Найти тему

Почему репетитор работает , а результат нулевой. Часть 3

Продолжаем рассматривать причины, мешающие эффективной работе репетитора.

Начало и продолжение в статьях:

1 часть https://dzen.ru/a/Zkb7N1jlr0WMACT7

2 часть https://dzen.ru/a/ZkhpagUjGzxkm_rp

Часть 3. Очень серьезные проблемы

1. Ментальные расстройства, подтвержденные

Аутисты, СДВГшники* различных степеней расстройства поведения, - тут хоть сто репетиторов найми, толку может быть чуть.

По более сильным РПС* я не полезу, понятно, что там лишь чудеса и абсолютно узкие специалисты, а вот про вышеназванные немного расскажу.

Известно, что аутизм - это разнообразная группа патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга. Аутизм присутствует примерно у 1 ребенка из 100, причем при такой его разновидности, как синдром Аспергера, полностью сохранен и интеллект и способности, в том числе математические. Ребенок может быть лишь излишне нелюдимым и некоммуникабельным.

Мне же довелось заниматься с аутистом более высокой степени. Задача была поставлена такая: обеспечить по возможности наличие домашней работы и пытаться поднять навыки прохождения зачетных работ. Оценки выше тройки не требовались. Мальчик, 5 класс, был неплохо интеллектуально прокачен при таком-то заболевании: он много читал, вполне здраво рассуждал о мировых событиях, хорошо знал таблицу умножения и вообще правила в соответствии с возрастом. Учился он в сильной московской гимназии (тройка/четверка), ходил в две спортивных секции. Как я поняла, начав с ним заниматься, эта сильная прокачка обошлась его родителям в чудовищную потерю нервов. Научить его чему-то новому было очень трудно, особенно в плане счетных наук. Расход моих душевных сил был колоссальным. Сложные операции с дробями, десятичкой порой вызывали у Андрея* какие-то видения, возникали повторяющиеся стереотипические движения, нытье, даже плач, сперва сильно меня пугавшие. Или он вдруг на ровном месте начинал искать какую-то вещь, иногда даже несуществующую, залезал под стол, пытался отодвинуть диван и все в таком духе. Если вещь находилась, мы могли даже вернуться к занятиям, и он вполне благосклонно принимал разъяснения. А если нет - тревожность сохранялась и могла усиливаться, он буквально дрожал, заниматься было бесполезно. Или, начав как паинька решать, допустим, блок примеров, он постепенно свирепел от своих же ошибок (да, приходилось ему указывать это), один раз схватил стул и бросил за спину с ужасным грохотом, или кричал, стучал по столу, что-то такое… Приходилось прерываться, отвлекать его внимание от раздражающей метки. На «переменках» он обсуждал со мной виды из окна, показывал новые приобретения в коллекции фанко поп, или свои рисунки, или поделки. За два года могу честно сказать, что удалось улучшить его навыки лишь на пару пунктов (получше писать, половчее решать задачи), и это было в самом начале наших занятий. А чем дольше мы занимались, тем хуже он меня слушал и слушался. Поэтому я полагаю, что периодическая смена репетиторов здесь была бы результативнее. Расстались мы по территориальной причине - семья переехала.

И это хорошо! Считаю, что если, например, раз в полгода менять репетиторов, с такими учениками можно продвинуться. Единственное условие - вовлеченность родителей, их контроль и искренний интерес.

Почему я решилась с ним заниматься? Наверное, верила в свои силы: у меня большой положительный опыт по работе с СДВГ.

Но тут выяснилось, что СДВГ (конечно, зависит от степени) меньше мешает обучению, нежели аутизм.

Кстати говоря, при СДВГ помогают многое препараты, улучшения очень заметны. Но! Фирменная фишка СДВГ - беспросветный завал любых письменных работ. Диктант, контрольная - не успевают. Повышенная тревожность может вызывать даже абсансные состояния прямо на уроке. При этом, что странно, далеко не все педагоги воспринимают СДВГ как заболевание. Увы! Действительно, бытует такое мнение, и я встречала его даже у солидных преподавателей, что справка о СДВГ - это такая модная родительская уловка, особенно если родители не пожелали проходить ПМПК. О названной комиссии мы с вами однажды обязательно поговорим, а вот своих братьев/сестер- репетиторов я настоятельно призываю хоть почитать о СДВГ. Или не брать таких учеников, потому что навредить в этом случае можно легко.

Пример не из моего опыта. Мальчик 7 класс. СДВГ подтвержденный со 2 класса, средняя фаза. Вежливый, послушный, стеснительный. Моя коллега, рассказавшая мне это, занималась с ним английским языком. Выматывала ее, как ей казалось, жуткая лень ученика: не был способен выучить ничего самостоятельно, все, разжеванное и изученное на уроке, на следующем помнил очень смутно. — Ничего не помнит, спит на занятиях, я объясняю в пустоту, - жаловалась она родителям. Если он еще раз не выполнит дз, я его брошу, я так не могу! —Но он до ночи делает уроки, он просто физически не успевает, это особенности его заболевания! - пытались объяснить родители.

Но моя коллега ушла, и прям свободнее себя почувствовала, так душевно тяжело тащить СДВГшников…

А у мальчика английский сразу просел. И, насколько знаю, более не восстановился в той мере, какая требовалась в английской школе. СДВГшники долго привыкают к людям, учителям, а затем с огромным трудом отвыкают - для них это стресс, травма.

Что можно было бы сделать в таких условиях?

Только один совет - не бросать! Терпение, спокойствие, некоторые «детские» подходы, мнемонические методики позволяют иметь очень неплохие результаты.

Пример. Мальчик. Занималась с ним с 6 по 9 класс конкретно математикой с упором на подготовку к ОГЭ. При текущих удовлетворительных показателях ОГЭ сдал блестяще. Конечно, пришлось попрыгать вокруг него! Но сам метод долгого натаскивания и спокойного непрерывного повторения/разбора ошибок прекрасно подошел.

Хочется еще заметить, что правильнее будет выявлять и диагностировать СДВГ, чем списывать симптоматику на скверный характер. Медикаментозная терапия является сильным подспорьем в борьбе с этой болезнью, облегчает жизнь не только ребенку, но и окружающим его людям.

2. Неподтвержденные РПС

-2

В основном это тот же СДВГ. Остальные расстройства слишком «расстройства», чтобы быть похожими на вариант нормы.

Вокруг СДВГ же взращено столько мифов, что многие родители не спешат «клеймить» ребенка. Это большая ошибка, т.к. мешает точно определить методику воздействий, тенденцию занятий с учеником, лишает возможности использовать помощь лекарств. Лично я впервые столкнулась с проявлением СДВГ в школе, находясь на замене у второклассников. Некоторых ребяток я знала, особенно отличниц - двух таких всегда разумных, степенных девочек. Из мальчиков в классе преобладали ботаны с галстуками-бабочкой и очечками, хулиганов с вытянутыми коленками и чернильными ладонями не просматривалось. В какой-то момент то, что я рассказывала, одному, назовем его Васей, показалось нудным, он встал с места и двинулся вдоль парт. Далее с ужасающей быстротой произошли события, о которых я вспоминаю до сих пор с педагогическим содроганием.

Этот Вася взял пустой пластиковый стаканчик с водяного кулера, поставил его на пол донышком вверх и с коротким воинственным кличем прыгнул на него. Хруст стаканчика еще раздавался, а Вася уже ставил два новых, и буквально за несколько мгновений та часть класса, которая была ближе к Васе и кулеру, превратилась в хрустяще-вопящую детскую массу, и мои отличницы тоже! Только минут через десять мне удалось их утихомирить, уведя Васю на время в другой класс «на Камчатку». В конце урока я зашла за ним, и меня настолько удивили монотонные неосознанные движения, которые он производил, что я передумала его наказывать. Я поняла, что это не разболтанность, не невоспитанность, не капризность. Это болезнь.

Я вижу ее в некоторых учениках, вижу как им непросто учиться из-за этого, вижу, что родители чаще не хотят диагностировать это заболевание, нежели не знают о нем. Борьба с дефицитом внимания - горькое, тяжелое бремя, совсем не всегда положительно заканчивающееся. Подтверждение этой болезни, я уверена, необходимо для получения помощи специалистов, использования нужных методик и приемов.

Педагогам же в школах надо было бы ввести ознакомительный курс по СДВГ, без которого не допускать к переаттестации. Прислушайтесь же ко мне!

3. Еще одна серьезная проблема, мешающая репетитору получать эффект от занятий, огромна и мы ее будем рассматривать в следующих статьях, а здесь только назовем. Это - плохой репетитор.

Основные государственные экзамены (ГИА) 2024 года сегодня начались! Всем успехов, за всех держим кулачки!

*СДВГ - Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка. Чаще всего заболевание проявляется в возрасте семи лет или с началом регулярного обучения (в школе или подготовительной группе). СДВГ характеризуется невнимательностью и высокой отвлекаемостью ребенка практически на любых занятиях, избыточной двигательной активностью, импульсивным поведением, проблемами в социальном общении.

*РПС – расстройство поведенческого спектра

*Андрей – имя изменено