Найти тему
Осторожно, репетитор!

Почему репетитор работает , а результат нулевой. Часть 2

Продолжаем рассматривать причины, мешающие эффективной работе репетитора.

Начало в статье:

https://dzen.ru/a/Zkb7N1jlr0WMACT7

Часть 2. Проблемы средней сложности

1. Очень давнее белое пятно.

Пример не пример, однако очень часто попадаются ребятки с запущенными проблемами по знакам, дробям, функциям, решению задач с переменной, геометрической доказательностью. (Как понимаете, мы про математику). Причем это не значит, что они совсем не знают материал, нет. Что-то знают, что-то понимают наоборот, что-то гениально (и неправильно) домысливают. К огромному сожалению, эти запущенности обычно сразу не видны, потому что находятся под новыми, уже усвоенными темами. Проходит месяц, иногда даже два, пока мы добираемся до этих лакун знаний. Может и полгода пройти, пока дело не сдвинется с мертвой точки. Как бы оно там ни было, надо понимать, что любое правило в математике нуждается в отработке, тренаже по применению. Недостаточность тренажа прямо ведет к заминкам в использовании правил/теорем, даже если чисто теоретически вы их прекрасно знаете.

Как видите, на этом этапе нам надо в уже имеющуюся цепочку понятий встроить новый кусок и подрихтовать так, чтобы все смотрелось и взаимодействовало как изначально целое. Уверяю вас, здесь ребенок будет сопротивляться, порой бессознательно, потому что рушить/менять математическую картину в голове очень непросто. Если еще и с домашкой проблемы (упорно не делает, некогда или не хочет), возиться с исправлениями мы будем очень долго. Многое зависит и от репетитора - от его вовлеченности в процесс, неравнодушия, умения искать разные методики воздействия. Вынуждена признать, что эти качества в репетиторе (да и в учителе) в последние годы ухудшаются.

Что могло бы помочь? Однозначно, вмешательство родителя! Контроль за дз, помощь с зубрежкой, особенно если проблема, например, с таблицей умножения. Часто видим картину маслом, как великовозрастный восьмиклассник, косая сажень в плечах, на вопрос «сколько будет шесть умножить на семь» мучительно таращит глаза. Да, с возрастом все сложней выучить таблицу! В том и смысл учить ее в началке, чтобы потом за 5-6 лет обкатывать до автоматизма.

Но перейдем плавно к другой серьезной причине -

2. Нежелание ребенка учиться (желает родитель)

Пример. Приглашают к мальчику, 5 класс. Бойкий, спортсмен, очень общительный, почерк прекрасный. Все занятия почему-то не превышают выполнение дз. Много отвлеченной болтовни и мгновенный ответ на любое разъяснение «я все понял!». Мама страстно мечтает повысить успеваемость. Успеваемость упорно не повышается. К слову, телефон у парня в свободном пользовании. В школе - активно прибегает к ГДЗ*. Меня с моими попытками наполнить его математический багаж вежливо терпит. В результате мы мирно расстаемся, так как я не могу помочь там, где не требуется помощь.

Еще пример. Девочка, 6 класс. Очень симпатичная! Приходит ко мне на протяжении одного сезона (осень) в пяти-шести разных куртках. У меня, например, нет столько демисезонной одежды. Сидит напротив меня и умудряется списывать ответ с телефона, который привычно держит полуспрятанным. Задавать ей домашнее задание бессмысленно! - тупо списывает с ГДЗ или просит решить поклонников (их у нее много). Вообще ученическая «выживаемость» поставлена на очень высоком уровне: в ход идут прекрасные глаза, неимоверной длины ресницы (свои!), которыми получается просто отпадно хлопать на непонятные вопросы, множество ходовых заготовок типа «у меня вчера болел глаз, поэтому не получилось разобрать пример» или «у меня собака потерялась, я до ночи бегала ее искала». Что это именно заготовки, а не реальные неприятные происшествия, очевидно: каждый урок что-то да случается. Часто болеет, пропускает: «мама, сегодня мальчишки так орали, что у меня голова опухла просто, я полежу» и т.д., и т.п. Армия поклонников приучена в любое время суток решать за нее любые математические (и, как я понимаю, не только математические) задания, лишь бы телефон работал. На контрольных виртуозное списывание. Ну да, если не везет, то двойка, но это редкость.

Скажите, вот зачем я ей нужна? Она прекрасно устроена и предел мечтаний - свой салон красоты. И он у нее будет без проблем! И в принципе мама может ею гордиться: дочь напориста, популярна, умеет пользоваться тем, что имеет, и знает, чего хочет. То, что мама желает гордиться ее уровнем знаний, - ошибка. Впрочем, у мамы уровень тоже, прямо скажем, не зашкаливает.

3. Родной язык - не русский

Эта причина - одна из самых болезненных для любого учителя и репетитора г. Москвы. Поступая в первый класс на базе программы «Школы России», такой ребенок часто с трудом понимает язык и сам почти не говорит. Конечно, общение со сверстниками неизбежно создаст языковую среду, в которой русский разговорный разовьется, здесь переживать не приходится. Но учебные дисциплины - это слезы, и слезы, причем и ученика, и учителя.

Мы (лично мы) проживаем в Москве, огромном мегаполисе, куда ежегодный наплыв на ПМЖ людей с различными национальностями не поддается исчислению. Дети приезжих, понятное дело, поступают в школы. В семьях этих детей традиционно говорят на своем языке, помочь с учебой ребенку не могут не только потому, что сами не знают, но и из-за естественной нехватки времени: взрослые постоянно на работе, много братьев/сестер, в том числе маленьких, на всех просто не хватает внимания.

Я пишу это не с позиции «зажравшегося москвича», который от своего презрения к «понаехавшим» уже не знает, куда деваться. Я пишу, чтобы честно осветить эту проблему и попытаться нащупать ее решение, ведь она существует и очень велика.

Мне доводилось заниматься с второклассниками из нерусских (неславянских) семей. Приведу небольшой пример. Девочка, тюркская семья, второй класс, очень хорошая знаменитая московская школа. Огромное желание быть идеальной ученицей, аккуратистка, вся такая в белых фартучках-бантиках. Буквы выучила. Списывание текста на ура. Понимание текста - ноль целых одна десятая. Слушать выразительное чтение – мучение, потому что ребенок в целях своей выживаемости научился интонационно окрашивать русские предложения без постижения самого их смысла. И столько слез, нервов, огорчений у этого маленького существа! Правда, надо бы добавить, что в третьем классе она уже смирилась с положением «неотличницы» и энтузиазм к обучению потеряла.

И вот, мое мнение такое, что этим детям нужен изначально переводчик, затем преподаватель русского как иностранного, а лишь затем - предметник. Об’яснение простейшего математического действия (например, вычитания) на языке, которым ребенок пока еще владеет слабо, превращается в тяжелую задачу, к решению которой учитель в школе априори не готов. И репетитор-предметник не сильно готов, поверьте. Но будет ходить, заниматься без особого эффекта до тех пор, пока не разовьется речь ребенка, или пока родителям не надоест оплачивать «в воздух».

Решение в этой ситуации должно быть системным, а, следовательно, исходить от государства. Необходимы дополнительные языковые курсы! Возможно, отдельные школы (или классы) с учителями, которые могут учить именно русскому как иностранному. Тюркские, иранские языки еще ладно, но ведь и они имеют свои особенности, но наши кавказские языки!! Существует такая древняя легенда о том, как Бог в начале Мира раздавал языки народам. А над Кавказским хребтом мешок с языками у Бога порвался, зацепившись за одну из гор, и на Кавказ через прореху высыпались все оставшиеся языки, каковые и посейчас не могут быть толком сосчитаны учеными. А в некоторых кавказских языках всего 2 гласные и 70 согласных, а в некоторых иранских нет предлогов и так далее…

А русский, на минуточку, очень сложный язык, один из самых сложных языков в мире. Наши окончания, наши виды глаголов, наши шипящие, наша падежная система, наконец!

Так вот ждать, что ребенок сам справится с освоением русского языка, наивно. В результате мы получаем старшеклассников, некоторые из которых, например, до сих пор ставят существительные не в те падежи, а прилагательные путают по родам, как они ОГЭ сдают, я просто в шоке! И не только ОГЭ по русскому языку. Как они читают задания по другим предметам?!

И все же вышеперечисленные проблемы - не самые серьезные. Самые серьезные в следующей статье, не пропустите. И всем успехов!

* ГДЗ – готовое домашнее задание, вот как расшифровывается этот самый вредный бич современного школьника.