Найти в Дзене
Александр Дедушка

Ближние или Бог? Когда жизнь может стать бесполезной? Св. Серафим Саровский об этом

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Мы чаще всего, если признаться с полной откровенностью, не любим никого. Ни Бога, ни ближних. И это отличительный признак нашего поколения – поколения теплохладных людей и поколения теплохладных христиан.

Тем важнее для нас присмотреться к наставлениям святых по этому поводу.

Св. Серафим Саровский вслед за другими святыми много говорит о том, что к ближним нужно относиться по заповеди Христовой – с заботой и любовью и предупреждает о пренебрежении ими или презрении к ним.

Мало того, он даже настаивает на том, что их грехи нужно не обличать, а покрывать:

«Брату грещащу, покрой его. Как советует св. Исаак Сирин (С.89): Простри ризу твою над согрешающим и покрой его. Мы все милости Божией требуем, как Церковь поет: Аще не Господь бы был в нас, кто доволен цел сохранен бытии от врага, купно же и человекоубийцы».

Но вот дальше батюшка Серафим делает одно очень характерное замечание:

«Мы в отношении к ближним должны быть, как словом, так и мыслью, чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною».

И как все в точку! У нас ведь все наоборот. У нас к ближним – нет ни чистоты, ни равенства.

Чистоты в том смысле, что никогда мы не имеем полного бескорыстия в наших добрых делах по отношению к ним. Всегда по принципу: ты мне – я тебе.

Я настаиваю на том, что всегда.

Даже по отношению к детям. Всегда на заднем фоне маячит мыслишка: сейчас я бьюсь с ними, а когда состарюсь – они позаботятся обо мне…

А уж о равенстве и говорить не приходится. Мы пристрастны к ним до глупости. До детской ревности и слез о раздавленных песочных пасочках и разломанных игрушках.

И часто близость этих ближних в зависимости от их поступков и отношению к нам меняется у нас по многу раз – как в калейдоскопе.

Но пусть для нас звучат предупреждением слова преподобного Серафима, что в этом случае наша жизнь грозит оказаться для нас бесполезной. И другой не может быть по определению.

Но идем дальше. Батюшка Серафим делает очень важные различия в любви к ближним и к Богу.

«Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя, по заповеди Господней: Возлюбиши ближняго твоего, яко сам себе (Лук. 10.27). Но не так, чтобы любовь к ближним, выходя из границ умеренности, отвлекала нас от исполнения первой и главной заповеди, т.е. любви Божией, как о сем поучает Господь наш Иисус Христос: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене. Несть Мене достоит (Мф. 10.37).

Итак, ближних мы не любим, мы просто к ним пристрастны. И сила наших пристрастий такова, что она, точно по словам преподобного Серафима, выходит «из границ умеренности» настолько, что о любви к Богу мы не просто забываем – в наших сердцах не остается на нее никакого места.

Увы – это так. Стоит сравнить наше самое сильное пристрастие к кому бы то ни было – то это окажется именно так.

Любовь к Богу тут и рядом даже не стояла, просто потому, что на фоне наших личных страстей и пристрастий ее просто нет.

Самое поразительное, что эти наши пристрастия могут сменять друг друга, но даже эта смена не наводит нас на мысль о греховности такого положения.

Поэтому слушаем предостережения святых по этому поводу дальше:

«О сем предмете хорошо рассуждает св. Димитрий Ростовский: там видна неправдивая к Богу в христианском человеке любовь, где тварь со Творцом сравнивается, или более тварь, нежели Творец почитается; а там видна правдивая любовь, где один Создатель паче всего создания любится и предпочитается».

Обратили внимание на ремарку о «христианском человеке».

Речь идет действительно о христианах. О неверах и барабанщиках и речи нет. В них нет места любви к Богу по определению, а души переполнены страстями и пристрастиями.

Но – увы! – мы, так называемые христиане, в этом плане мало чем от них отличаемся.

Творец или тварь?.. Мы конечно кивнем и будем утверждать, что Творец должен быть на первом месте. Но это окажутся только лицемерные слова.

Пусть каждый проведет небольшой эксперимент.

Возьмет одного своего (только взрослого) ближнего, к которому имеет самое большое пристрастие (не будем говорить любовь – ибо это под большим сомнением), и сравнит время, которое у него или нее тратится на этого ближнего с временем, которое тратится на Бога.

Сюда надо будет включить не только конкретные действия, но и мысли и мечты и раздумья…

И что окажется?

Да окажется, что время, отведенное Богу, и близко не сравнится с временем, уделенным этому ближнему.

Вот тебе и тварь… Тварь, которая окажется у любого из нас гораздо впереди Творца.

Но не окажется ли благодаря этому, как предупреждает батюшка Серафим, наша жизнь бесполезной?

Стоит задуматься.