Изучение иностранного языка с точки зрения нейробиологии

338 прочитали
Почему после 10 лет уже не получится овладеть сразу двумя языками на уровне родного, в чём заключается особенность мозга билингвов, что мешает взрослым в изучении иностранных языков и какой самый...

Почему после 10 лет уже не получится овладеть сразу двумя языками на уровне родного, в чём заключается особенность мозга билингвов, что мешает взрослым в изучении иностранных языков и какой самый естественный способ для мозга, чтобы это преодолеть, рассказала исследователь Центра нейробиологии и нейрореабилитации Сколтеха Айгуль Насибуллина.

Людей, свободно говорящих на двух языках и у которых присутствует так называемая «текучесть» речи, мы обычно называем билингвами. Кто-то уже с рождения начинает развиваться в двух языках – например, когда ребёнок находится в утробе матери и та говорит с ним на двух языках. Некоторые дети становятся билингвами в силу изменившейся обстановки, например, при переезде в другую страну. Билингвы делятся на тех, у кого есть один ведущий язык, и тех, у кого оба языка одинаково ведущие. При этом с точки зрения нейробиологии выучить второй язык как родной и говорить без акцента можно только до определённого возраста, по одним оценкам — до 7-8 лет, по другим — до 10.

В человеческом мозге есть определённые центры, ответственные за владение другими языками, — центр Брока и зона Вернике. Брока отвечает за синтез речи, Вернике – за его восприятие. В том числе в этом процессе задействован гиппокамп, контролирующий память человека, без которой невозможно обладать хорошим лексиконом, знать грамматику и понимать фонетику языка.

Мозг билингва действительно отличается от мозга монолингва. Серого вещества в гиппокампе первых обычно больше, а сама кора головного мозга толще. Изучение языков напрямую связано с нейропластичностью, поэтому люди, владеющие несколькими языками, ментально гибкие и лучше справляются с многозадачностью. Есть одно интересное наблюдение, хорошо демонстрирующее разницу в работе мозга билингва и монолингва. До 8 месяцев ребёнок-монолингв, посмотрев видео без звука, может определить, где говорят на его родном языке, а где нет. После 8 месяцев определить это у него уже не получится, в отличие от ребёнка-билингва, хотя языки могут быть одной группы (в исследовании приводились английский и французский).

Взрослому человеку намного труднее в совершенстве выучить иностранный язык. Язык – это не просто слова, а целая система, поэтому у взрослого новый язык накладывается на ту систему координат, которая выстроилась по родному языку, что и осложняет процесс обучения. Наиболее естественный для нашего мозга способ учить новый язык – начать со звуков. Важно отключиться от самих понятий и слушать язык как музыку, определять интонацию, динамику, чувствовать разницу между звуками и только потом переводить это в систему знаков. Именно поэтому многим музыкантам и композиторам легко даётся изучение иностранных языков.

Эффективно учить язык помогают ассоциации и включение всех органов чувств. Например, важно не просто заучивать слово, а нарисовать его, посмотреть на картинку или фотографию, послушать песню на эту тему — так включаются все модальности, способствуя лучшему восприятию мозга. А вот просмотр сериалов на иностранным языке не самый однозначный вариант: с одной стороны, получение удовольствия при просмотре положительно влияет на восприятие информации, но с другой стороны, этот способ будет иметь эффект, если человек обладает определённой базой языка, и при этом важно не просто смотреть, но и разбирать незнакомые слова и примеры их употребления.

Наш мозг также лучше запоминает информацию, которую мы получаем в период ярких событий, например, когда мы влюблены, — этот факт тоже можно использовать при изучении языков. Главный секрет успеха — не просто учить слова и грамматику, но и находиться в пространстве языка, культурно погружаться в него. Для этого необязательно уезжать в страну, где говорят на этом языке, но важно изучать историю, географию, культуру этой местности, узнавать частые поговорки и их происхождение, слушать живой язык носителей — проникать в глубину языка. Так, вы точно лучше выучите его быстрее, интереснее и легче.

Читайте также: