Хорошие новости приходят из Ирана. Напомню, что ещё в начале этого года, после прибытия самолета Ан-124 "Руслан" в международный аэропорт Мерхабад, иранский новостной портал "AtlasKhabar" объявил это событие "Днем Рассвета". Согласно сообщениям репортёров, имеется серьезная вероятность, что вместе с данным самолётом в Тегеран привезли первые многоцелевые истребители Су-35 из обещанной партии из 67 машин, как это ранее было заявлено Министерством Обороны Ирана. Дело вот в чём:
Для российской аудитории такие события могут показаться обычными, поскольку поступление новых военных технологий в состав Воздушно-Космических Сил (ВКС) России является рутинной процедурой. Однако в Иране появление новых истребителей стало символическим, так как в последние 30 лет они в принципе не получали новой военной техники из-за постоянного эмбарго со стороны стран Запада. Последние обновления авиационного парка произошли в ходе операции "Буря в пустыне" в 1991 году, когда иракские лётчики доставили 130 своих боевых самолётов в Иран, чтобы спасти их от американских бомбардировок.
Лётно-технические характеристики многоцелевого российского истребителя поколения 4++ Су-35:
- Длина и высота самолёта – 21,9 х 5, 9 метров.
- Его размах крыла – 14,7 метров.
- Максимальная скорость полёта – 2500 км/ч.
- Максимальная дальность полёта – 3600 километров.
- Его боевая нагрузка – 8 тонн.
- Двигатель – турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги.
- Его практический потолок – 18 тысяч метров.
- Общий ресурс истребителя – 6 тысяч часов.
- Экипаж Су-35 – один человек.
Современный состав иранской авиации включает в себя только старые истребители МиГ-29 и американские F-14 "Томкэт" и F-4 "Фантом" 60-70-х годов прошлого столетия. Несмотря на значительные технологические достижения Ирана в ракетной и беспилотной сферах за последнее десятилетие, разработка собственного истребителя оказалась сложной задачей. Предыдущая попытка создания истребителя "Ковсар", который был просто копией американского F-5 "Тайгер-2", закончилась неудачей. После презентации "Ковсара" в августе 2018 года, он исчез с аэродромов. Иранским инженерам удалось создать всего лишь 12 копий F-5 с помощью метода обратного инжиниринга, но эти самолёты практически сегодня ими не используются.
Попытки приобрести подобные копии этих машин за границей оказались безуспешными из-за наложенных первичных и вторичных санкций, даже в дружелюбно настроенном к Ирану Китае. Однако, всё изменилось, когда Россия сама столкнулась с ограничениями и недобросовестной конкуренцией со стороны Запада. Весной 2022 года иранцы начали претендовать на заказ, который застрял у Египта после неформального соглашения о взаимопомощи. В апреле всё того же 2022 года команда иранских истребителей приехала в Комсомольск-на-Амуре, чтобы ознакомиться с характеристиками этой машины. Самолёт действительно произвёл на них положительное впечатление. Тем не менее, только в ноябре прошлого года руководство иранской авиации сообщило о полной готовности заключить контракт с Россией на поставку Су-35 и вертолётов Ми-28МНЭ для Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР). Командующий иранской авиации Хасан Шах-Сафи заявил, что он понимает сложившуюся ситуацию и не будет настаивать на мгновенном исполнении контракта. В Тегеране очень надеются на Су-35 и, вопреки обычному порядку вещей, готовы терпеливо ждать.
Су-35С обладает уникальной особенностью - двигатель с изменяемым вектором тяги, позволяющий самолету поворачивать на 360 градусов без потери скорости. Ни один истребитель четвертого и пятого поколений, доступный в настоящее время, не может сравниться с ним в выполнении этого маневра, который по неофициальным терминам называется "блинчиком". Более того, данная модель истребителя отличается наличием единой информационно-управляющей системы. Эта система отвечает за работу всего бортового оборудования и даже частично выполняет задачи пилота. Например, самолет способен автономно пролетать на низкой высоте, маневрируя вокруг местности. Кроме того, система может предоставить рекомендации о наиболее эффективной скорости атаки цели.
ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ:
Ещё в середине января 2024 года появилась информация о начале прибытия первых самолетов Су-35 из партии, которую Египет отклонил из-за давления со стороны США. Судя по отчетам, эти самолеты уже находятся на Жуковском аэродроме и были окрашены в соответствии с требованиями заказчика. Всего Тегеран намеревается приобрести более 120 боевых самолетов. В 2019 году иранские ВВС выразили свой интерес к самолетам Су-57. Согласно доступной информации, Иран хотел бы получить две эскадрильи новых истребителей, оснащенных ракетами Р-37М. Однако эти планы относятся к будущему. В настоящее время Иран уже обладает самым современным истребителем 4++ поколения, о чьих способностях можно прочитать в боях. На сегодняшний день он считается самым эффективным воздушным истребителем XXI века, и 6 февраля 2024 года он одержал ещё одну победу.
Таким образом, Иран сделал отличный выбор, так как вместе с этими истребителями они получат широкий спектр современного авиационного вооружения.