Однажды мне посчастливилось побывать на невероятном спектакле театра для души НитьЯ. И посреди всей этой феерии музыки, света, текста в меня врезалась фраза: "За каждым вагоном опыта следует состав практики". Ребята, это же золотые слова!
Начиная со второго курса, я непрерывно работала. На четвёртом одновременно в двух местах – постоянно санитарила в травме и подрабатывала сиделкой. В то время это являлось нормой, когда студент-медик санитарит в с̶в̶о̶б̶о̶д̶н̶о̶е̶ о̶т̶ у̶ч̶ё̶б̶ы̶ ночное время.
Плюсов предостаточно. Опыт, о котором я постоянно говорю. Не просто полы моешь, но и сëстрам помогаешь. Поначалу уход за пациентами, ближе к диплому, доверяют и инъекции. Насмотренность тоже важна. Я пачками рассматривала рентгеновские снимки , нравилось искать на них, что не так. Радовалась, когда верно определяла локализацию и тип перелома.
А начинала я с реанимации новорождённых. Но не смогла надолго там задержаться. Дети не для меня и не про меня. Даже если просто генералить кювезы и стеклянные перегородки в боксах. Один вид крошечного тела, опутанного проводками и трубочками, вызывал желание рыдать. Через месяц я сбежала. Стыдно, но честно. С тех пор педиатрия – абсолютное и безоговорочное табу.
Гериатрия и паллиатив после практики в доме престарелых тоже. С паллиативом я, как оказалось, погорячилась, позже поймёте, почему так говорю. С гериатрией тоже. По большему счëту всю жизнь преимущественно работаю с пациентами серебряного возраста. А вот в дом престарелых точно ни ногой.
В семье моего детства наших стариков (прабабушку, бабушек и дедушку) до самого ухода окружали заботой. Прабабушка лежала 6 лет. Сначала перелом шейки бедра, потом глубокая деменция, бонусом – глухота. Подобная судьба постигла и бабушку, которая, кстати, и ухаживала за моей прабабушкой, своей свекровью. Ей тоже пришлось долгое время провести в постели. Правда, всего год, не шесть. Зато практически слепая и глухая – врагу не пожелаешь. Другая бабушка ушла неожиданно и стремительно. Геморрагический инсульт. Полностью слепой дедушка смог прожить без неё всего 8,5 месяцев.
Со всеми ними мы оставались до конца, и для меня это было так же естественно, как дышать.
А тут заведение ненужных стариков. Конечно, я понимаю, что ни от чего нельзя зарекаться. И ситуации в жизни бывают всякие. Нет никакой гарантии, что именно мне не придётся поместить моего близкого человека на попечение чужих людей. Но! Проследить, в каких условиях он будет жить остаток своих дней – моя святая обязанность. Ибо то, что я там увидела, из памяти не вычеркнуть, не вырезать. Можно сколько угодно талдычить о скудности финансирования, о нехватке персонала и крошечных зарплатах, но человечность должна быть всегда! При любых обстоятельствах. В любых условиях. Этим мы, люди, отличаемся от животных. Тем более что наша профессия подразумевает наличие милосердия и эмпатии. Выгорел – уходи. Не изводи ни пациентов, ни себя, не выполняй свои обязанности спустя рукава. Просто уйди.
А ещё поразила эта тоска во взглядах стариков. Это беспросветное одиночество. Как они радовались приходу нас, студентов. И как мы, в силу молодости, не могли и не хотели уделить им достаточно внимания. Мы старались побыстрее сбежать...
Тягостное впечатление произвëл и ПНД (психоневрологический диспансер). Меня угораздило попасть в детское отделение, преследуют меня дети. Чисто, уютно, доброжелательный и внимательный персонал. Но хотелось заорать и убежать куда подальше. Детки, внешне выглядящие нормальными, в любой момент могли выйти из рамок "нормальности". И вот уже в тебя летит стул. Спасибо, что не нож.
Самой позитивной практикой для меня стал роддом. Говорят, что акушеры выглядят моложе своих лет и позже стареют. Охотно верю в миф. Особая атмосфера. Таинство появления новой жизни. Не побоюсь этого слова – чудо.
Скорая помощь. На "тяжёлые" вызова, типа ДТП, поножовщины, мордобоя, суицидов нас, к сожалению, не брали. А вот к бабулечкам с диагнозом "а поговорить", сколько угодно. К концу практики я даже несколько адресов постоянных клиентов запомнила.
Поликлиника. Бумажки, бумажки и ещё раз бумажки. Скукота.
А теперь будет обращение к студентам, будущим медикам. Крик души, если хотите.
Дорогие девочки и мальчики, будущие медсестрички и медбратики! Ну не подпирайте вы на практике своими юными спинками стены и не прячьтесь в тёмных закоулках стационаров и поликлиник! Стены не упадут и закоулки светлее от этого не станут. А вот вы лишитесь шикарной возможности лишний раз поработать ручками. Ни на каких симуляторах и муляжах не отточить ваше мастерство. Рука набивается "вживую".
При любом удобном случае просите медсестёр: "А можно я сама/сам". Поверьте, сëстры вовсе не горят желанием свалить свою работу на вас. Для них это дополнительная неоплачиваемая нагрузка: объяснить, научить, проконтролировать. Поэтому они всячески избегают возиться со студентами и ничего, кроме, принеси-подай вам не предлагают. Просите сами!
Нет, не только укольчики. Да, и клизму тоже. Да, и помыть-побрить-постричь. Да и лиц без определённого местожительства в том числе. Нет, от вас не убудет. Нет, вы не сахарные, не растаете и не развалитесь. Да, это вам пригодится. Да, даже если вы планируете никогда не работать по специальности, потому что "мама заставила сюда поступать", "отсижусь 4 года как-нибудь", "не знала, куда пойти" и прочее.
Встречала людей, которые и через 20 лет доставали из загашников дипломы и шли работать. Трудностей, связанных с этой кардинальной сменой деятельности, у них было много: диплом восстановить, практику длительную пройти, работу найти... Но главной проблемой становилось неумение делать что-либо руками. Особенно у тех, кто на практике отсиживался/отлëживался/прятался (нужное выберете сами).
Если теоретические знания освежить в памяти или получить заново, можно и дистанционно, даже лёжа на удобном диванчике дома, то с практическими навыками всё куда как сложнее. Даже чтобы освоить простейшие манипуляции, нужно их проделать ну хотя бы пару десятков раз.
Да и жизнь, ребятки, вещь крайне непредсказуемая. Замечательно, если вас это не коснётся. Но ведь нет никакой гарантии, что вашим близким не понадобится уход. А как вы сможете его обеспечить, если на практике ни разу к тяжёлому постельному пациенту не прикоснулись?
Есть ещё один важный момент. Когда-нибудь большинство из вас станет родителями. А детки – это бесконечные болячки, как минимум лет до пяти. В нашей стране каждая мама просто обязана быть немножко педиатром. И уж тем более, если мама – медсестра. Я не призываю заниматься самолечением и лечением собственных детей. Но первую доврачебную помощь вам придётся оказывать, и не раз. И уметь отличить экстренное состояние от фигни.
Так что хорош валять дурака, господа б̶е̶з̶д̶е̶л̶ь̶н̶и̶к̶и̶ студенты, начинайте брать от практики всё! И даже немножко больше 😉