Найти тему

Как Святая Троица создает человека?

В богословской науке не раз отмечалось, что в православии догма и этос, теория и практика, вера и жизнь неразрывно связаны друг с другом. Каждое приглашение к духовной борьбе имеет мощную догматическую основу, и наоборот: духовная жизнь Церкви любви и смирения порождает в определенном смысле догматическую совесть каждого члена Церкви в отдельности и всей Церкви в целом.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души


Старец Амилиан строго следует этому правилу, сам являясь частью патристической традиции в Духе Святом. Это ясно из значительной части его учения. Но есть один момент, где эта связь между догмой и этосом проявляется более четко и, можно сказать, детально. Это начало книги Λόγος Περί Νήψεως: Ερμηνεία στον Άγιο Ησύχιο (Рассуждение о бдительности: толкование святого Исихия). На страницах с четвертой по шестую, прежде чем перейти к более глубокому рассмотрению практики и теории основной составляющей аскетической жизни - бдения, старцу Аимилиану удается в сжатой форме изложить библейское и патристическое учение о Святой Троице и о сотворении Богом человеческой личности.

И древние, и современные отцы Церкви глубоко осознают, что аскетическая и нравственная жизнь христиан имеет онтологический и моральный характер. Это не просто подчинение правилам и заповедям, не состояние нравственной гетерономии или порабощения через слепое послушание Божественным заповедям. Христианский этос уходит корнями в глубокое знание, сохраняемое опытом церковного тела: творение человека организуется и осуществляется Самими тремя Лицами Троицы.

Старец Аимилиан пишет: В один исключительный и неповторимый момент истории Отец Небесный пожелал сотворить материальный мир. После этого Он в сотрудничестве с двумя другими Лицами Святой Троицы создал человеческое тело и вдохнул в него дыхание жизни. Так Божье творение стало живым существом. После этого Бог перестал просто парить над водами и вошел в сотворенные и материальные элементы и живые существа. Он поселился в уникальном, высшем существе, которое стало царем и причиной творения. А причина творения - это Сам Бог. С этого момента соединение, путь к отождествлению и единению с Богом стал неизбежным, и теперь невозможно представить себе человеческую личность, образ невидимого Бога, без Святого Духа.

Св. Троица
Св. Троица

Итак, Святой Дух, как одно из Лиц Святой Троицы, участвует в рождении каждого человека. Вместе с Отцом и Сыном Он дает материнскому чреву материал, который берется от отца и матери, и зародыш, зачатый таким образом, есть плоть, пыль. Мы, люди, рождаемся от пыли: мы - пыль и возвращаемся в пыль. Этой пыли родители отдают все способности и свойства своей личности, они отдают себя, образ своей плоти.

То, что Отец Небесный сделал с первым человеком, Он делает и при рождении каждого из нас, с той лишь разницей, что тогда Он сначала создал прах, а потом вдохнул в него Святой Дух, а сейчас Святой Дух входит в человека сразу же после зачатия. Поэтому с самого первого момента эмбрион жив и является личностью, потому что он получил вдохновение Святого Духа. Он обладает рациональным управлением, является полным образом Божества и до последних своих мгновений несет в себе черты божественной и человеческой природы, неизменно и неуклонно. Внутри человека также существует внутренняя связь между человеческой и божественной природой, как это имеет место во Христе.

Отсюда следует, что в рождении каждого человека есть, с одной стороны, божественные действия, а с другой - человеческий вклад, в соответствии с древним изречением и волей Божества: плодитесь и размножайтесь. Муж и жена, составляющие одну плоть - будете одна плоть, - общаются Святым Духом, а всемогущий Сын соединяет все воедино, вкладывает все в чрево женщины, и таким образом мы имеем полную личность, одновременно Божескую и человеческую. Новые люди, созданные Богом и созданные для Бога, наделяются при крещении божественностью, харизматической жизнью, и в этот момент Святой Дух становится наследником их существования. С этого момента они постоянно испытывают внутренний вызов Святого Духа, а также проецируют из себя искры, свет божественности. Таким образом, земная пыль становится сияющей жизнью благодаря бдительности.