Постановление арбитражного суда Новосибирской области от 12 февраля 2024 года по делу А45-25179/2023
Суть спора: Общество обратилось в суд с иском к Административному органу о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений.
Решение суда:
Суд удовлетворил исковые требования Общества.
Фабула дела:
Административным органом в отношении Общества была проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт внеплановой выездной проверки. По результатам проверки в отношении Общества было выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Было выявлено, что Обществом не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта капитального строительства, относящийся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории. Предписанием Обществу установлен срок для устранения указанных нарушений. Общество не согласилось с предписанием, считает его незаконным и необоснованным, что послужило основанием, для обращения Общества в суд с иском о признании незаконным такого решения.
В обоснование своей позиции Общество указало, что:
- Необходимость в проведении государственно экспертизы отсутствует в силу положений пунктом 10 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. №219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон о внесении изменений);
- Исходя из требований нормы положения подпункта 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее – Федеральный закон об экологической экспертизе) не применяются к проектной документации объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории, в случаях, если подготовка проектной документации таких объектов предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной до 01 января 2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа;
- Условия, исключающие необходимость проведения государственной экологической экспертизы, Обществом в настоящем случае соблюдены.
Правовое обоснование:
1.Суд установил, что требования об обязательном проведении государственной экологической экспертизы проектной документации объектов I категории не применяются к объектам I категории, по которым подготовка проектной документации предусмотрена подготовленной, согласованной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019 проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении нефти и природного газа.
2. Общество указывает, что документами, подтверждающими право Общества на применение положений пункта 10 статьи 11 Федерального закона о внесении изменений, являются:
- протокол заседания Центральной Комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья Федерального агентства по недропользованию (далее - ЦКР Роснедр по УВС), утвержденный Председателем ЦКР Роснедр по УВС до 01.01.2019, содержащий решение о согласовании проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении природного газа;
- утвержденная до 01.01.2019 пользователем недр на основании вышеуказанного протокола заседания ЦКР Роснедр по УВС проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр в отношении природного газа.
3.Суд поддерживает доводы Общества, резюмируя, что ППЭ, подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах до 01.01.2019, и именно ППЭ предусматривает дальнейшую подготовку проектной документации на разработку залежей углеводородного с применением технологий и технических решений по организации сбора, подготовки и транспортировки продукции с учетом существующего положения и перспективы.
Резюме суда:
В случае подготовки и согласования технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до 1 января 2019 года отсутствие акта ввода в эксплуатацию и разрешения на строительство, выданных до 01 января 2019 года, не имеет существенного правового значения для освобождения хозяйствующего субъекта от обязанности получения положительного заключения ГЭЭ на проектную документацию объекта капитального строительства, относящегося к объекту НВОС I категории.