Не раз и не два я попадала в ситуацию, когда после долгих кропотливых занятий отметки ученика так и не дотягивали до ожидаемых. По ОГЭ, правда, бог миловал - сдавали все. Но и там отметки могли отличаться в худшую сторону. Что связано с этим? Почему не происходит пресловутого перехода количества в качество, и стоит ли винить в этом репетитора - тема этой статьи. Вернее, ряда статей.
Хочу рассмотреть все типичные случаи подобного ступора.
Часть 1. Очень простые и легко устраняемые причины, которые НЕ связаны с самой способностью ученика к учебе.
1. Балованный и наглый ребенок.
Наглость, разумеется, мало влияет на успеваемость, если только косвенно - в разрезе проблем при текучке репетиторов.
В самом деле, кто будет терпеть фамильярное и подленькое поведение, а ведь и работать еще нужно.
Было и такое: пригласили к девочке, 5 класс, мама с новорожденным вторым ребенком, абсолютно не может вникать в обучение. Первое, что сильно напрягло, - девочка начала рассказывать о предыдущем репетиторе. Причем в такой копирующей манере - ну вы знаете, как дети копируют взрослых:
- Пришел и сразу говорит «решай давай». Откуда я знаю, как решать? Ведь для этого мы его и пригласили, правильно? Мы ему для этого заплатили!
Правда, это «мы» просто убойное? Ну-с, а почему не знает, как решать? Болела, пропустила? Ни за что не поверите! Просто ребенку очень удобно не делать домашку самостоятельно, а списывать у репетитора. Н-да… вот сразу видно, что толку не будет. Хотя, если только за деньгами, - можно так и ходить к ним до бесконечности. Какой вывод, что тут сделаешь? Увы! Маме нужно вспомнить, что у нее есть старшая дочь, вникнуть в ее проблемы, найти мотивационные плюшки… Большая ошибка родителей приглашать репетитора не учить ребенка, а уговаривать его учиться. Обычно запрос звучит так: заинтересовать и увлечь. Это еще можно сделать с 5-7 летним ребенком, но детей чуть старше «заинтересовать и увлечь» учебой у чужого человека вряд ли получится. Тут надо быть психологом, а не репетитором! Или же быть знакомым с этим ребенком достаточно, чтобы знать его окружение, планы, мечты, характер. А тупо бить в бубен и рассказывать смешные истории, например, про математику, - самой математикой это никак не может заинтересовать.
Вообще же игровой переход от сада к школе завершается еще в первом классе, и далее учеба становится уже обязанностью и своеобразной работой школьника. Хорошо, если она приносит радость, но если нет, выполнять ее все равно необходимо. Эту ответственность должны воспитать родители, согласны? А репетитор помогает лишь правила вспомнить/применить.
2. Ребенок (обычно начальная школа, не старше 7 класса) занят своими делами (не школьными).
Пример. Девочка, 6 класс. Не тупая, со своими идеями, взглядами; семья состоятельная, комната (очень интересная по дизайну) отдельная, при этом ничего похожего на гонор, кастовость и тд. Домашнее здание делает на фоне бесконечного переливания и пересыпания косметики (всяких бронзеров, лаков и т.д.), объяснения почти не слушает, почерк жуткий.
Начинаю выяснять. Зачем все время возится с косметикой? Притом еще и жалко - довольно дорогие косметические средства. Отвечает, что мама решила переходить на натуральную косметику, которую при тестировании не проверяют на животных (гневный и долгий рассказ о бедных животных), а это отдала ей и она таким образом уничтожает зло… Н-да… А что с учебой? Выясняется, что не до математики, ни до чего: историк (мужчина) такой-сякой, конфликт. А она планирует со своими подругами наесться (!!) грифеля из карандашей - зачем, я уже запамятовала, но это была какая-то устрашительная операция. Надеюсь, как я помогаю чужим детям, так кто-то поможет и моим! Что ж, провела ликбез против грифеля. Убедилась, что девочка переключилась на другие безопасные акции, и под удобным предлогом рассталась. Девочка не пропадет! А у меня нет миссии ее воспитывать, танцевать с бубнами для интереса к математике и проч. Она умненькая, сама прекрасно будет учиться, когда захочет, поставит себе такую цель и найдет для этого свободное время.
3. Ребенок в жесткой конфронтации с учителем.
Пример: подросток, 9 класс. Несколько лет конфронтации с учителем русского языка и литературы. Академическая задолженность несколько лет! Переходы в два последних класса - условно. Меня пригласили для подготовки к ОГЭ. К ОГЭ я его подготовила. Но кто ж его допустит к экзаменам… Попробовали закрыть а/з, благо мальчик уже вполне мог, так сказать, соответствовать удовлетворительному баллу. Та нет. Учитель уперся рогом - и не объедешь, особенно со слабой и наивной мамой, которая биться за сына не умеет (не хочет?) И, наверное, бесполезно задавать вопросы, почему никто (ни мама, ни школа) не нашли нужным разобраться в противостоянии, снизить его градус, перевести ребенка к другому учителю, в другую школу, наконец…А в мою миссию опять же не входят ни разборки со школьными учителями, ни просвещение и поддержка родителей по школьному конфликту. И что я так за все беспокоюсь!!! Как итог этой истории: уговорила (подучила) самого мальчика, как настоять на срочном закрытии академической задолженности, обратившись напрямую в директорат, - ну он ее и закрыл, успел до экзаменов. И на экзамене получил самую блестящую на моем веку четверку, это было такое счастье! И все же…
Таких случаев очень много, и заканчиваются они далеко не так удачно. Мстительному учителю несложно портить и вконец испортить «послужной» табель ученика. При подобном учительском буллинге, обратите внимание, желание учиться, вера в свои силы, комфортное нахождение в классе - все может войти в раздрай. Выйти-то очень сложно будет! Вот здесь уже срочно должны вмешиваться родители, утрясать конфликт или менять школу. И да, последнее - самое эффективное.
Итак, смысл действий репетитора - в первую очередь понять причины плохой успеваемости. Если эти причины абсолютно не зависят от него и его профессиональных умений - уведомить родителей и постоять в сторонке на время их устранения, ни в коем случае не смешивая свои прямые обязанности с благородными порывами помочь, развести-таки чужую беду руками.
Отсюда совет родителям: на репетиторов в данных ситуациях не обижаться, брать дело на себя и сражаться за своего ребенка до победного.
В следующих статьях другие, более серьезные причины отсутствия результата нашей работы. Не пропустите, и всем успехов!