У российского ВПК и западных производителей имеются существенные различия в подходах, но главное отличие заключается в реальных возможностях создаваемой продукции. Американцы часто склонны преувеличивать характеристики своих изделий, которые в действительности же, могут быть не всегда достигнуты. В отличие от этого, у нас всегда присутствуют нюансы, которые скажем так, открываются с неожиданной стороны. Сегодня мы рассмотрим один особенный случай, связанный с ракетой Х-35УЭ, которая перешла от роли классической противокорабельной ракеты (ПКР) к становлению уже в эффективное средство охоты на радиолокационные станции (РЛС).
Всё началось с публикации обычного видео несколько месяцев назад, где Минобороны запечатлело атаку на радиолокационную станцию. Противник не ожидал удара ракетой Х-35У, что вызвало несколько вопросов. Во-первых, почему противокорабельная ракета была задействована в таком необычном задании? Во-вторых, возможно, закончились специализированные боеприпасы для таких случаев? И, наконец, как ракета справилась со своей задачей? Ответы на все эти вопросы довольно просты - за последние годы противокорабельные ракеты прошли серьезную модернизацию, что уже было сообщено ранее. Теперь Х-35У можно считать универсальной тактической ракетой, способной поражать широкий спектр целей - от кораблей и зданий до радиолокационных станций и подобных объектов. Основным фактором здесь является головка самонаведения, оснащённая современным универсальным комплексом ГСН "Грань-К", который работает как в активном, так и в пассивном режиме. Это свойство позволяет использовать такую, казалось бы, несовместимую с ролью охоты на радиолокационные станции, ракету достаточно успешно. Иначе, как объяснить постоянный рост её применения? Хотя, это далеко не все преимущества усовершенствованной отечественной противокорабельной ракеты.
Дальше, больше. Второе и не менее значимое свойство - дальность полёта, которая в сравнении с базовым изделием удвоилась и теперь составляет 260 километров, а по другим данным 280-300. Несмотря на то, что скорость звука ниже, о чем мы поговорим позже, указанное расстояние может быть преодолено за 20-25 минут, указывая на проблемы или невозможность избежать удара, особенно при наличии стационарных радиолокационных станций. Если это мобильная система, то есть шанс, что она сможет уйти, только если заметит ракету и ее носитель вовремя, что также может вызвать определенные трудности. Проблема заключается в том, что Х-35У очень трудно обнаружить, и на это есть несколько причин. Во-первых, размеры изделия - оно не слишком большое, и его трудно обнаружить с большого расстояния, а если нет специализированной радиолокационной станции, то шансов еще меньше.
Во-вторых, противокорабельная ракета способна лететь очень низко - полёт осуществляется на высоте 10 метров, и немного выше, чтобы не задеть деревья и преграды на земле. В идеальном случае её заметят только по приближению - на расстоянии 10-20 километров или даже меньше, что означает, что времени на реакцию будет около минуты. Разумеется, только высокоавтоматизированные ПВО системы, такие как "Тор" или "Панцирь", смогут справиться с ситуацией в таких условиях, в то время как устаревшие С-300 и "Буки" вероятно не смогут. Таким образом, в данном случае, дозвуковая скорость полета является существенным преимуществом.
Однако это далеко не всё. На данный момент не ясно, какая именно версия ПКР используется - по некоторым сведениям была упомянута Х-35УЭ, но в работе могут использоваться и другие варианты для проведения боевых испытаний, так сказать. Например, несколько лет назад стало известно о новой модернизации изделия, основное отличие которой является увеличение дальности полета - по заявлениям разработчиков она превышает 500 километров, но только для сухопутной версии, предназначенной для берегового комплекса "Бал". С другой стороны, акцент на береговых ракетных комплексах могли сделать специально, чтобы связать их с дезинтеграцией ДРСМД и созданием ответных мер, а сама ракета на практике используется универсально. Это неплохой и логичный вариант, позволяющий авиации получить недорогую, но достаточно дальнобойную и функциональную крылатую ракету - она напоминает "Калибр" воздушной базировки, но немного скромнее. И здесь сразу приходит на ум скорое возвращение модернизированного "Адмирала Кузнецова", ведь его авианосной группе не помешает такое новшество - как ни крути, но крейсеру суждено играть важную роль в сдерживании возможного противника. Кроме того, к тем кораблям, на которых могут базироваться российские разведывательно-ударные вертолёты нового поколения К-52М, можно отнести также и корабли, адаптированные для использования ракет Х-35У, что позволит им работать на расстоянии уже до 1000 километров. Сюда можно отнести ледоколы проекта "23550", большие десантные корабли проекта "11711" второй серии, универсальные десантные корабли типа "Иван Рогов" и многие другие. Потенциал в принципе огромен.
В СУХОМ ОСТАТКЕ:
Что в итоге, можно сказать о ракетах Х-35УЭ: так это то, что за последние несколько месяцев стало очевидно, что наши ракеты имеют значительный потенциал, превышающий первоначальные ожидания. Перечень проблем, которые ранее ставились, уже неактуален, за исключением вопроса о скорости полёта ракеты. Достигнутая скорость является ещё одним преимуществом, позволяющим нашим ракетам лететь низко и незаметно.