Что нас гонит на дачи и заставляет до боли в спине, до физического изнеможения ковырять сныть, сажать помидоры, растить картошку и тп.? Почему основная масса дачных участков у нас по 6 соток? Почему мы закрываемся высокими заборами? И почему в большинстве своём дачные дома неприметные и однотипные, как построенные в советское время, так и позже?
Давайте вместе проанализируем и порассуждаем на эти темы.
На канале Эстетика сада, его хозяйка Марина разместила статью с похожей темой:
Так получилось, что я готовила так же материал о дачах. Разные взгляды, разных блогеров - у вас есть возможность сравнить разные точки зрения.
Для понимания российского явления «дача», предлагаю окунуться в не слишком далёкую историю.
СПРАВКА
И начнём мы с 1844 года, когда император Николай I, своим Указом обязал начальника Главного морского штаба «… раздать часть свободной загородной земли г. Кронштадта под постройку загородных домов или дач и разведения при них садов…». Этим Указам получатели земли должны были НЕМЕДЛЕННО огородить участки, устроить там ДАЧУ и приступить к разведению сада.
Так что в определенной степени родоначальником российских дач является император Николай I. Конечно, в тот период уже появилось такое понятие, как «дача». Император этим документом ввёл его в официальный, государственный обиход.
Дачные истории 19-го века интересно отслеживать по картинам художников (5 фото):
СССР
В стране победившего социализма вплоть до послевоенного времени позволить себе такую роскошь, как дача, могли лишь представители элиты: высшее партийное руководство, наркомы (министры), а также приближенные к власти ученые и артисты.
Откуда появились шесть соток?
В голодное послевоенное время 24.02.1949 года вышел короткий, но очень ёмкий документ - Постановление СовМина СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих».
Я приведу дословно:
«Выделить из земфонда участки площадью 600 кв. м в черте городов и 1200 – вне черты. Закрепить в бессрочное пользование при условии беспрерывной работы на предприятии в течение пяти лет. Обеспечить инвентарем: мотыгами, тяпками, пилами и лейками, а также саженцами плодовых деревьев и кустарников. Строго: рабочие и служащие обязаны личным трудом освоить землю. Срок исполнения: месяц.» Подпись: товарищ Сталин.
Вот так! Бери лопату, строитель коммунизма, и сажай картошку!
С этого периода и почти до развала СССР народ следовал заветам вождя и выполнял свои личные продовольственные программы, совершал свои личные трудовые дачные подвиги. Время было такое. Нам надо было выжить. И наш народ выжил!
В какой-то момент нашей истории отдельные несознательные представители народа захотели от дачи кое-что ещё, помимо решения вопроса с продовольствием.
О том, как в СССР развивалось дачное дело можно увидеть из Постановления Совмина СССР от 29.12.1984 года «Об упорядочении организации коллективного садоводства и огородничества»:
«В некоторых районах страны под видом летних садовых домиков ведется строительство особняков дачного типа с гаражами и банями. Все это не только наносит экономический ущерб народному хозяйству, но и ведет к серьезным отступлениям от моральных и нравственных норм советского образа жизни, извращению сущности коллективного садоводства и огородничества.»
Вот так! Борьба с особняками как аморальным явлением!
А народ уже дачу воспринимает не как место производства с/х продукции, а как показатель определённого уровня достатка. Каждая советская семья стремилась иметь квартиру, машину и дачу! И ,кажется, мне сейчас мало, что изменилось в наших устремлениях.
Тяга к дачам так была велика у советского народа, что в фильме «Семнадцать мгновений весны» даже Штирлица отправили работать на конспиративную «дачу»:
Но я отвлеклась. Желания народа пресекались государством. Желать бОльшего было аморально с точки зрения той эпохи. Не отсюда ли пришло наше желание закрыться от соседей, стать такими «как все», дабы не искушать никого своим благополучием? (Ишь, чего придумали - баню на даче! Не бывать этому! ) Поэтому, лучше закроемся. А то ещё, чего доброго, беду накличем на дачу.
Чьи это мысли, если задуматься? Точно не мои, а моей бабушки из тех лет, когда во всем была уравниловка.
Случай из жизни
Помнится мне, как-то лет 15 назад, я приехала в один старый дачный посёлок на Калужке (тогда ещё не были построены новые коттеджные посёлки в таком количестве как сейчас). На улице все дома были старой советской постройки, и находились они все как один в глубине своих участков. Даже покосившееся заборы не позволяли хорошо рассмотреть их, но и делать этого мне совсем не хотелось, так как дома все были примерно одинаковые своей разношерстностью. И вдруг мой взгляд выхватил один новый двухэтажный дом с высоченным забором из металла.
Вот это он рубанул! - подумалось мне о хозяине «тополя на Плющихе». Это, как же он не побоялся народного гнева и косых взглядов? Как он выдержал «однородное окружение» и окружение выдержало его?
Потом в этом посёлке многие старые дома сносились и строились новые.
Теперь там стоят в основном «однотипные» закрытые высокими заборами от посторонних взглядов друхэтажные коттеджи. При их кажущемся разнообразии, они так же похожи друг на друга, как и те советские дачи.
Никуда от нас «та бабушка» и не делась! Она шепчет нам в ухо: «Не строй, сынок/внучек, ничего такого, что будет тебя сильно выделять от других! Ттт, делай как все! Не высовывайся!». А внучеку может вообще двухэтажный дом и не нужен, и забор не нужен высокий, вообще никакой не нужен, но все так делают и бабушка за этим приглядывает.😅
Теперь несколько фраз скажу о том, почему нас всех так тянет на дачу.
И молодых, и старых, и здоровых, и немощных. И дело здесь не в «получении заряда энергии от природы». Заряд можно получить, гуляя по лесу и парку, предположим. Зачем при наличии продуктового изобилия нам охота «пахать до седьмого поту» на даче в наши драгоценные выходные и праздничные дни, сажая в теплицах помидорки? Почему пенсионер с завязанной поясницей будет орудовать тяпкой с бОльшей охотой, чем позволит себе праздно прогуляться по округе? Да ещё будет заставлять при этом детей/внуков ему помогать, явно или не явно давить на них своей немощью. А в санаторий, предложенный детьми в качестве помощи, он ни за что на свете не поедет, ибо, кто ж его тепличку присмотрит? Да и не привык он думать о себе.
Что там такого в огурчиках, помидорчиках, картошечки, ягодках со своей дачи?
А там всё просто! Там «сидят» наши предки, наши бабушки (да простят меня они за частое упоминание их сегодня🙏). Вернее мы несём в себе их чувства, несём нашу историю и культуру, в той её части, которая уже давно своё отработала и отслужила. Но мы не замечаем этого и всё -равно следуем тем паттернам поведения, как-будто за окном 1949 год, а не 2024!
Интересно, наши дети разрушат этот старый мир или так же, как и мы с хомячками и котиками в апреле будут торопиться на дачу, чтобы успеть обработать плодовые деревья от парши, а в мае посадить овощи. Будут ли они на пенсии служить давно отжившим идеалам?
Если у тебя есть две монеты –
одну потрать на хлеб,
вторую на цветок.
Хлеб поддержит твою жизнь,
а цветок даст тебе повод жить.
Китайская мудрость
Эта статья - не вселенская истина, а мой взгляд и информация к размышлению…и предложение диалога.
Ваша, Ольга Жизнева ❤️