Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Самая красивая модель Валентина Серова

Будучи модным портретистом, Серов писал многих прекрасных женщин, но лишь одна удостоилась чести оказаться на нескольких работах мастера. Имя ее Генриетта Гиршман.

Современники описывали Серова как "злого" портретиста: на его картинах происходил своего рода сеанс магии с разоблачением (прям как у Булгакова). Магия, потому что живопись всегда была исключительно хороша. Разоблачение, потому как герои портретов представали во всем блеске, а чаще в нищете своего характера.

Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман. 1904. ГТГ
Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман. 1904. ГТГ

А вот Генриетте Гиршман повезло, хотя, казалось бы, не должно было. Художник страшно не любил светских красавиц, считал их пустыми и никчемными. Заказов на такие портреты у него было много, но работал Серов без удовольствия. Однако девушка на портрете выше сумела очаровать живописца.

В 1904 году Валентин Серов знакомится с четой Гиршманов. Владимир Осипович - фабрикант и коллекционер, Генриетта Леопольдовна - его супруга и жемчужина коллекции, она не только хороша собой, но еще умна и хорошо образованна, а главное, скромна, что эффектно отличает ее от прочих светских красавиц, коих в изобилии произвела на свет та исключительно яркая эпоха.

Первый портрет, который представлен выше, представляет нам весьма изысканную даму в несколько прихотливой позе и с очень выразительным взглядом. "Она прекрасна", - скажете вы. "Ужасный портрет" - решил художник, разорвал его и выбросил. К счастью для истории русского искусства, Владимир Гиршман по достоинству оценил работу, сохранил обрывки и отнес реставратору. Белые линии на рисунке - места склейки.

Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман. 1904-1905. ГТГ
Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман. 1904-1905. ГТГ

За тем разорванным портретом, последовала вот такая схожая вариация - но тоже не пришлась по вкусу художнику, мол, простовато вышло. Серов вообще редко бывал собой доволен.

Далее он начал разрабатывать совершенно иной образ. Генриетта Гиршман теперь не сидела в манерной позе, а стояла. Неизменной осталась цветовая гамма, состоящая только из черного и белого - именно эти цвета в одежде предпочитала Генриетта и крайне редко делала исключения. Внимательный глаз заметит, что на рисунке ниже она еще и беременна - в этот период она готовилась к рождению дочери.

Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман. 1904-1905. ГТГ
Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман. 1904-1905. ГТГ

Второй и наиболее известный портрет Гиршман - в комнате с туалетным столиком. Работа над ним началась сразу по возвращении Гиршман из путешествия в Париж и продлилась несколько месяцев. Портрет написан темперой, а не привычным для художника маслом - в этот период Серов как раз пробовал себя в новой технике.

Красавица позирует на фоне зеркала-псише - так назывались зеркала на шарнирах, которые можно было наклонять под любом углом. Владимир Гиршман был большим ценителем хорошей мебели, в его доме все предметы интерьера были дорогими и качественными. Зеркало это сделано из массива карельской березы - довольно дорогого материала по тем временам.

Валентин Серов. Эскиз к портрету Генриетты Гиршман. 1906. ГТГ
Валентин Серов. Эскиз к портрету Генриетты Гиршман. 1906. ГТГ

Серов был мастером художественных цитат, и в этом портрете замахнулся не на абы кого, а на самого Диего Веласкеса. В зеркале за спиной Генриетты можно заметить автопортрет художника - прямая отсылка к знаменитым "Менинам", где зеркала играют не последнюю роль. Гиршман в своем зеркальном отражении предстает самой что ни на есть фарфоровой куколкой. А себе художник даже усы добавил, чтоб больше походить на кумира)

В итоговом варианте подробно разработаны детали: флакончики на столешнице, рельеф работы Федора Толстого на стене, детали броского наряда Генриетты, ярко-красная игольница. Обращает на себя внимание изящный жест руки, придерживающей накидку из горностая (о руках можно еще вот тут почитать). Мы смотрим на модель снизу вверх, отдавая дань ее красоте - а она кокетлива и строга одновременно.

Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман. 1907. ГТГ
Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман. 1907. ГТГ

Но и этим портретом дело не кончилось. В 1911 году Генриетта Гиршман переживала горе - смерть дочери. Художник как мог старался отвлечь ее, сама Генриетта вспоминала позже:

В один из таких дней он мне неожиданно сказал: «А у меня есть предложение, хотите мне опять попозировать? По правде говоря, ведь и Сомов не так уж Вас похоже написал. А у меня явилась идея. Теперь уж к самому Рафаэлю подберемся. Будет хорошо... Я была глубоко тронута его пониманием и сочувствием, и конечно, согласилась. Вот как начал Валентин Александрович писать мой последний портрет: сам выбрал платье, настоял на синем тюрбане и набросал углем овал. Я была бесконечно благодарна Валентину Александровичу за такое настоящее, верное, чувство дружбы, которое помогало пережить тяжелое время.

Так родился один из самых красивых портретов кисти Валентина Серова. Вот этот:

Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман. 1911. ГТГ
Валентин Серов. Портрет Генриетты Гиршман. 1911. ГТГ

Гиршман здесь, действительно, именно что по-рафаэлевски прекрасна, да и сама овальная форма портрета отсылает нас к работам старых мастеров. Ритм круглящихся линий завораживает, как и взгляд печальных глаз. В это время Серов все чаще отказывается от живописи в пользу графики, и этот портрет - тому наглядное подтверждение.

В том же 1911 году, когда был создан этот портрет, Серов неожиданно и скоропостижно скончался. Кто знает, может, проживи он дольше, нам бы довелось увидеть и другие портреты Генриетты...

К. Сомов. Портрет Генриетты Гиршман. 1911. Приморская государственная картинная галерея
К. Сомов. Портрет Генриетты Гиршман. 1911. Приморская государственная картинная галерея

Генриетту Леопольдовну писал не только Серов. Вот, к примеру, ее портрет кисти Константина Сомова. Не знаю, как вам, а мне серовские версии этой красавицы нравятся больше.