Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Павел Марков. Легендарный завлит

Сегодня 125 лет со дня рождения Павла Александровича Маркова (1897 – 1980), легендарного завлита МХАТа и театрального критика.

Михаил Булгаков вывел его в «Театральном романе» в образе Миши Панина, заведующего литературной частью Независимого театра, хозяина «аналитического кабинета». Помните?

«Миша поразил меня своим смехом. Он начинал смеяться внезапно – “ах, ах, ах”, – причем тогда все останавливали разговор и ждали. Когда же отсмеивался, то вдруг старел, умолкал.

“Какие траурные глаза у него, – я начинал по своей болезненной привычке фантазировать. – Он убил некогда друга на дуэли в Пятигорске, – думал я, – и теперь этот друг приходит к нему по ночам, кивает при луне у окна головою”. Мне Миша очень понравился».

Павел Марков на первом публичном чтении «Театрального романа» Михаила Булгакова во МХАТе, 1960-е годы. На заднем плане - Федор Михальский, выведенный Булгаковым под именем "администратора Фили". Фото И. Александрова
Павел Марков на первом публичном чтении «Театрального романа» Михаила Булгакова во МХАТе, 1960-е годы. На заднем плане - Федор Михальский, выведенный Булгаковым под именем "администратора Фили". Фото И. Александрова

Работать во МХАТ Марков пришел в 1925 году. Собственно, профессия завлита, литературного консультанта, формирующего репертуарный портфель театра, призванного находить новых авторов и вести с ними диалог, складывалась именно в эти годы. Марков был одним из первопроходцев – и остался для нас воплощением образа идеального завлита.

Когда Немирович-Данченко позвал его в Художественный театр, ему было 28 лет. По нынешним меркам молодой человек. Но тогда люди начинали профессиональную жизнь очень рано, и к 1925 году за плечами у Маркова была уже довольно большая театральная биография.

Театром он страстно увлекался с детства. В мемуарах «История моего театрального современника» Павел Александрович рассказывает о том, как завораживали его в шесть лет спектакли в родной Туле, как едва научившись читать, он принялся сочинять пьесы, как после переезда с семьей в Москву, будучи гимназистом, стал завсегдатаем всех основных театров. И в первую очередь – Художественного.

«Трудно сейчас себе представить, чем был для нас Художественный театр! Между Художественным театром того времени и другими театрами лежала колоссальная пропасть, чрезвычайно большая разница — их даже и сравнивать было немыслимо… Мы сидели на спектаклях МХТ побежденные, притихшие, потрясенные» – пишет он.

-3

В 22 года он начал активно печататься. Кажется, он смотрел тогда все, что представляло интерес. «Критик должен шляться» – широко известна эта фраза Маркова. Он и «шлялся» повсюду и все рецензировал – со своей удивительной спокойной интонацией, которая как бы говорила, что автор статей находится вне группировок, он сам по себе, он старается быть объективным. Его живо интересовал и сегодняшний день театра, и его прошлое: в 1924 году вышла книга Маркова «Новейшие театральные течения», но одновременно он писал и о Малом театре XIX века.

В первой половине 1920-х он стал членом литературного совета Третьей студии МХАТ и впервые ощутил, как необыкновенно увлекательно находиться внутри театрального процесса, присутствовать при рождении спектаклей.

А вскоре его пригласили в Художественный театр.

История этого приглашения интересна сама по себе.

Однажды молодому критику передали записку от Ольги Бокшанской, секретаря Немировича-Данченко, что Владимир Иванович срочно хочет с ним встретиться. Разговор пошел о состоянии МХАТа, Немировича очень интересовало мнение Маркова.

«Я делился с ним своими сомнениями о путях МХАТ, о том, что новая встреча со старыми спектаклями далеко не всегда приносила ту радость, которую мы ожидали. Говорил, что молодежь продолжает любить Художественный театр, восхищаться его актерами и поэтому так требовательна к нему, что перед нами возникает вопрос, не завершил ли уже МХАТ свою огромную историческую роль.

Он слушал, слушал меня, а потом заметил: “Вы ушли из Третьей студии, почему же вы не пришли ко мне? А вот Юрий Александрович Завадский поступил в Художественный театр. Почему бы и вам не сделать то же?” На это я простодушно ответил, что в таком устаревшем театре мне делать нечего. На его вопрос, не хотел бы ли я занять какое-либо место в литературной части, я с твердостью ответил отрицательно. Владимир Иванович иронически улыбнулся и попросил в порядке личного одолжения не говорить ни да, ни нет, а взять и прочитать лично для него три пьесы и через недельку зайти».

Ангелина Степанова, секретарь дирекции Ирина Егорова и Павел Марков. Фото Игоря Александрова.
Ангелина Степанова, секретарь дирекции Ирина Егорова и Павел Марков. Фото Игоря Александрова.

Через неделю – снова записка Бокшанской: Владимир Иванович удивлялся, почему же это Павел Александрович не идет. Павел Александрович пришел. И снова был долгий разговор, в финале которого Немирович неожиданно сказал: «А вы не заметили, что вы уже начали работать в Художественном театре?». И попросил оформить договор на нового сотрудника.

Так Марков оказался во МХАТе. Значение его деятельности для Художественного театра трудно переоценить. Вот слова историка МХАТа Инны Соловьевой:  

«Полный рассказ о трудах Маркова в МХАТ неизбежно слился бы с историей МХАТ: появление нового “автора театра” – М. А. Булгакова, возобновление отношений с Максимом Горьким, формирование Вс. Иванова, Л. Леонова, В. Катаева как драматургов, театральные судьбы Ю. Олеши, Н. Эрдмана, Е. Замятина, эволюция А. Афиногенова, контакты с В. Маяковским и Н. Погодиным — все это шло “от Маркова”, “через Маркова”, “при Маркове”, если вообще не было задумано и сделано от начала до конца им. Марков включился также в решение одной из сложнейших задач: предстояло создание новой (взамен разрушенной и распыленной в ходе революции) среды театра, его атмосферы, воздуха, ауры».

Павел Марков и Наталья Крымова
Павел Марков и Наталья Крымова

Потом времена изменились, новые драматурги подверглись гонениям и репрессиям. Марков проработал во МХАТе до 1948 года, дальше уходил, возвращался и снова уходил. Много лет преподавал в ГИТИСе, среди его учеников – Наталья Крымова, Юрий Рыбаков, Алла Михайлова, Олег Фельдман. Его книги, в том числе вышедшее в 1970-е годы Собрание сочинений в четырех томах, и сегодня необыкновенно интересно читать. Это образцовая театральная критика – глубокая, точная, аналитичная, одушевленная подлинным чувством любви к театру. Почитайте их: Театральная библиотека Сергеева.

#ТЕАТР #ЮБИЛЕЙ #мхт им чехова #ПАВЕЛМАРКОВ