Найти тему
Сад в стиле Paradise

Дача. Другой взгляд на привычные нам вещи

Что нас гонит на дачи и заставляет до боли в спине, до физического изнеможения ковырять сныть, сажать помидоры, растить картошку и тп.? Почему основная масса дачных участков у нас по 6 соток? Почему мы закрываемся высокими заборами? И почему в большинстве своём дачные дома неприметные и однотипные, как построенные в советское время, так и позже?

Давайте вместе проанализируем и порассуждаем на эти темы.

На канале Эстетика сада, его хозяйка Марина разместила статью с похожей темой:

Так получилось, что я готовила так же материал о дачах. Разные взгляды, разных блогеров - у вас есть возможность сравнить разные точки зрения.

Для понимания российского явления «дача», предлагаю окунуться в не слишком далёкую историю.

Дачные домики в СНТ, Северный Кавказ
Дачные домики в СНТ, Северный Кавказ

СПРАВКА

И начнём мы с 1844 года, когда император Николай I, своим Указом обязал начальника Главного морского штаба «… раздать часть свободной загородной земли г. Кронштадта под постройку загородных домов или дач и разведения при них садов…». Этим Указам получатели земли должны были НЕМЕДЛЕННО огородить участки, устроить там ДАЧУ и приступить к разведению сада.

Так что в определенной степени родоначальником российских дач является император Николай I. Конечно, в тот период уже появилось такое понятие, как «дача». Император этим документом ввёл его в официальный, государственный обиход.

Дачные истории 19-го века интересно отслеживать по картинам художников (5 фото):

СССР

В стране победившего социализма вплоть до послевоенного времени позволить себе такую роскошь, как дача, могли лишь представители элиты: высшее партийное руководство, наркомы (министры), а также приближенные к власти ученые и артисты.

Не советская дача, а домик в Михайловском
Не советская дача, а домик в Михайловском

Откуда появились шесть соток?

В голодное послевоенное время 24.02.1949 года вышел короткий, но очень ёмкий документ - Постановление СовМина СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих».

Я приведу дословно:

«Выделить из земфонда участки площадью 600 кв. м в черте городов и 1200 – вне черты. Закрепить в бессрочное пользование при условии беспрерывной работы на предприятии в течение пяти лет. Обеспечить инвентарем: мотыгами, тяпками, пилами и лейками, а также саженцами плодовых деревьев и кустарников. Строго: рабочие и служащие обязаны личным трудом освоить землю. Срок исполнения: месяц.» Подпись: товарищ Сталин.

Вот так! Бери лопату, строитель коммунизма, и сажай картошку!

С этого периода и почти до развала СССР народ следовал заветам вождя и выполнял свои личные продовольственные программы, совершал свои личные трудовые дачные подвиги. Время было такое. Нам надо было выжить. И наш народ выжил!

В какой-то момент нашей истории отдельные несознательные представители народа захотели от дачи кое-что ещё, помимо решения вопроса с продовольствием.

О том, как в СССР развивалось дачное дело можно увидеть из Постановления Совмина СССР от 29.12.1984 года «Об упорядочении организации коллективного садоводства и огородничества»:

«В некоторых районах страны под видом летних садовых домиков ведется строительство особняков дачного типа с гаражами и банями. Все это не только наносит экономический ущерб народному хозяйству, но и ведет к серьезным отступлениям от моральных и нравственных норм советского образа жизни, извращению сущности коллективного садоводства и огородничества.»

Вот так! Борьба с особняками как аморальным явлением!

А народ уже дачу воспринимает не как место производства с/х продукции, а как показатель определённого уровня достатка. Каждая советская семья стремилась иметь квартиру, машину и дачу! И ,кажется, мне сейчас мало, что изменилось в наших устремлениях.

Тяга к дачам так была велика у советского народа, что в фильме «Семнадцать мгновений весны» даже Штирлица отправили работать на конспиративную «дачу»:

скриншот экрана
скриншот экрана
Скриншот экрана. А Штирлиц - эстет! Он не овощи, а магнолию выращивал на своей немецкой даче)
Скриншот экрана. А Штирлиц - эстет! Он не овощи, а магнолию выращивал на своей немецкой даче)

Но я отвлеклась. Желания народа пресекались государством. Желать бОльшего было аморально с точки зрения той эпохи. Не отсюда ли пришло наше желание закрыться от соседей, стать такими «как все», дабы не искушать никого своим благополучием? (Ишь, чего придумали - баню на даче! Не бывать этому! ) Поэтому, лучше закроемся. А то ещё, чего доброго, беду накличем на дачу.

Чьи это мысли, если задуматься? Точно не мои, а моей бабушки из тех лет, когда во всем была уравниловка.

Случай из жизни

Помнится мне, как-то лет 15 назад, я приехала в один старый дачный посёлок на Калужке (тогда ещё не были построены новые коттеджные посёлки в таком количестве как сейчас). На улице все дома были старой советской постройки, и находились они все как один в глубине своих участков. Даже покосившееся заборы не позволяли хорошо рассмотреть их, но и делать этого мне совсем не хотелось, так как дома все были примерно одинаковые своей разношерстностью. И вдруг мой взгляд выхватил один новый двухэтажный дом с высоченным забором из металла.

Вот это он рубанул! - подумалось мне о хозяине «тополя на Плющихе». Это, как же он не побоялся народного гнева и косых взглядов? Как он выдержал «однородное окружение» и окружение выдержало его?

Потом в этом посёлке многие старые дома сносились и строились новые.

Теперь там стоят в основном «однотипные» закрытые высокими заборами от посторонних взглядов друхэтажные коттеджи. При их кажущемся разнообразии, они так же похожи друг на друга, как и те советские дачи.

Никуда от нас «та бабушка» и не делась! Она шепчет нам в ухо: «Не строй, сынок/внучек, ничего такого, что будет тебя сильно выделять от других! Ттт, делай как все! Не высовывайся!». А внучеку может вообще двухэтажный дом и не нужен, и забор не нужен высокий, вообще никакой не нужен, но все так делают и бабушка за этим приглядывает.😅

Теперь несколько фраз скажу о том, почему нас всех так тянет на дачу.

И молодых, и старых, и здоровых, и немощных. И дело здесь не в «получении заряда энергии от природы». Заряд можно получить, гуляя по лесу и парку, предположим. Зачем при наличии продуктового изобилия нам охота «пахать до седьмого поту» на даче в наши драгоценные выходные и праздничные дни, сажая в теплицах помидорки? Почему пенсионер с завязанной поясницей будет орудовать тяпкой с бОльшей охотой, чем позволит себе праздно прогуляться по округе? Да ещё будет заставлять при этом детей/внуков ему помогать, явно или не явно давить на них своей немощью. А в санаторий, предложенный детьми в качестве помощи, он ни за что на свете не поедет, ибо, кто ж его тепличку присмотрит? Да и не привык он думать о себе.

Что там такого в огурчиках, помидорчиках, картошечки, ягодках со своей дачи?

А там всё просто! Там «сидят» наши предки, наши бабушки (да простят меня они за частое упоминание их сегодня🙏). Вернее мы несём в себе их чувства, несём нашу историю и культуру, в той её части, которая уже давно своё отработала и отслужила. Но мы не замечаем этого и всё -равно следуем тем паттернам поведения, как-будто за окном 1949 год, а не 2024!

Интересно, наши дети разрушат этот старый мир или так же, как и мы с хомячками и котиками в апреле будут торопиться на дачу, чтобы успеть обработать плодовые деревья от парши, а в мае посадить овощи. Будут ли они на пенсии служить давно отжившим идеалам?

Если у тебя есть две монеты –

одну потрать на хлеб,

вторую на цветок.

Хлеб поддержит твою жизнь,

а цветок даст тебе повод жить.

Китайская мудрость

Эта статья - не вселенская истина, а мой взгляд и информация к размышлению…и предложение диалога.

Ваша, Ольга Жизнева ❤️

Сельская жизнь
0