Найти тему
Эклектичный Взгляд

Жизнь и миссия пророка Мусы / Часть 1

Оглавление

Муса (Моисей) — один из величайших пророков в исламе, чья жизнь и миссия описаны в Коране более детально, чем жизнь любого другого пророка. Истории о нём и его брате Харунe (Аароне) упоминаются в 26 сурах.

Упоминание о Мусе и Харуне в Коране:
2 Корова, 49–73; 92–93
4 Женщины, 153-154; 164
5 Трапеза, 20–26
7 Ограды, 103–171
10 Йунус, 75–93
11 Худ, 96–98
14 Ибрахим, 5–8
17 Ночной перенос, 101–104
18 Пещера, 60–82
19 Марьям, 51–53
20 Та-ха, 9-99
21 Пророки, 48–49
23 Верующие, 45–49
25 Различение, 35–36
26 Поэты, 10–68
27 Муравьи, 7-14
28 Рассказ, 3-45
29 Паук, 39
37 Выстроившиеся в ряды, 114–122
40 Прощающий, 23–54
43 Украшения, 46–56
44 Дым, 17–31
51 Рассеивающие прах, 38–40
61 Ряды, 5
79 Исторгающие, 15–26


***


В данной статье будет подробно рассмотрена Сура 28 Рассказ (3-45) и 7 Ограды(103–136), дополняемая другими аятами

Мы правдиво прочтем тебе для верующих людей историю Мусы (Моисея) и Фараона. 28:3
Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие.
28:4

Поистине, Фараон превознёсся на земле – возгордился, проявил высокомерие и деспотичность; и превратил народ в партии – т.е. разделил на классы. Каждый из них он использовал в делах своего государства. Ослабляя одну часть из них – т.е. сынов израилевых, которые были лучшими людьми того времени. Царь-тиран заставлял их выполнять самые чёрные работы для него и его народа днём и ночью. Одновременно он убивал их младенцев мужского пола, оставляя в живых дочерей, унижая их тем самым, и из страха (предсказания), что среди них появится мальчик, которые повергнет в ужас его и его царство, и будет причиной их гибели. Это предсказание копты знали от израильтян из учения Ибрахима (мир ему), которое гласило, что из его потомства родится тот, кто погубит царя египетского. Об этом копты рассказали фараону, который, в свою очередь, из предосторожности, приказал убивать всех младенцев-мальчиков израильтян, но предосторожность не спасает от судьбы, ведь если приходит срок Аллаха, ничто его не отсрочит и у каждого писания свой срок.
Так же о деспоте фараоне было сказано в аятах: 2:49; 7:141; 10:83

Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками, 28:5
даровать им власть на земле и показать Фараону, Хаману и их воинам то, чего они остерегались.
28:6
Мы внушили матери Мусы (Моисея): «Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников».
28:7
Семья Фараона подобрала его, чтобы он стал их врагом и печалью. Воистину, Фараон, Хаман и их воины были грешниками.
28:8
Жена Фараона сказала: «Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесет нам пользу, или же мы усыновим его». Они ни о чем не подозревали.
28:9

Упоминают, что, когда фараон стал убивать слишком большое количество мальчиков израильтян, копты испугались, что израильтяне вымрут, и им самим придётся выполнять тяжёлые работы. И тогда они сказали фараону: «Если так и продолжится, то вымрут их старики, дети и женщины, они не могут выполнять работу мужчин, и эти работы останутся нам». Тогда фараон приказал убивать младенцев в один год, и оставлять их в другой год. Мать Мусы забеременела Харуном в тот год, когда мальчиков не убивали, и родила его открыто. На следующий же год, в который убивали мальчиков, она забеременела Мусой. У фараона были специальные люди и повитухи, которые ходили по женщинам и проверяли. Если какая-то женщина беременела, её записывали, и приходили во время родов, которые принимали только коптские женщины. Если рождалась девочка, оставляли её в живых и уходили, если мальчик – то заходили душегубы, убивали его острыми кинжалами и уходили. Да изуродует их Аллах. Когда мать Мусы забеременела, признаки беременности не были видны на ней, и ни одна из повитух не заметила беременности. Но когда она родила мальчика, она не знала, что делать, и в сердце её поселились беспокойство и печаль. Она очень боялась за Мусу, т.к. сразу же полюбила его очень сильно. И любой, кто видел Мусу, сразу же начинал любить его, ибо счастливый тот, кто любим по своей природе и по вере. Когда её положение стало невыносимым, её сердцу и разуму было внушено, чтобы она поступила так, как Аллах сказал: И Мы внушили матери Мусы: "Питай его; а когда будешь бояться за него, то брось его в море и не бойся, не печалься! Мы вернём его к тебе и сделаем его из посланников" – это потому, что её дом был на берегу Нила. Она взяла короб, и постелила в него колыбель. Когда никого не было, она кормила Мусу, когда кто-то заходил к ней, она клала его в короб, опускала в воду и привязывала его. однажды к ней зашли те, кого она боялась, она спешно положила его в короб, опустила в воду, но забыла привязать его. И вода понесла его до тех пор, пока он не поравнялся с дворцом фараона. Его подхватили служанки к жене фараона, даже не зная, что там внутри, боясь наказания за то, что они откроют его без её ведома. Она открыла его, и увидела там прекрасного, изумительного, сладкого мальчика. Аллах внушил ей любовь к мальчику с первого взгляда для её же счастья, достоинства и почёта, которым Аллах удостоил её, и к несчастью её мужа.

Сердце матери Мусы (Моисея) опустело (переполнилось тревогой и оказалось лишено всех иных чувств). Она готова была раскрыть его (свой поступок), если бы Мы не укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей. 28:10
Она сказала его сестре: «Следуй за ним». Она наблюдала за ним издали, и они не замечали этого.
28:11

Всевышний Аллах говорит о том, что, когда Мусу унесла река, сердце его матери опустело от всех мирских забот, она думала только о нём. Она была готова открыть это – т.е. из-за своей неутолимой боли, утраты и печали, она была готова рассказать, что у неё пропал ребёнок и сообщить о своём положение, если бы Аллах не укрепил её и не наделил терпением.
И сказала она его сестре: "Следуй за ним!" – т.е. приказала своей дочери, которая была постарше и была уже смышлёной; "Следуй за ним!" – т.е. найди его следы, спрашивай о нём в городе и ищи его. Катада сказал: «Она смотрела на него, будто бы ей нет до него дела». И это потому, что, когда Муса стал жить во дворце фараона, его предложили каждой кормилице во дворце. Однако, какая бы женщина ни брала Мусу, чтобы выкармливать его, он отказывался брать грудь, и жена фараона даже стала опасаться, что он будет отказываться от молока, пока не умрёт. Это огорчало её, и спустя некоторое время по её велению младенца отнесли на рынок, где собиралось много людей. Сестра Мусы увидела его, но не дала об этом знать.

Мы запретили ему брать грудь кормилиц, пока она (сестра Мусы) не сказала: «Показать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и будет желать ему добра?». 28:12
Так Мы вернули его матери, чтобы утешились ее глаза, чтобы она не печалилась и знала, что обещание Аллаха истинно. Но большинство их не ведает этого.
28:13

И запретили Мы ему кормилиц до этого – т.е. Аллах не допустил этого по Своему божественному предопределению, из-за статуса Мусы перед Ним. Аллах пожелал, чтобы он кормился только грудью своей матери. И это стало причиной его возврата к матери в безопасности после того, как она была в страхе. Когда же [попытки найти] кормилицу утомили их, она (сестра Мусы) сказала, радуясь: «Не указать ли вам на семью, члены которой будут заботиться о нём для вас и сердечно к нему относиться?» - ибн Аббас сказал: Они схватили её и стали спрашивать: «Откуда ты это знаешь, и почему они будут относиться к нему сердечно, и знают ли они его?» — ибо сомневались в этом, что также было испытанием, о Ибн Джубайр! Она сказала: «Они будут сердечно относиться к младенцу и жалеть его, поскольку хотят породниться с царём через его жену и надеются на его милости». Тогда они отпустили её, и она отправилась к своей матери, которой обо всём рассказала. Её мать пришла к ним, и, когда она прижала Мусу к себе, он потянулся к её груди и сосал её, пока не напился досыта. После этого [кто-то из людей] отправился к жене фараона и порадовал её вестью о том, что они нашли кормилицу для её сына. Тогда она послала за матерью Мусы, которую привели к ней вместе с ним. Увидев, как он сосёт её грудь, жена фараона сказала: «Оставайся и вскармливай моего сына, ибо, поистине, никого ещё я не любила так, как люблю его!» Мать Мусы сказала: «Я не могу оставить свой дом и своих детей, которые пропадут без меня. Если ты согласна отдать его мне, я заберу его к себе домой и сделаю всё возможное, чтобы ему было хорошо, но, поистине, я не могу оставить свой дом и своих детей!» Жена фараона согласилась, и назначила ей содержание, одежду и щедрый удел. Так мать Мусы вернулась домой довольной и радостной. Аллах заменил её страх безопасностью и наделил почётом и щедрым уделом. И вернули Мы его к его матери, чтобы глаз ее утешился – им и чтобы она не печалилась – о нём. Тогда она убедилась, что он станет одним из посланников, и относилась и воспитывала его соответственно вере и статусу.

Когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему власть (мудрость или пророчество) и знание. Так Мы воздаем творящим добро. 28:14
Войдя в город, когда его жители были невнимательны, он встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из числа его сторонников, а другой был из числа его врагов. Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса (Моисей) ударил его кулаком и прикончил. Он сказал: «Это — одно из деяний дьявола. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение».
28:15

После рассказа о младенчестве Мусы (мир ему) Аллах продолжает рассказ уже о его отрочестве, о том, что когда он достиг своей зрелости и воравнялся, Аллах дал ему мудрость и знание, или пророчество по мнению Муджахида. И вошёл он в город в минуту небрежения обитателей. Вероятно, это был полдень или другое время суток, когда люди отдыхали, не обращая внимания на происходящее вокруг. Как бы там ни было, Муса увидел двух агрессивно настроенных мужей. Один из них был его соплеменником, а другой - коптом. Израильтянин обратился к нему за помощью, что свидетельствует о том, что к тому времени люди уже знали, что Муса был одним из сынов Исраила. Это также говорит о том, что люди боялись и уважали его, считая его одним из приближенных царской семьи. Муса решил помочь своему соплеменнику и ударил копта так сильно, что тот скончался. Муса пожалел о случившемся и сказал: «Это - одно из деяний сатаны. Люди совершают убийство по наущению сатаны, который стремится сбить их с пути истины. Я тоже совершил великий грех по его наущению. Воистину, он ненавидит нас и делает все возможное, чтобы ввести нас в заблуждение»

Он сказал: «Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!». Он простил его, ибо Он — Прощающий, Милосердный. 28:16
Он сказал: «Господи, за то, что Ты оказал мне милость, я никогда не буду пособлять грешникам».
28:17
Утром он отправился в город, оглядываясь со страхом, и вдруг тот, кто попросил его о помощи накануне, вновь позвал его на помощь. Муса (Моисей) сказал ему: «Ты являешься явным заблудшим».
28:18
Когда же он захотел схватить того, кто был их врагом, тот сказал: «О Муса (Моисей)! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера? Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примиряет людей».
28:19

Всевышний Аллах рассказывает о том, как Муса убил копта, и о том, что: И стал он в городе бояться – последствий своего деяния; Присматриваться – оборачиваться в ожидании последствий. Он прошёл по некоторым улочкам, и увидел своего земляка, снова дерущегося с коптом, который, как вчера позвал его на подмогу. Муса сказал ему: "Ты - заблудший явно!" – т.е. достигший полного заблуждения, злостный. Муса снова собрался напасть на копта, но израильтянин после этих слов, из-за своей низости, слабости и страха, подумал, что Муса снова хочет ударить его, и сказал ему: "О Муса, не хочешь ли ты убить меня, как убил душу вчера…» - об этом знал только он и Муса (мир ему). Как только египтянин услышал это, он подхватил эту новость и донёс до фараона. Фараон, узнав об этом, сильно разгневался, он решил убить Мусу, и послал на его поиски, чтобы привести его к себе.

С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О Муса (Моисей)! Знать договаривается о том, чтобы убить тебя. Уходи! Воистину, я даю тебе добрый совет». 28:20
Муса (Моисей) покинул город, оглядываясь со страхом, и сказал: «Господи! Спаси меня от несправедливых людей!».
28:21
Направившись в сторону Мадьяна, он сказал: «Быть может, мой Господь наставит меня на правильный путь».
28:22

Аллах сказал: И пришёл мужчина – здесь человек описывается как мужчина, потому, что имел мужество пойти другим путём, более коротким, чем путь, по которому шли преследователи Мусы. Он опередил их, догнав Мусу, и сказал ему: "О Муса, знать совещается о тебе – т.е. советуется друг с другом о тебе; Чтобы убить тебя. Выходи же – т.е. из этой страны; Я для тебя добрый советчик. Когда человек сообщил ему о том, что фараон и его государство задумало против него, он в одиночестве покинул Египет. Ему не приходилось быть в одиночестве до этого, ибо раньше он жил, будучи в роскоши и власти. И вышел он оттуда со страхом, присматриваясь – оборачиваясь и приглядываясь; Он сказал: "Господи, спаси меня от людей неправедных!" – т.е. от фараона и его знати. И когда он направился в сторону Мадйана – т.е. когда он нашёл ровную, лёгкую дорогу, он обрадовался этому; Сказал: "Может быть, Господь мой поведёт меня на прямой путь!" – т.е. укажет самый правильный путь. Аллах так и сделал, Он направил его по прямому пути в этой жизни и в жизни вечной, направил его самого, и сделал его наставником для других.

Когда он прибыл к колодцу в Мадьяне, то обнаружил возле него людей, которые поили скотину. Неподалеку от них он увидел двух женщин, которые отгоняли свое стадо. Он сказал: «Что с вами?». Они сказали: «Мы не поим скотину, пока пастухи не уведут свои стада. Наш отец очень стар». 28:23
Он напоил для них скотину, а затем вернулся в тень и сказал: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне».
28:24
Одна из двух женщин подошла к нему застенчиво и сказала: «Мой отец зовет тебя, чтобы вознаградить тебя за то, что ты напоил для нас скотину». Когда он пришел к отцу и поведал ему рассказ, он сказал: «Не бойся. Ты спасся от несправедливых людей».
28:25

И когда он подошёл к воде Мадйана – когда он достиг Мадйана и пошёл испить воды, там был колодец, из которого пастухи поили свои стада; то нашёл там толпу людей, которые поили и нашёл, не доходя до них, двух женщин, отогнавших в сторону своих овец, чтобы не мешать поить другим людям. Муса, увидев это, пожалел их и он сказал: "В чем ваше дело?" – т.е. «Почему вы не поите стало вместе с этими людьми?». Они сказали: "Мы не можем поить, пока не отойдут пастухи " а наш отец - глубокий старик – т.е. «Это привело нас к тому, что ты видишь».

Абу Бакр ибн Шейба передаёт, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «И когда он подошёл к воде Мадйана, то нашёл там толпу людей, которые поили свой скот. А затем прикрывали колодец камнем, который могли поднять только десять мужчин. Муса увидел двух женщин, который отгоняли свой скот от колодца, и спросил у них: "В чем ваше дело?". Они рассказали ему в чём дело, тогда он поднял камень и напоил всё их стадо до последней овцы». А потом отвернулся в тень и сказал: "Господи, я нуждаюсь в том благе, которое Ты мне ниспослал!" – ибн Аббас сказал: «Муса по дороге из Египта в Мадьян шёл без еды, кроме некоторых плодов и листьев деревьев, будучи босоногим, т.к. истрепал свои сандалии по пути. Он, будучи избранником Аллаха, сел в тени дерева, голодный до такой степени, что его живот буквально прилип к спине. Он нуждался даже в половине финика тогда». В тень – ибн Аббас, ибн Мас’уд и ас-Судди сказали, что он сел под дерево; "Господи, я нуждаюсь в том благе, которое Ты мне ниспослал!" –и женщины услышали его.
Когда эти две женщины вернулись со стадом рано домой, их отец удивился их раннему приходу и спросил, что случилось. Они рассказали ему о поступке Мусы (мир ему) и он послал одну из них позвать его к их отцу. Аллах Всевышний сказал: И пришла к нему одна из них, стыдливо – т.е. как и подобает свободной женщине. Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Она шла, прикрываясь складками своей одежды».
Ибн Абу Хатим передаёт от Амра ибн Маймуна, что Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Она шла застенчиво, прикрывая своё лицо одеждой, не так, как шла бы бесстыжая женщина, как ей нравится». И сказала: "Отец мой зовёт тебя, чтобы воздать тебе награду за то, что ты напоил для нас" – она показала пример благовоспитанности, не пригласив его сразу, чтобы он не подумал ничего дурного. Она сказала: «Мой отец зовёт тебя, чтобы воздать тебе за то, что ты напоил для нас овец» – т.е. наградить и когда он пришёл к нему и рассказал ему историю – т.е. рассказал ему свою историю и причину, по которой он покинул свою страну; он сказал: "Не бойся, ты спасся от людей неправедных!" – т.е. «Будь спокоен, ты покинул их царство, и их власть не распространяется на нашу страну».

Одна из двух женщин сказала: «Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия». 28:26
Он сказал: «Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из моих дочерей этих при условии, что ты наймешься ко мне на восемь лет. Если же ты останешься на все десять, то это будет милостью от тебя. Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников».
28:27
Он сказал: «Договорились. Какой бы из этих двух сроков я ни отработал, пусть со мной не поступают несправедливо. Аллах является Попечителем и Хранителем того, что мы говорим».
28:28

«Одна из них сказала: ‘‘Отец мой, найми его: ведь он - лучший, кого ты можешь нанять, сильный и верный’’» — т.е. в качестве пастуха для наших стад. Так считали Умар, Ибн Аббас, Шурайх аль-Кади, Абу Малик, Катада, Мухаммад ибн Исхак и другие. Когда она сказала: «Ведь он - лучший, кого ты можешь нанять, сильный и верный» — отец спросил у неё: «Откуда тебе знать?». Она рассказала ему: «Он поднял камень, который могли бы поднять только вдесятером. А когда я шла с ним сюда, я пошла впереди него, но он сказал, чтобы я шла позади. А если он ошибётся дорогой, чтобы я бросала камушек в нужном направлении».

"Я хочу тебя женить на одной из этих моих дочерей» - этот глубокий старец попросил у него пасти его стада, и тогда он женит его на одной из его дочерей. С тем, что ты наймёшься у меня на восемь лет. А если ты закончишь десять, так это от тебя. Я не хочу затруднять тебя. Ты найдёшь меня, если Аллаху угодно, праведным. Аллах говорит, что Муса (мир ему) ответил: Он сказал: "Это - между мной и тобой; какой бы из сроков я ни выполнил, нет обиды на меня, и Аллах - поручитель за то, что мы говорим" – т.е. Муса (мир ему) сказал своему будущему тестю: «Пусть будет так, как ты сказал. Ты нанимаешь меня на восемь лет, и если я отработаю десять лет, то это по моему усмотрению. Если же проработаю меньше десяти лет, то я всё же выполню договор, и выдержу условия».

Аль-Бухари (2684) передаёт, что Са’ид ибн Джубайр сказал: «Один иудей из житетей Хиры спросил меня: «Какой из двух сроков выполнил Муса (мир ему)?» Я ответил, что я не знаю, и что не отвечу, пока не спрошу у одного из учёных арабов. Я пошёл к ибн Аббасу и спросил его об этом. Он ответил, что Муса (мир ему) выполнил больший и лучший срок, т.к. если посланник Аллаха говорил, что он сделал что-то, то значит, он сделал это наилучшим образом». Это повествование передал аль-Бухари.

Когда Муса (Моисей) отработал срок и двинулся в путь со своей семьей, он увидел со стороны горы огонь и сказал своей семье: «Оставайтесь здесь! Я увидел огонь. Возможно, я принесу вам оттуда известие или горящую головню, чтобы вы могли согреться». 28:29
Подойдя туда, он услышал глас со стороны дерева, которое росло в благословенном месте на правой стороне долины: «О Муса (Моисей)! Я — Аллах, Господь миров.
28:30
[
А так же: А с Мусой (Моисеем) Аллах вел беседу 4:164]
[
А так же: Мы подали ему глас с правой стороны горы и подозвали его поближе тихим голосом 19:52]
Брось свой посох!». Когда же он увидел, как тот извивается, словно змея, он бросился бежать и не вернулся (или не обернулся). Аллах сказал: «О Муса (Моисей)! Подойди и не бойся, ибо ты являешься одним из тех, кто находится в безопасности.
28:31

Говорят, что Муса соскучился по родине, по своим близким, и решил навестить их в тайне от фараона и его людей. Он взял свою семью, собрал пожитки и овец, которых подарил ему его тесть, и двинулся в дождливую холодную тёмную ночь. Они остановились на ночлег и он стал высекать своё огниво, но оно никак не загоралось, что его очень удивило; и в это время он заметил у стороны горы огонь – т.е. он увидел вдалеке костёр. Он сказал своей семье: "Останьтесь, я заметил огонь…» - т.е. «Подождите, я схожу туда». Может быть, я приду к вам от него с вестью – т.к. он заблудился и Муса пошёл к огню по направлению к кибле с запада от горы с права от него. Он нашёл пламя, полыхающее на зелёном дереве на склоне горы и стоял поражённым этим зрелищем, как вдруг Аллах воззвал к нему с правой стороны долины в благословенной роще из кустарника. "О Муса, Я - Аллах, Господь миров! ...» - т.е. «Тот, кто говорит с тобой – это Господь миров, Делающий то, что пожелает, нет божества кроме Него, и нет другого господа, Всевышен, Пресвят и Пречист от схожести с творениями в Своей Сущности, атрибутах, словах и действиях. И брось твою палку – т.е. «которая у тебя в руке». На это также указывают слова Аллаха: Что у тебя в правой руке, о Муса (Моисей)?» Он сказал: «Это — мой посох. Я опираюсь на него и сбиваю им листья для моих овец (или отгоняю им моих овец). Я нахожу ему и другое применение». (20:17-18) Он сказал: «О Муса (Моисей)! Брось его». Он бросил посох, и тот превратился в змею, которая быстро двигалась. – и тогда он понял и убедился, что с ним разговаривает Тот, который говорит чему-то: «Будь!» и оно сбывается, как об этом писалось в тафсире суры «Та Ха».
Затем Аллах сказал: И когда он увидел, что она извивается, точно змея, обратился вспять и не повернулся – она двигалась так быстро, и была гигантских размеров с такой огромной пастью и челюстью, что проглатывала любой встречный камень. И камень попадал в её пасть со звуком, будто упал со пропасть. Когда он увидел это: обратился вспять и не повернулся – т.е. убежал без оглядки, т.к. человеческая натура боится таких вещей. Но когда Аллах сказал ему: О Муса, подойди и не бойся, ты - из находящихся в безопасности! Он вернулся и встал на своё прежнее место.


Сунь свою руку за пазуху, и она выйдет белой (цвета молока, светящейся), без следов болезни. Прижми к себе руку, чтобы избавиться от страха. Это — два доказательства от твоего Господа для Фараона и его знати. Воистину, они являются людьми нечестивыми».
28:32

Введи свою руку за пазуху, она выйдет белой без вреда – т.е. «Если ты засунешь руку в складку своей рубахи, и вытащишь, она будет белой, сверкающей, будто это кусок луны, светя и сияя». Слова Аллаха: Без вреда – т.е. без последствий проказы; И прижми своё крыло к себе от боязни – Муджахид сказал: «Чтобы не бояться». Катада сказал: «Чтобы не испытывать ужаса». Мусе было приказано, если он начинал бояться чего-либо, прижать свою руку к себе, и тогда страх исчезнет. Вероятно, если кто-то решит последовать его примеру, и прижать руку к сердцу, то его страх либо уйдёт, либо ослабнет по воле Аллаха. На Аллаха мы уповаем и доверяемся Ему.
Вот это два свидетельства от твоего Господа – т.е. бросание палки, с её превращением в змею, а также засовывание руки в рубаху, и вытаскивание её белой, сверкающей – есть ничто иное, как два неоспоримых ясных доказательства на могущество Действующего по Своей воле, и на правдивость пророчества того, чьими руками делаются эти чудеса. И Аллах сказал: К Фирауну и его знати – т.е. к его приближённым, придворным и начальникам; Поистине, они - народ распутный – т.е. вышедший из повиновения Аллаху, противившийся Его повелениям и религии.

**** А так же: ****************************************************

Вот Муса (Моисей) сказал своей семье: «Воистину, я вижу огонь. Я принесу вам оттуда известие или горящую головню, чтобы вы могли согреться». 27:7
Когда он подошел туда, раздался глас: «Благословен тот, кто в огне, и тот, кто вокруг него. Пречист Аллах, Господь миров!
27:8
О Муса (Моисей)! Воистину, Я — Аллах, Могущественный, Мудрый.
27:9
Брось свой посох!». Когда он увидел, как тот извивается, словно змея, то бросился бежать назад и не вернулся (или не обернулся). Аллах сказал: «О Муса (Моисей)! Не бойся, ибо посланникам нечего бояться, когда они находятся предо Мною.
27:10
А если кто совершил несправедливость, а затем заменил зло добром, то ведь Я — Прощающий, Милосердный.
27:11
Сунь свою руку за пазуху, и она выйдет белой (цвета молока, светящейся), без следов болезни. Вот некоторые из девяти знамений для Фараона и его народа. Воистину, они являются людьми нечестивыми».
27:12

********************************************************************

Он сказал: «Господи! Я убил одного из них и боюсь, что они убьют меня. 28:33
Мой брат Харун (Аарон) более красноречив, чем я. Пошли же его со мною помощником, чтобы он подтвердил мою правдивость. Я действительно боюсь, что они сочтут меня лжецом».
28:34
Он сказал: «Мы укрепим твою руку посредством твоего брата и одарим вас доказательством (или силой). Они не смогут навредить вам. Благодаря Нашим знамениям вы и те, кто последует за вами, станете победителями».
28:35

Когда Аллах приказал ему идти к фараону – к тому, от кого он сбежал из Египта, боясь его гнева: Он сказал: "Господи, я убил у них душу – т.е. того египтянина и боюсь, что они убьют меня – т.е. «Когда увидят меня». И брат мой, Харун, красноречивее меня языком – это потому, что у Мусы (мир ему) был дефект речи по причине того, что в детстве ему предложили на выбор финик (или зёрнышко) и раскалённый уголёк. Он по ошибке взял в рот уголёк и обжёг язык, после чего у него так и остался дефект речи. Муса сказал: Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь. Назначь мне помощника из моей семьи —брата моего Харуна (Аарона). Умножь благодаря ему силу мою и позволь ему разделить со мной мою миссию. (20:27-32) – т.е. «Позволь ему участвовать со мной в этой великой миссии пророчества и доведения послания до этого тираничного, упрямого, деспотичного правителя». Он сказал: И брат мой, Харун, красноречивее меня языком, - пошли же его со мной как опору – т.е. «советником, помощником и поддержкой в моём деле. Чтобы он подтверждал правдивость того, что я говорю. Ведь рассказ двоих более весомый для людей, чем рассказ одного человека». Он сказал: Я боюсь, что они сочтут меня лжецом. Мухаммад ибн Исхак сказал: Как опору, чтобы он подтвердил мою правдивость – т.е. «Будет разъяснять им то, что я говорю им, т.к. понимает меня лучше, чем они». Как только Муса попросил это, Аллах ответил: Мы укрепим твоё плечо твоим братом – т.е. «Подкрепим твоё дело, и дадим тебе в подмогу твоего брата, пророчество для которого ты просил». Подобно тому, как Он сказал: «О Муса (Моисей)! Ты уже получил то, что попросил. (20:36) также: По Своей милости Мы сделали для него его брата Харуна (Аарона) пророком. (19:53) Поэтому некоторые салафы считают, что не было человека, кто бы сделал больше для своего брата, чем Муса для Харуна (мир им обоим). Он ходатайствовал перед Аллахом за него так, что Аллах сделал его брата пророком и посланником с ним к фараону и его знати. Поэтому Аллах сказал о Мусе: Он был почитаем перед Аллахом. (33:69)

Когда Муса (Моисей) явился к ним с Нашими ясными знамениями, они сказали: «Это — всего лишь вымышленное колдовство. Мы не слышали об этом от наших праотцев». 28:36
Тогда Муса (Моисей) сказал: «Мой Господь лучше знает, кто пришел с верным руководством от Него и чей исход в Последней жизни окажется счастливым. Воистину, беззаконники не преуспеют».
28:37

Всевышний Аллах говорит о том, как Муса со своим братом Харуном пришли к фараону и его знати с данными им Аллахом знамениями и неоспоримыми доказательствами на правдивость того, что они сообщают об Аллахе – о единобожии, о следовании Его повелениям. Когда фараон со знатью увидели всё это воочию, убедились, что всё это от Аллаха, они склонились из-за своего неверия и нечестия к упрямству и клевете. И это потому, что они превозносились над следованием истине. Они сказали: Это - всего лишь вымышленное колдовство. Муса ответил им: Господь мой лучше знает тех, кто пришёл с прямым руководством от Него – т.е. «лучше меня и вас, и Он рассудит между нами». Он сказал: И кому будет последнее жилище – т.е. «Кому будет помощь, поддержка и победа». Поистине, не приобретут успех злодеи – т.е. те, которые придают Аллаху сотоварищей.

Фараон сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов». 28:38

Аллах говорит о неверии и беззаконии Фараона, о том, как он назвал себя Богом. В другой суре Аллах сказал: «Он обманул свой народ (или счёл свой народ легкомысленным), и они подчинились ему» (43:54). Он призвал их признать свою божественность, и они по своему недостатку ума и глупости сделали это. Он сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня».
В другом месте Корана Аллах сообщил о Фараоне: «Он собрал толпу, и громко воззвал, и сказал: "Я — ваш Всевышний Господь! Тогда Аллах подверг его наказанию как в Последней жизни, так и в первой жизни. Воистину, в этом было назидание для тех, кто богобоязнен». (79:23-24). Он собрал свой народ, воззвал к ним громким голосом, крича на них, и они покорно ответили ему. За это ему отомстил Аллах и сделал его примером для остальных людей в обоих мирах. Как сказал Аллах в другом аяте: «Фараон сказал: "О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом. Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными». (40:36—37). Фараон построил эту башню, которая была самым высоким сооружением на земле, потому что он хотел показать своему народу, что Муса (мир ему) лжёт, утверждая, что есть другой Бог, кроме Фараона. Поэтому Фараон сказал: «Воистину я полагаю, что он является одним из лжецов», — т.е. «заявляя, что есть иной Бог, кроме меня». Здесь дело не в том, что он обвинял Мусу (Моисея) во лжи относительного того, что он был послан от Бога, потому как не признавал существование Всемогущего и Великого Творца, а в том, что Фараон сказал: «А что такое Господь миров?» (26:23), а также: «Если ты будешь поклоняться иному богу, кроме меня, то я помещу тебя вместе с заключенными» (26:29). Он сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня». Такое толкование представил ибн Джарир.

**** А так же: ****************************************************

После них Мы отправили Мусу (Моисея) с Нашими знамениями к Фараону и его знати, но они поступили с ними несправедливо. Посмотри же, каким был конец распространявших нечестие! 7:103
Муса (Моисей) сказал: «О Фараон! Я — посланник от Господа миров.
7:104
Мне полагается говорить об Аллахе только правду. Я принес вам ясное знамение от вашего Господа. Пошли же со мной сынов Исраила (Израиля)».
7:105
Он сказал: «Если ты принес знамение, то покажи его, если ты говоришь правду».
7:106
Он бросил свой посох, и тот превратился в явную змею.
7:107
Затем он вытащил руку, и она стала белой (цвета молока, светящейся) для тех, кто смотрел на нее.
7:108
Знать из народа Фараона сказала: «Воистину, он — знающий колдун.
7:109
Он хочет вывести вас из вашей страны. Что же вы посоветуете?».
7:110
Они сказали: «Повремени с ним и его братом и разошли по городам сборщиков,
7:111
чтобы они привели к тебе всех знающих колдунов».
7:112
Колдуны пришли к Фараону и сказали: «Если мы одержим верх, то нам полагается вознаграждение!».
7:113
Он сказал: «Да, вы станете одними из приближенных».
7:114
Они сказали: «О Муса (Моисей)! Либо ты бросишь, либо бросим мы».
7:115
Он сказал: «Бросайте!». Когда же они бросили, то очаровали взоры людей, вселили в них страх и явили великое колдовство.
7:116
Мы внушили Мусе (Моисею): «Брось свой посох!». И вот она (змея) стала заглатывать то, что они измыслили.
7:117
Истина подтвердилась, и тщетным оказалось то, что они совершали.
7:118
Они были повержены там и вернулись униженными.
7:119
Колдуны пали ниц
7:120
и сказали: «Мы уверовали в Господа миров,
7:121
Господа Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона)».
7:122
Фараон сказал: «Вы уверовали в него без моего дозволения? Воистину, это — козни, которые вы задумали в городе, чтобы изгнать из него его жителей. Но скоро вы узнаете!
7:123
Я отрублю вам руки и ноги накрест, а затем распну всех вас».
7:124
Они сказали: «Воистину, мы возвращаемся к нашему Господу.
7:125
Ты мстишь нам только за то, что мы уверовали в знамения нашего Господа, когда они явились к нам. Господь наш! Ниспошли нам терпение и умертви нас мусульманами».
7:126

**** А так же: ****************************************************
**** *****************************************************

После них Мы послали Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона) с Нашими знамениями к Фараону и его знати, но они возгордились. Они были грешным народом. 10:75
Когда к ним явилась истина от Нас, они сказали: «Воистину, это — очевидное колдовство».
10:76
Муса (Моисей) сказал: «Неужели, когда истина явилась к вам, вы говорите: «Колдовство ли это?». Воистину, колдуны не преуспеют».
10:77
Они сказали: «Неужели ты пришел для того, чтобы сбить нас с пути, по которому шли наши отцы, и чтобы вам обоим досталось величие на земле? Мы не уверуем в вас».
10:78
Фараон сказал: «Приведите ко мне всех знающих колдунов».
10:79
Когда колдуны явились, Муса (Моисей) сказал им: «Бросайте то, что вы хотите бросить!».
10:80
Когда они бросили, Муса (Моисей) сказал: «Вы явили колдовство. Воистину, Аллах сделает его тщетным. Аллах не исправляет деяний распространяющих нечестие.
10:81
Аллах утвердит истину Своими Словами, даже если это ненавистно грешникам».
10:82
Из-за страха перед тем, что Фараон и его знать будут преследовать их, Мусе (Моисею) поверили лишь немногие потомки из его народа. Воистину, Фараон был деспотичным тираном на земле. Воистину, он был одним из тех, кто излишествует.
10:83

А так же:

Мы отправили Мусу (Моисея) с Нашими знамениями и явным доказательством 11:96
к Фараону и его знати. Но они последовали повелению Фараона, хотя повеление Фараона было неразумным.
11:97
В День воскресения Фараон возглавит свой народ и поведет их в Огонь. Отвратительно то место, куда их поведут!
11:98

А так же:

Потом Мы отправили Мусу (Моисея) и его брата Харуна (Аарона) с Нашими знамениями и ясным доказательством 23:45
к Фараону и его знати, но они возгордились, ведь они были людьми надменными.
23:46
Они сказали: «Неужели мы уверуем в двух людей, которые подобны нам, тогда как их народ служит нам?».
23:47
Они сочли их обоих лжецами и обрекли себя на погибель.
23:48

А так же:

Воистину, Мы даровали Мусе (Моисею) Писание и сделали его брата Харуна (Аарона) помощником ему. 25:35
Мы повелели: «Ступайте вдвоем к народу, который счел ложью Наши знамения». А потом Мы уничтожили его до основания.
25:36

А так же:

Когда Наши знамения были наглядно показаны им, они сказали: «Это — очевидное колдовство». 27:13
Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространявших нечестие!
27:14
*******************************************************************
*******************************************************************
Знатные люди из народа Фараона сказали: «Неужели ты позволишь Мусе (Моисею) и его народу распространять на земле нечестие и отречься от тебя и твоих богов?». Он сказал: «Мы будем убивать их сыновей и оставлять в живых их женщин. Мы обладаем непоколебимой властью над ними».
7:127
Муса (Моисей) сказал своему народу: «Просите помощи у Аллаха и терпите. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует ее в наследие тому из Своих рабов, кому пожелает, и благой конец уготован богобоязненным».
7:128
Они сказали: «Нам причиняли страдания до того, как ты явился к нам, и причиняют их после твоего пришествия». Он сказал: «Быть может, ваш Господь погубит вашего врага и сделает вас их преемниками на земле, а затем посмотрит, как вы будете поступать».
7:129
Мы поразили род Фараона засушливыми годами и неурожаем плодов, дабы они помянули назидание.
7:130
Когда их постигало добро, они говорили: «Это — для нас». А когда их постигало зло, они связывали его с Мусой (Моисеем) и теми, кто был с ним. Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого.
7:131
Они сказали: «Какие бы знамения ты ни показывал, чтобы околдовать нас ими, мы не поверим тебе».
7:132
Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, жаб и кровь в качестве различных знамений. Однако они возгордились — они были народом грешным.
7:133
Когда наказание поражало их, они говорили: «О Муса (Моисей)! Помолись за нас твоему Господу о том, что Он обещал тебе. Если ты избавишь нас от наказания, то мы поверим тебе и отпустим с тобой сынов Исраила (Израиля)».
7:134
Когда же Мы избавляли их от наказания до определенного срока, которого они непременно должны были достичь, они нарушали обещание.
7:135
Мы отомстили им и потопили их в море за то, что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими.
7:136

А так же:

Мы даровали Мусе (Моисею) девять ясных знамений. Спроси сынов Исраила (Израиля) о том, как Муса (Моисей) пришел к ним, и Фараон сказал ему: «О Муса (Моисей)! Воистину, я полагаю, что ты околдован». 17:101
Муса (Моисей) сказал: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений. О Фараон! Я полагаю, что тебя постигнет погибель».
17:102
Фараону хотелось вытеснить их с земли, но Мы потопили его и всех, кто был с ним.
17:103

А так же:

Мы уже отправили Мусу (Моисея) с Нашими знамениями к Фараону и его знати, и он сказал: «Воистину, я — посланник Господа миров». 43:46
Когда же он явился к ним с Нашими знамениями, они стали смеяться над ними.
43:47
Какое бы из знамений Мы ни показывали им, оно превосходило предыдущее. Мы подвергли их мучениям, чтобы они могли вернуться на прямой путь.
43:48
Они сказали: «О колдун! Помолись за нас твоему Господу согласно завету, который Он заключил с тобой, и тогда мы обязательно последуем прямым путем».
43:49
Когда же Мы спасли их от мучений, они тотчас нарушили данное слово.
43:50
Фараон воззвал к своему народу и сказал: «О мой народ! Разве не мне принадлежит власть над Египтом и эти реки, что текут подо мною? Разве вы не видите?
43:51
Разве я не лучше этого презренного, который едва объясняется?
43:52
И почему на него не надеты браслеты из золота? И почему с ним не явились сопутствующие ангелы?».
43:53
Он обманул свой народ (или счел свой народ легкомысленным), и они подчинились ему. Воистину, они были людьми нечестивыми.
43:54
Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех.
43:55
Мы сделали их предшественниками и назидательным примером для остальных.
43:56

*******************************************************************

-2

Он и его воины несправедливо возгордились на земле и предположили, что они не вернутся к Нам. 28:39
[
А так же: А также Карун (Корей), Фараон и Хаман! Муса (Моисей) явился к ним с ясными знамениями, но они превознеслись на земле и не смогли опередить наказание. 29:39]
Мы схватили его и его воинов и бросили их в море. Посмотри же, каким был конец беззаконников!
28:40
Мы сделали их предводителями, которые призывают в Огонь, и в День воскресения им не окажут помощи.
28:41
Мы сделали так, что проклятие следует за ними в этом мире, а в День воскресения они будут в числе отдаленных от милости.
28:42

«Тогда твой Господь пролил на них бич мучений. Воистину твой Господь — в засаде» (89:13—14). Поэтому Аллах сказал здесь: «Мы схватили его и его воинов и бросили их в море» - т.е. «Одним утром Мы потопили их в море, и никто из них не спасся».

**** А так же: ****************************************************

Муса (Моисей) сказал: «Господь наш! Ты даровал Фараону и его знати в мирской жизни украшения и богатства. Господь наш! Они сбили других с Твоего пути. Господь наш! Уничтожь их богатство и ожесточи их сердца, чтобы они не могли уверовать, пока не увидят мучительные страдания». 10:88
Он сказал: «Ваша молитва принята. Ступайте прямым путем и не следуйте за теми, кто не обладает знанием».
10:89
Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман».
10:90
Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие.
10:91
Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями.
10:92

А так же:

Знамение было и в рассказе о Мусе (Моисее). Вот Мы отправили его к Фараону с явным доводом. 51:38
Он отвернулся в сторону (или вместе со своим окружением) и сказал: «Колдун или одержимый!».
51:39
Мы схватили его вместе с войском и бросили их в море, и он был достоин порицания.
51:40

*******************************************************************

Погубив первые поколения, Мы даровали Мусе (Моисею) Писание в качестве наглядного наставления для людей, верного руководства и милости, чтобы они могли помянуть назидание. 28:43

Аллах сообщает, какой великой милостью Он наградил Своего раба и посланника Мусу (Моисея), мир ему. Он ниспослал ему Тору, после того как погубил Фараона и его свиту. После того как погубили первые поколения – т.е. после ниспослания Торы ни один народ не будет истреблён, но после этого верующим было приказано сражаться с врагами Аллаха — многобожниками. Как сказал Аллах: «Фараон, его предшественники и опрокинутые селения (селения народа Лута) совершали грехи. Они ослушались посланника своего Господа, и Он схватил их Хваткой превосходящей» (69:9-10).
Ибн Джарир (20/80) передал от Абу Са'ида аль-Худри: «Аллах не погубил ни один народ ни карой с неба, ни карой с земли после того, как была ниспослана Тора, за исключением жителей селения, которые после Мусы (мир ему) были превращены в обезьян». Затем он прочитал следующий аят: И даровали Мы Мусе писание, после того как погубили первые поколения». [Абу Хатим передал со слов Абу Са'ида аль-Худри, Абу Бакр аль-Баззар в своём «Муснаде» 2247].

Тебя не было на западном склоне, когда Мы возложили на Мусу (Моисея) наши повеления, и тебя не было в числе присутствовавших. 28:44

Аллах приводит доказательство пророчества Мухаммада (да благосло-вит его Аллах и приветствует), который рассказывал о тайнах прошлого так, будто он сам присутствовал и был свидетелем этого всего. А ведь он был неграмотным, не читал книги, и вырос среди людей, которые, тем более, не знали ничего этого. Подобно этому Аллах сообщил ему о Марьям (мир ей), и о том, что с ней было: «Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям (Марию). Ты не был с ними, когда они препирались» (3:44).
Рассказывая ему о Нухе (Ное) и потоплении его народа, Аллах сказал: «Все это — повествования о сокровенном, которые Мы ниспосылаем тебе в откровении. Ни ты, ни твой народ не ведали о них прежде. Будь же терпелив, ибо добрый исход уготован богобоязненным» (11:49).

В конце суры «Худ» Аллах сказал: Это — некоторые из повествований о селениях, которые Мы рассказываем тебе. (11:100)
В рассказе о Йусуфе (Иосифе) Аллах сказал: «Все это часть повествований о сокровенном, которые Мы ниспосылаем тебе в откровении. Ты не был с ними, когда они вместе принимали решение и строили козни» (12:102)
т.е. «О, Мухаммад, ты не был на западном склоне горы, где Аллах беседовал с Мусой (Мир ему) из дерева на краю долины». Не был ты присутствующим – т.е. «Ты не был свидетелем этого. Но Аллах низвёл тебе откровение об этом, чтобы это было доводом и доказательством для многих поколений после, которые из-за древности этих событий позабыли знамения Аллаха, данные древним пророкам».

Но Мы сотворили поколения после Мусы (Моисея), и долгим оказался для них срок. 28:45