в сердце...»
Орден за Сирию
Нурмагомед Гаджимагомедов родился в 1996 году в маленьком дагестанском селении Кани. Мама его — тоже учительница начальных классов. А отец — полковник внутренней службы, кавалер 3 орденов Мужества, награждённый боевыми медалями и именным оружием. С детства его сын мечтал быть похожим на отца, стать военным. Но Нурмагомеда привлекала служба в ВДВ. Поэтому он поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное училище. В годы учёбы был командиром взвода, активно занимался армейским рукопашным боем.
Став офицером-десантником, командиром роты в составе 247-го гвардейского десантно-штурмового полка ВДВ России, Гаджимагомедов принимал участие в военной операции в Сирии, откуда вернулся с орденом Мужества.
Поэт, бери гранаты
Наш земляк Борис Котов тоже воевал, не зная страха и упрёка. В августе 1943-го, будучи командиром миномёта, он под Прохоровкой уничтожил точным огнём 2 пулемётные точки противника и 15 фашистских солдат, обеспечив нашим пехотинцам продвижение вперёд. За это 25 сентября ему вручили медаль «За отвагу».
А в ночь на 27 сентября он ушёл в последний свой бой. В эти дни после Курской битвы началось освобождение Украины. В составе штурмовой группы сержант Котов переправился через Днепр, первым доставив свой миномёт на правый берег, и огнём обеспечивал переправу наших войск через реку. 3 дня (!) он удерживал отвоёванные позиции и вёл огонь, пока не закончились мины.
Немцы уже ликовали, наступая колоннами при поддержке самоходной пушки. Однако, как следует из представления к награде, «сержант Котов вооружился винтовкой и гранатами и, когда наша пехота поднялась для контрудара, бросился на немцев и вступил в рукопашный бой. Уничтожая врагов гранатой, винтовкой и прикладом, наводил панику в рядах противника и, когда немцы подались назад и обратились в бегство, преследовал врагов, своей храбростью увлекая за собой остальных бойцов. Осколком мины тов. Котов был убит».
А вот последний бой Гаджимагомедова, у которого за 4 дня до начала СВО родилась дочь. 24 февраля 2022-го офицер с группой гвардейцев-десантников выполнял служебную задачу в рамках спецоперации на Донбассе. Подразделение столкнулось с превосходящими силами противника. Рота приняла бой, в результате машину Нурмагомеда подбили, а его самого — тяжело ранили, но он продолжал вести огонь до последнего патрона. Боевиков было значительно больше. И против них у Нурмагомеда оставалась одна граната. Он зажал её в руке, а когда к нему бросились враги, он подорвал себя, отправив на тот свет и нескольких солдат ВСУ. Этим он дал возможность своим товарищам прорвать окружение и спастись. А вместо сдачи в плен российского офицера-десантника украинские боевики, предвкушая позорное торжество, сняли его героическую гибель и своё ничтожество.
На этих кадрах остался вечно живой Нурмагомед, который выдернул чеку и встретил врагов со словами: «Сдохните, твари!» Грубо? Жёстко? Но это был смертный бой и правота правого.
А ведь в мирной жизни и Котов, и Гаджимагомедов были вдохновенные романтики, любили природу, воплощали её красоту в поэтических строках. Но Родина позвала её защищать, и Котов напишет на все времена:
Ну, что, поэт?
Бери гранаты,
Тяни латунное кольцо!
По фронту хлещут
автоматы,
Песок и снег летят в лицо.
Умри, но стой!
Назад ни шагу!
Ты эту землю не отдашь…
Здесь ценят стойкость
и отвагу,
Здесь штык нужней,
чем карандаш…
«Горячая песня бессмертна...»
Похоронен Борис Котов в братской могиле в деревне Пекари Черкасской области, где он и погиб. В 1944-м ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Трое из четверых братьев Котовых пали смертью храбрых на Великой Отечественной, вернулся только Александр («Я завидую нынче Шурке, что в Донбассе ведёт бои»).
Вдова Бориса Котова не только пережила оккупацию, но и, рискуя собой и сыном, сохранила рукописи мужа, замуровав их вместе с охотничьим ружьём в простенке комнаты. Прожила до 96 лет. В 1953 году в Донецке был издан сборник Бориса Котова «Стихи», в 1960-м — ещё один, «Недопетая песня». А ещё через год Союз писателей СССР навечно зачислил погибшего героя-поэта в свои ряды.
В 1999-м в Усмани в серии «Зов малой родины» по инициативе тогдашнего редактора районной газеты Николая Страхова вышел в свет поэтический сборник Котова «Горячая песня бессмертна». Бессмертен и подвиг во имя своего народа, совершённый Котовым и тысячами известных и безвестных героев.
Среди них Нурмагомед Гаджимагомедов — единственный, кто погиб в том бою «за други своя». Он не успел подержать на руках свою дочку, не успел издать книгу своих стихов, не успел вырасти в большого поэта, как его любимый Расул Гамзатов. Но успел стать Героем России — первым, кто получил это звание за подвиг на СВО.
Он задал высокий тон спасательной операции на Донбассе. И вписал в историю России и победного сражения за неё особую страницу, исполненную мужества и жертвенного служения Родине, за что Союз писателей России чтит Нурмагомеда наряду с писателями-
фронтовиками Великой Отечественной: теперь они навсегда вместе и навсегда с нами.